План установления предельных цен на российские энергоресурсы всё больше напоминает план по сохранению лица его инициаторами

Источник фото: avatars.dzeninfra.ru

На днях издание Bloomberg сообщило, что ЕС больше не рассматривает предельные цены как механизм сдерживания роста стоимости газа. Вместо этого речь идет о некоем «динамическом ценовом коридоре», что по своей формулировке очень напоминает борьбу за дисконт к цене газа для развитых стран, аналогичный тому, что получают Китай и Индия. Но если во втором случае скидка была полюбовным решением, то в первом случае страны G7 хотят получить ее силой.

Кратное сокращение поставок российского газа в ЕС с учетом подрыва «Северных потоков», ограничения прокачки по территории Украины и остановки маршрута Ямал – Европа делают торговлю западных стран за скидку на газ игрой от слабой позиции. Впрочем, позиция Евросоюза с лета текущего года в значительной мере скорректировалась: теперь ограничение цен на газ рассматривается не как способ давления на Россию – речь идет уже об изменении ценообразования на весь импортируемый в ЕС газ, включая норвежский, катарский, азербайджанский и др. Что не только может нанести непоправимый удар по существующей системе биржевых газовых контрактов, обеспеченности ресурсом, но и внешнеполитическим отношениям ЕС с альтернативными России поставщиками газа.

Так или иначе, по газу формального решения ограничить цены G7 не принимала, оставляя это в качестве крайне желательной, но столь же невозможной опции. А значит, не найдя приемлемого решения, «Большой семерке» есть куда отступать. Разговор о газе, вероятно, уйдет в сторону формирования картеля покупателей, совместно закупающих ресурс. Но пока ни формат, ни основы, ни мотивы его потенциальных участников не прояснены, учитывая, что в этой сфере в ЕС оперирует преимущественно частный бизнес.

А вот по нефти формальное решение о введении потолка цен G7 приняла еще в сентябре. А в начале ноября к группе из семи стран присоединилась Австралия, которая, впрочем, является слабым утешением на фоне отказа участвовать в системе ограничений со стороны Индии и Китая. В преддверии начала действия нефтяного эмбарго началась настоящая игра нервов. 5 ноября госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что Россия сохранит заинтересованность в поставках нефти странам Запада и после введения потолка цен. Это заявление звучит, как прощупывание почвы в ожидании реакции Москвы, которая должна подтвердить или опровергнуть озвученную еще в сентябре президентом Путиным максиму в контексте дискуссии об ограничении цен на российские энергоресурсы и отказе торговать в ущерб себе. «Ни газ не будем поставлять, ни нефть, ни уголь, ни топочный мазут. Ничего не будем поставлять», – заявил тогда Путин.

Европе и США нужна российская нефть. Целому ряду западных НПЗ нужен именно сорт Urals, который позволяет выпускать достаточный объем нефтепродуктов из тяжелых фракций (мазут, дизель, разнообразные продукты нефтехимии и др.). При этом же сейчас очевидно, что невостребованная на Западе российская нефть пробивает дорогу к другим рынкам.

Индия, имеющая богатый опыт участия в движении неприсоединения, отказалась поддержать усилия G7 по введению потолка цен на российскую нефть. Только за первое полугодие 2022 года она нарастила импорт российской нефти в 50 раз. 8 ноября глава МИД Индии Субраманьям Джайшанкар в ходе переговоров с российским коллегой Сергеем Лавровым прямо объяснил причины такого решения. «На сегодняшний день мы являемся третьим крупнейшим потребителем нефти и газа, однако уровни доходов не очень высокие. Поэтому на нас лежит обязательство по обеспечению наилучшего доступа к международным энергетическим рынкам на наиболее выгодных условиях», – сказал Джайшанкар. И добавил уже без обиняков: «Скажу вам честно, мы считаем, что индийско-российские отношения идут нам на пользу, и мы бы хотели сохранить преимущества наших отношений и в будущем».

В этой ситуации не в восторге от введения потолка цен на нефть и ближневосточные страны. Министр энергетики и минеральных ресурсов Омана Салим аль-Ауфи заявил, что внедрение потолка цен противоречит всем нормам рынка и в долгосрочной перспективе обеспечить сохранение таких искусственных ограничений будет очень непросто. Казалось, уход российской нефти и нефтепродуктов с западных рынков освободит нишу на пользу другим игрокам. Но и там понимают, что излишки российской нефти, поставляемой с еще большим дисконтом в те же Индию и Китай, рано или поздно выплеснутся на общий рынок через реэкспорт или серые поставки (поставки в смесях, перегрузки на другие танкеры и т. п.). А значит, это отразится на доходах всех добытчиков.

В сухом остатке: в игру с ограничением цен на энергоресурсы не хочет играть никто, кроме небольшой группы стран – потребителей нефти. Не исключено, что после утверждения победы республиканцев в Палате представителей по итогам прошедших на днях выборов в эту игру не захотят играть и США, которые сами являются крупным экспортером энергоресурсов. А значит, задача максимум – ограничить доходы России от экспорта углеводородов – сменилась задачей минимум: выровнять рынок, устранив дисбаланс в ценах для европейских и азиатских потребителей, которые покупают российское сырье на разных условиях ввиду исключительно геополитических факторов. Нефтяной рынок уже сейчас готовится к будущему миру.

Глеб Простаков, ВЗГЛЯД