Дроны-камикадзе «Ланцет-3» применяются на Украине с начала СВО. Из оружия для локальных ударов они превратились в инструмент для срыва наступлений противника

Фото © ТАСС / Виталий Невар

ВС РФ начали применять «Ланцеты» для уничтожения пехоты и техники противника в самом начале спецоперации. Летом оружие стало использоваться существенно чаще, а к осени боевая активность «Ланцетов» достигла своего пика: 20 октября в Сети появился ролик, на котором видно, как дроны «Ланцет-3» поражают гаубицу «Мста-Б», а также радиолокационные комплексы, танк и автомобильную технику подразделений ВСУ. Ранее сообщалось о том, что «Ланцет-3» ликвидировал украинский комплекс ПВО С-300 на Запорожском направлении. 6 ноября стало известно о 22-м подтверждённом попадании по гаубице М777.

«Ланцет-3» («Изделие-52»), как и КУБ-БЛА, разработан компанией ZALA Aero. Он предназначен для уничтожения наземных и воздушных целей, также может выполнять разведывательные функции или работать в паре с разведывательным дроном. Его иногда сравнивают с другим барражирующим боеприпасом — Switchblade-600, но у того нет функции уничтожения беспилотников, не говоря уже о других преимуществах отечественного дрона.

«»Ланцет» — это барражирующий боеприпас, который работает в тактической зоне, он ограничен по времени полёта и предназначен для того, чтобы поражать цели, местонахождение которых уже известно. Это танки, ПВО, самоходные гаубицы», — описывает основное предназначение беспилотника военный эксперт Алексей Леонков.

Длина крыльев «Ланцета» составляет 1,65 метра. Планер выполнен из пластика и углеволокна. Высота полёта дрона-камикадзе составляет 5 километров, время полёта по сравнению с первой версией «Ланцета» («Изделие-51») увеличено до 40–60 минут. Радиус поражения целей — 40 километров. Взлётная масса — 12 килограммов, на борту находится боевая часть массой 3 килограмма. Скорость полёта — 110 километров в час. В качестве силовой установки используется электродвигатель, более мощный, чем у первого «Ланцета», и с увеличенной ёмкостью аккумулятора. «Ланцет-3» оснащён противолазерной защитой, что помогает обезопасить его от современных образцов лазерного оружия.

Внутри дрона-камикадзе установлены тепловизор, видеокамеры, газоанализатор, система оповещения, лазерный целеуказатель и дозиметр. Управление и коррекция в полёте осуществляется по телевизионному каналу, наведение на цель — оптико-электронное. Запускается «Ланцет», как и КУБ-БЛА, с катапульты. Для запуска американских дронов Switchblade600, применяемых ВСУ, требуется специальный транспортно-пусковой контейнер (ТПК), что усложняет его применение в условиях интенсивного боя.

В то же время американские Switchblade обладают наиболее низким показателем по времени работы: они спроектированы таким образом, чтобы падать на землю и деактивироваться, если за 15 минут полёта оператор не нашёл для беспилотника подходящей цели.

Если говорить о борьбе с вражескими ПВО и самоходными гаубицами, «Ланцет-3» использует особую тактику.

«Это довольно хитрая тактика. Когда вражеское средство ПВО обозначает свою позицию, стреляя по какому-нибудь беспилотнику, следом тут же прилетает «Ланцет-3» и уничтожает его. Так действовали, к примеру, в Нагорном Карабахе азербайджанские войска. В СВО «Ланцеты» играют по принципу: «Выстрелил — поменял позицию». То есть мы знаем, что «где-то в этом квадрате работает ПВО, и мы отправляем «Ланцет». Он её находит несмотря на то, что она пытается спрятаться, и поражает. Та же история с САУ «Краб». Противник пытается её замаскировать в лесу, и тут прилетает «Ланцет-3» и уничтожает её», —  говорит Алексей Леонков.

По словам Леонкова, главная изюминка БПЛА «Ланцет-3» — в способности маневрировать, что обеспечивает хирургическую точность ударов, оправдывая название дрона, названного в честь острого хирургического инструмента. Манёвренность «Ланцета» — заслуга необычной для дрона аэродинамической схемы «двойной икс», которой нет у большинства современных дронов-камикадзе. По сути, это продольный биплан с двумя X-образными плоскостями. Это позволяет дрону пикировать на очень высоких скоростях, сохраняя при этом полезную нагрузку большой массы.

В модернизированных «Ланцетах» установлена улучшенная оптика, а наличие тепловизора даёт дрону возможность работать и днём, и ночью. «Ланцету-3» не нужна спутниковая навигация, и он способен самостоятельно осуществлять разведку и атаковать цель.

Благодаря увеличенной по сравнению с предыдущей версией боевой части «Ланцет-3» стал убойнее. Также они способны некоторое время находиться в заданном районе и искать цели, а потом уничтожать их. Технически это выглядит так: дрон добирается до заданного района и может ещё 15–20 минут барражировать в воздухе в поисках подходящей цели. Это упрощает ведение разведки и нанесение ударов.

Электродвигатель «Ланцета-3» работает гораздо тише силовой установки дрона с двигателем внутреннего сгорания, и зачастую противник даже не замечает его, пока тот не окажется на достаточно близком расстоянии. Благодаря электродвигателю беспилотник почти не излучает тепла и практически незаметен для головок самонаведения вражеских ПЗРК.

«Ланцет-3» более удобен в использовании, чем те же самоходные гаубицы, а добивается тех же или даже больших результатов. По некоторым данным, на Украине российские войска могут применять до полутора тысяч дронов «Ланцет-3» в различных модификациях, что позволяет поражать любые цели — от пусковых установок ЗРК «Бук» до складов с боеприпасами для американских орудий M777 и польских САУ AHS Krab.

По данным собеседников Лайфа в зоне проведения СВО, в рядах украинской армии постепенно начинает развиваться «ланцетофобия» — подразделения сухопутных войск и артиллерии ВСУ действуют гораздо осторожнее и реже, поскольку в любой момент сверху может прилететь смертельно опасный боеприпас.

Скопировать тактику применения «Ланцетов» у России у украинцев пока не выходит. В конце октября ВСУ экстренно запросили у США ещё 1100 дронов-камикадзе Phoenix Ghost («Призраки Феникса») при том, что ранее Вашингтон уже предоставил Киеву 700 таких дронов. По некоторым данным, ВСУ чаще всего использовали «Призраки Феникса» в разведывательных целях, а не для поражения российских позиций. Скорее всего, это связано с работой РЭБ «Красуха», подавляющей каналы управления разведывательными БПЛА и гражданскими беспилотниками.

Также Киеву не удалось найти средства для противодействия «Ланцетам» — бесшумность и отсутствие теплового следа исключают его визуальное и радиолокационное обнаружение, позволяя поражать цели там, где этого меньше всего ожидает противник.

Сергей Андреев, LIFE