— 1651 г. † Преподобный Иов Почаевский

Преподобный Иов, игумен и чудотворец Почаевский – уроженец Галиции, родоначальник знаменитой Почаевской лавры, –​ постригся в монахи в возрасте 12 лет, а скончался 28 октября 1651 г., в 102-летнем возрасте. Нетленные его мощи были открыты 28 августа 1659 г. Неутомимый борец с унией и латинством, сподвижник Богдана Хмельницкого в его борьбе за Православие и русскость, просветитель народа посредством​ книгопечатания​ святой Иов явил собою редкое сочетание культурной и политической работы с аскетическим отшельничеством.

— 1709 г. † Святитель Димитрий Ростовский

​Святитель Димитрий, митрополит Ростовский – подвижник благочестия, знаменитый 20-летним трудом по составлению Житий Святых.​ ​Как современник царя Петра I, Димитрий Ростовский был его истинным сподвижником и помощником, приняв также участие в его постановлениях об усах и бороде, написавс этой целью трактат под заглавием: «Рассуждение об образе Божием и подобии в человеце».​ ​ ​ ​ ​ Нетленные мощи святителя были обретены 21 сентября 1732 г., при разборе опустившегося помоста в церкви Зачатия Богоматери, и от святых мощей, равно как и святительских одежд, начали истекать исцеления одержимым различными болезнями. Святейший Синод, по освидетельствовании святых мощей и бывших чудес, причислил митрополита Ростовского Димитрия к лику чудотворцев Российских (память​ ​ 22 апреля 1757 г.) С 10 ноября 1991 г. честные мощи Димитрия пребывают в Яковлевском монастыре Ростова Великого. ​ ​ ​ Память свт. Димитрию празднуется 21 сентября, в день обретения мощей.

 

— 1853 г. † Блаженный Феофил (Горенковский)

​ Христа ради юродивый Китаевский (Киевский). Родился в семье священника Киевской губ. ​В 1827 г. о. Феодорит был рукоположен в сан иеромонаха и назначен экономом Братского монастыря. Вскоре он подал прошение об увольнении его от сего суетного послушания, прося разрешения удалиться в пещеры. Получив отказ, о. Феодорит пошел путем особого подвижничества и воспринял на себя великий подвиг Христа ради юродства.​ ​Имея стремление к наивысшим подвигам иноческого благочестного жития, о. Феодорит в 1834г. принял схиму и был наречен новым именем — Феофил. ​В 1849 г. о. Феофил был перемещен в Китаевскую пустынь близ Киева. Благодаря ее пустынному местоположению старец получил там утешение уединения. В лесу он отыскал себе пень от большого дерева и простаивал на нем в молитве сутками. Еще он молился в огромном дупле дуба, в котором у него горела лампадка и висело Распятие.​ ​В начале Крымской войны старец безутешно плакал, а предузнав о неудачном для нас кровопролитном сражении, изранил себе тело терновником. На вопрос: зачем он это сделал? — ответил: «Это моя жертва. Жертва за русских воинов, сегодня ночью за Веру, Царя и Отечество на поле брани живот свой положивших…».

— 1866 г. Венчание Цесаревича Великого князя Александра Александровича и Великой княгини Марии Феодоровны

​ Родители Императора Николая II.​ ​ Старец митрополит Филарет Московский писал новобрачным: «Да будет супружеский союз полон чистой и совершенной любви, да будет счастие семейной жизни вашей облегчением подвигов вашей царственной жизни». Наследник отвечал владыке: «Да будут услышаны Всемогущим эти молитвы старейшего и достойнейшего иерарха Русской Церкви, да будет нам дано споспешествовать благоденствию благочестивейших родителей наших и заботам чадолюбивого нашего отца и Монарха о горячо любимой России…». ​Молодые поселились в Аничковом дворце, в котором до воцарения жил и Император Николай

 

— 1905 г. Обращение Святейшего Синода

​Святейший Синод обратился ко всероссийской пастве с разъяснениями Манифеста ​ Императора Николая II. ​Помимо общих слов и повторений основных положений манифеста, изменения в политической системе характеризовались как произошедшие «в соответствии с мерой общественной зрелости народа». В послании содержался призыв к пастве быть достойными доверия царя и выражалась надежда, что дарованные с высоты трона свободы послужат «не свободой на своеволие и буйство мятежное, ведущее ко вражде братоубийственной», а «свободой мира и любви не только к друзьям и братьям христианам, но и к лицам, чуждым Святой веры нашей».​ ​ ​ ​ Вместе с тем послание содержало и своеобразное предостережение членам право-монархического, черносотенного течения. В послании говорилось: «Тяжкий грех берёт на свою душу тот, кто думает мятежом и насилием сослужить верную службу своему Государю. Он послужит лишь тайным или явным Его врагам». Такое предупреждение было вызвано чередой еврейских погромов, прокатившейся по средним и южным городам России.​ ​В обоих посланиях Святейшего Синода (22 и 28 октября) не содержалось, по сути, никаких оценок самому революционному движению: не было предупреждений пастве от вступления в радикальные противоправительственные организации, не говорилось об их антимонархических целях и задачах. Члены Синода не сочли нужным разъяснить православным ни о значении проходивших буквально повсеместно демонстраций под красными знаменами, ни о лозунгах: «Долой царя», ни об оскорблении религиозных чувств православных, выразившихся, например, в массовых осквернениях и уничтожениях портретов Императора – помазанника Божия, и прочее.​ ​Характер упомянутых посланий представителей церковной иерархии дал повод объединённому собранию руководящего состава монархических партий и союзов Киева дать им такую оценку: «Оба указанные акта Святейшего Синода …можно сказать, проникнуты космополитизмом, при совершенном пренебрежении национальной идеей. …Революционеры, деятельность которых осталась без оценки со стороны Святейшего Синода, тем самым получили могущественную поддержку со стороны этого высокого церковного учреждения для распространения и осуществления на деле их разрушительных лжеучений. …Этими поучениями Святейший Синод дал 40 тысячам священникам образец того, что они должны и чего не должны говорить народу. И многотысячное духовенство в массе своей молчало о революционерах: огромное большинство ​ — потому, что само не понимало, что происходит на Святой Руси; более же чуткое меньшинство, за редкими исключениями, устрашённое указами Святейшего Синода, боялось разъяснять народу значение революции и её вдохновителей и борцов. Но рядом с этими существовало ещё и такое революционное меньшинство духовенства, которое нагло призывало народ вступить в ряды революционеров».

— 1915 г. Заседание «Прогрессивного блока»

Улучшение положения на фронте после принятия​ Государем командования должны были признать и противники власти. На заседании «Прогрессивного блока» граф Д.А. Олсуфьев заявил: «Мы относились трагически к перемене командования. Все мы ошиблись. Государь видел дальше. Перемена повела к лучшему».

 

— 1916 г. Император с Наследником прибыли в Киев

​Император Николай II вместе со своим сыном цесаревичем Алексеем прибыл в Киев в вагоне специального литерного поезда, который служил Государю и командным пунктом, и домом на колесах. Царь и наследник престола немедля отправились под своды Софийского собора, приняли участие в молебне, а на следующий день побывали в слободках на левобережье Днепра. ​Это был последний визит последнего российского Царя в город, где крестили Русь.

 

— 1916 г. Разрешение на брак

​Государь Император Николай II дал своей сестре Ольге Александровне разрешение на брак с Николаем Александровичем Куликовским — ротмистром Ахтырского гусарского полка, когда Государь посетил руководимый ею лазарет с ранеными в г. Киеве. ​Первый брак Великой княгини Ольги Александровны с Принцем Петром Ольденбургским был неудачен. Брак не повлек за собою рождения семьи с радостями материнства и домашнего уюта. Как-то, будучи на параде в Павловске, Великая княгиня познакомилась с Николаем Александровичем Куликовским, офицером, служившим в Лейб-гвардии кирасирском Ея Величества полку​ «синих» или «гатчинских» кирасиров. Эта встреча оказалась судьбоносной: у Великой Княгини и гусарского ротмистра возникла любовь с первого взгляда. Великая Княгиня, будучи очень прямолинейным человеком, жизненный девиз которой можно было определить словами: «Быть, а не казаться!», сразу попросила развод с намерением выйти замуж за молодого офицера. Государь же решил, что она еще молода, жизни не знает и что это, вероятно, лишь временное увлечение, и предложил ей подождать семь лет. ​Ее старший брат Государь Николай Александрович, которого она горячо любила, был для неё одновременно державным Отцом и Августейшим Покровителем. Она безропотно подчинилась его решению, и, смирившись, терпеливо ждала семь долгих лет.​

 

— 1917 г. Решение Всероссийского Собора

​Всероссийский Собор вынес историческое решение:

1. В Русской Православной Церкви высшая власть — законодательная, административная, судебная и контролирующая — принадлежит Поместному Собору, периодически в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян.

2. Восстанавливается патриаршество, и церковное управление возглавляется Патриархом.

3. Патриарх является первым между равными ему епископами.

4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору.

 

— 1928 г. † Александр Федорович Трепов

​Родился 18 сентября​ 1862 г, в Киеве. Русский государственный политический деятель, министр путей сообщения, председатель Совета Министров.​ 30 октября 1915 г. возглавил Министерство путей сообщения. Особое внимание уделял организации воинских перевозок, в связи с шедшей мировой войной. При нём ускорилось строительство Мурманской железной дороги, а также была переведена на широкую колею ветка Вологда — Архангельск. В связи с развитием автомобильного транспорта учредил в составе Министерства Управление шоссейных дорог. ​10 ноября 1916 г. был назначен председателем Совета министров с оставлением в должности министра путей сообщения.​ ​После Октябрьской революции арестовывался ЧК, стал одним из лидеров белого движения. С осени 1918 г. по январь 1919 г. возглавлял в Гельсингфорсе Особый комитет по делам русских в Финляндии. Затем эмигрировал во Францию. В 1920-е годы был одним из руководителей русской монархической эмиграции. В 1921 г. был рекомендован для участия в Русском Зарубежном Церковном Соборе в Сремских Карловцах (Югославия). 16 февраля 1921 г. был допрошен в качестве свидетеля следователем по особо важным делам Омского окружного суда в Париже «по вопросу о действиях московских монархических групп, имевших целью спасение жизни Государя Императора и Августейшей Семьи».

Скончался 10 ноября 1928 г. в Ницце, похоронен на Русском кладбище.

 

Автор: Чернозатонский Игорь Александрович