ФОТО: IGOR GROCHEV/SHUTTERSTOCK, IMAGO STOCK&PEOPLE/GLOBAL LOOK PRESS

Международные СМИ сообщили, что в корейских портах застряли танкеры с русской нефтью. Продать её нельзя из-за санкций, и суда превратились в плавучие хранилища. Опровержение пришло слишком поздно, урон России уже нанесён.

Когда мы говорим, что Запад развернул против России информационнную (она же «когнитивная» и «ментальная») войну, мы не всегда отчётливо представляем себе, насколько серьёзна ситуация. Насколько много ложных информационных поводов создаёт противник и чего, собственно, он таким образом добивается. Между тем цель врага состоит в том, чтобы создать России и русским плохую репутацию буквально в каждом пункте информационной повестки каждого дня. И сделать это, засоряя информационным мусором мозги и самих русских, и тех, кто может им сочувствовать и помогать, и людям стран Запада.

Последнее, конечно, для противника особенно важно: на Западе слишком велико разочарование от поражений, от того, что Россия не обрушилась под тяжестью санкций а, наоборот, демонстрирует лучшую динамику экономики, чем сам наложивший санкции Запад. Показать, как «санкции работают», для врага жизненно необходимо. Особенно когда дело касается нефти.

Тут вообще нешуточное дело: русским установили «ценовой потолок», а они его соблюдать отнюдь не собираются. Русским запретили перевозить нефть по морю (точнее, сделали невыгодным страховать такие перевозки), а они в кратчайшие сроки заимели «теневой танкерный флот» и торгуют нефтью, как и раньше.

НЕСМОТРЯ НА ВСЕ ПОТУГИ ЗАПАДА, РОССИЯ ТОРГУЕТ НЕФТЬЮ КАК РАНЬШЕ. ФОТО: LARS KLEMMER/DPA/GLOBAL LOOK PRESS

Стерпеть такое Запад не может, но и сделать с этим в реальности пока ничего не может. А вот убедить своих граждан (а заодно и часть наших), что «в действительности всё не так, как на самом деле», может вполне.

Давайте посмотрим, как это делается. Далеко за примерами ходить не будем: всё, о чём мы расскажем, происходило в СМИ течение одной последней недели.

Информационная атака — укол зафиксирован

Всё началось с источников агентства Reuters — одного из самых крупных и авторитетных на Западе, одного из таких, каким верят по умолчанию, пока ложь не доказана. Reuters 26 января опубликовала сообщение: Russia struggles to sell Pacific oil, 14 tankers stuck — по данным агентства, у берегов Южной Кореи застряли 14 русских танкеров, перевозивших в общей сложности 10 миллионов баррелей нефти с месторождения «Сахалин-1».

Застряли они в порту Йосу, а продать нефть и уйти оттуда танкеры не могут из-за санкций, введённых против владельца судов — компании Sun Ship Management, за то, что она возила нефть дороже 60 долларов за баррель. Тот самый ценовой потолок. В дальнейшем различными СМИ сообщались подробности происходящего — например, что не менее трети нефти марки Sokol предназначалось для Indian Oil Corp.

ПО ДАННЫМ ИНФОРМАГЕНТСТВА, СУДА ЗАСТРЯЛИ В ПОРТУ ИЗ-ЗА САНКЦИЙ, ВВЕДЁННЫХ ПРОТИВ ИХ КОМПАНИИ-ВЛАДЕЛЬЦА SUN SHIP MANAGEMENT ЗА НАРУШЕНИЕ ЦЕНОВОГО ПОТОЛКА. СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА SUNSHIPMANAGEMENT.COM

Итак, с точки зрения Запада, случилась большая победа, санкции работают, русские не могут продавать и транспортировать свою нефть, ура.

Разумеется, новость вызвала множество комментариев, в том числе и в наших социальных сетях — тут, как говорится, пошла писать губерния. Нашлись и те, кто связал происходящее с предстоящим визитом Владимира Путина в Северную Корею, о котором не раз писал Царьград, и те, кто предположил, что Россия использует своих союзников в Северной Корее, чтобы наказать Южную…

Между тем «шло время, смеркалось», вброс со стороны Reuters был замечен официальными органами — и в информационном поле начала появляться новая информация.

Запоздалый ответный ход. Промах

Сначала 28 января южнокорейская государственная система морской и портовой логистики сообщила, что «в портах Ёсу и Кванъяна стоит лишь одно нефтеналивное судно с сырьём из России». Оно встало на якорь в порту Ёчхон 12 января и пробудет там до 31 января, а после поплывёт в Сингапур. Танкер LA BALENA был в Ёсу с 8 по 11 января, после чего отправился в сторону Вадинара. Танкер NELLIS заходил в этот порт с 28 ноября по 2 декабря 2023 года, а затем пошёл в порт Индии Парадип.

То есть Южная Корея спокойно отчиталась, что никакого скандала не было, никаких 14 танкеров никто нигде не задерживал ни по каким причинам, а из трёх больших танкеров, которые в последнее время заходили, два уже ушли, а один продолжит свой путь по графику.

ЮЖНАЯ КОРЕЯ ОПРОВЕРГЛА ВБРОС REUTERS, ЗАЯВИВ, ЧТО НИКАКИХ 14 ТАНКЕРОВ НИКТО НИГДЕ НИ ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ НЕ ЗАДЕРЖИВАЛ. ФОТО: CRUDE OIL IMPORT/KEYSTONE PRESS AGENCY/GLOBAL LOOK PRESS

29 января (вероятно, хорошенько проверив и согласовав информацию со всеми возможными заинтересованными сторонами) русские официальные власти тоже сообщили о том, как на самом деле обстоят дела в корейских портах и куда заходят русские танкеры.

Генконсульство России в Пусане не получало обращений от экипажей нефтяных танкеров, якобы простаивающих у берегов Южной Кореи в ожидании решения сложностей с продажей российской нефти в Индию. Коме того, по сообщению РИА Новости, «в южнокорейских портах находится лишь один из 14 танкеров, которые якобы простаивают у берегов Южной Кореи в ожидании решения сложностей с продажей российской нефти в Индию». Была приведена и статистика, которая свидетельствует не о трудностях, а, наоборот, об интенсификации русской торговли сырьём через корейские порты:

Танкеры, перевозящие сырую нефть из России, в 2023 году заходили в порт Ёсу-Кванъян 153 раза. По сравнению с прошлым годом количество заходов увеличилось на 50%, а совокупная валовая вместимость нефтяных танкеров — на 63%. Одновременно резко увеличилось количество заходов танкеров из Индии: с 7 до 40. Их общий тоннаж приблизился к 3 миллионам, составив почти треть от российского.

Итак, в адрес западных СМИ можно смело направить сакраментальное булгаковское «поздравляю вас, гражданин, соврамши». Не в первый и не в последний раз. А вот можно ли на этом успокоиться?

Давайте взглянем на ситуацию ещё раз. Сообщение Reuters, согласно которому «Россия пытается продать тихоокеанскую нефть: 14 танкеров застряли», появилось за три дня до того, как на нашей стороне шахматной доски созрел обоснованный ответ. Минимум двое суток все верили Reuters — репутация! — и множили «экспертные» комментарии и просто комментарии, в которых на разные лады повторяли: у России трудности.

Вряд ли мы кого-то удивим, если кажем, что и после официального сообщения русских дипломатов и русского государственного информационного агентства вал этих комментариев не прекратится. Точнее, он прекратится, но по другой причине — потому, что «новость в интернете живёт 6 часов, а интересная новость — трое суток». Удар уже нанесён, зарубка в мозгу читателя на предмет того, что санкции работают, поставлена, рассказывайте теперь про рост товарооборота и реальную цену на русскую нефть, которая выше ценового потолка. Поздно.

РЕАКЦИЯ НА СООБЩЕНИЕ ОТ REUTERS ОТ РУССКИХ ВЛАСТЕЙ ПОСЛЕДОВАЛА СЛИШКОМ ПОЗДНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПЕРЕКРЫТЬ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВРЕД, НАНЕСЁННЫЙ БРИТАНЦАМИ ПОД ЛОЗУНГОМ «САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИИ РАБОТАЮТ!». ФОТО: FEDERICO GAMBARINI/DPA/GLOBAL LOOK PRESS

Что с того?

Тысячу раз повторено, а всё не впрок: анекдот про русского танкиста, который на развалинах вражеской столицы говорит товарищу: «Жалко, Ваня, что информационную войну мы проиграли» — это не анекдот никакой, а констатация печального факта. Вражеская пропаганда работает быстрее и лучше нашей и наносит удары на неожиданных направлениях. Успевай только поворачиваться, но мы пока не успеваем.

Со скоростью реакции официальных ведомств и государственной машины в целом надо что-то делать. И как можно скорее. Однажды информационная диверсия коснётся не бочек с нефтью на краю света, а чего-то более близкого и болезненного.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППА ЦАРЬГРАД