ФОТО: ALTA OOSTHUIZEN/SHUTTERSTOCK.СOM

Москва и Киев совершили очередной обмен пленными. 110 русских людей вернулись домой, а 108 украинцев (точнее, украинок) – на Украину. Но самое интересное оказалось в том, кого на кого поменяли и почему две украинки не захотели вернуться.

Вероятно, потому, что обмен прошёл на сей раз при личном участии не Романа Абрамовича, а уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Москальковой. В целом всё выглядело куда пристойней, чем при прошлом обмене, когда сотню палачей-«азовцев»* поменяли на олигарха Медведчука. И всё же ряд вопросов остаётся.

Кого на кого поменяли

Глава офиса президента Украины Андрей Ермак акцентирует всеобщее внимание на том, что Киев сегодня вернул из плена «только женщин». Что, в общем, с пропагандистской точки зрения совершенно правильно. Мол, злые москали своих мужиков из плена получили в обмен на задержанных ими героических украинок. Но на самом деле всё – с точностью до наоборот.

Из обменянных женщин всего 12 человек – гражданские лица (интересно, как они оказались в плену – уж не шпионки и корректировщицы ли?!) Все остальные – военнослужащие: 11 офицеров, 85 рядовых и сержантов. Половина из них была взята в плен на «Азовстали». Две дамы, кстати, служили в националистическом полку «Азов»*, т. е. по своему юридическому статусу относятся к террористам. Из остальных наверняка немало снайперш (ВСУ любят использовать женщин для этого дела), так что считай – целое подразделение снайперов с боевым опытом мы подарили ВСУ.

Большинство же русских пленных – люди сугубо гражданские и к войне вообще отношения не имеющие: из 110 наших освобождённых граждан 72 – это моряки с гражданских судов, удерживавшихся киевским режимом с февраля 2022 года. То есть фактически заложники, захваченные террористическим киевским режимом и затем обменянные на взятых в плен военнослужащих. Да, военнослужащие эти женского пола. Ну и что? Ведь одна из главных «фишек» современного Запада, на который так рвётся Украина, это феминизм и гендерное равенство.

Так что по-правильному сообщение об обмене должно звучать иначе: 98 украинских пленных военнослужащих и 12 гражданских обменяли на 38 русских военнопленных и 72 гражданских, взятых в заложники. Вот такая она – правильная арифметика.

Синдром Савченко

Весьма любопытной деталью нынешнего обмена стало то, что две военнослужащие украинки из плена возвращаться отказались, поэтому меняться пришлось 108 на 110. Побыв в русском плену и разглядев «клятых москалей» вживую, а не через кривое зеркало гордонов-арестовичей, они решили, что эти люди – более «свои», чем те, что рулят в Киеве.

Ситуация эта, впрочем, не нова. Помните Надежду Савченко? Того самого капитана ВСУ, штурмана-оператора вертолёта Ми-24, а затем снайпершу в «Айдаре»**, попавшую в плен в Донбассе и осуждённую судом Ростовской области на 22 года за «причастность к убийству журналистов ВГТРК». Украина тогда рыдала, а вместе с нею – наши либералы, засыпавшие президента петициями о помиловании, и разнообразные «правозащитные» образования, провозгласившие Савченко «политзаключённой». Потом в 2016 году президент Путин её помиловал, и она вернулась на родину, где с ходу получила Героя Украины, была избрана депутатом Рады VIII созыва и даже представляла Украину в ПАСЕ.

Но вдруг обнаружилось, что «героическая Надя» в плену сильно изменила свои взгляды. Сначала в своих интервью она отказывалась поддерживать версию об «ужасах русского плена». Потом объявила, что разрывает отношения с родной сестрой Верой, вступившей в «Правый сектор»***, и начала настоящую информационную войну в ютубовском канале «Савченко ТВ», пожертвования на который просила отправлять на свой счёт… в российском коммерческом банке в Крыму.

Столь разительная метаморфоза произошла с Савченко после того как, побывав в России, она получила возможность соотнести с реальностью то, что внушает украинцам киевская пропаганда. И сделала соответствующие выводы. В 2018 году она попала уже в украинскую тюрьму по абсурдному обвинению в «подготовке госпереворота», но «хероиня в тюрьме» явно не стыковалась с легендой, и её вскоре выпустили. И вот сейчас Савченко в своём аккаунте «ВКонтакте» рекламирует документальный фильм «Лучшие в аду» про ЧВК «Вагнер».

Видимо, и две женщины, отказавшиеся возвращаться из плена, тоже увидели на нашей стороне нечто такое, что серьёзно поколебало навязываемую украинской пропагандой «картину мира». А ведь есть ещё немало примеров, когда пленные бойцы ВСУ отказывались возвращаться и даже требовали их не менять. Иные и вовсе просили российское гражданство или отправить их на фронт в составе формирований ДНР-ЛНР. Так что весьма опасная это штука – русский плен. Для укронацистского сознания. Ибо хорошо мозги прочищает.

Очень интересно прокомментировал это северокавказский политический телеграм-канал «Рассказы дервиша»:

Надя Савченко в российской тюрьме показала себя умной девушкой. … Надя в камере поняла суть конфликта Киева с Россией как надо. Решила принять сторону России как правой стороны в этом конфликте.

Из этого делается логичный вывод:

Многие боевики ВСУ превратились снова в нормальных людей, вдохнув живительного воздуха мест не столь отдалённых в ЛДНР и в России. Они не хотят больше возвращаться на Украину. Почему бы не собрать этих бывших боевиков в Национальный комитет «Свободная Украина», НКСУ?

А что, мысль дельная. Был же создан из пленных немцев в период ВОВ Национальный комитет «Свободная Германия». Который весьма заметную пользу приносил, объясняя немецким солдатам, почему сражаться за Гитлера – это не значит сражаться за Германию.

Обмен как информационный повод

Но вернёмся к обмену. Что бросилось в глаза – украинская пропагандистская машина отработала обмен как информационный повод на все 100%. «Незалэжная» спасла своих захваченных врагом женщин! Героини возвращаются со славой домой! Слабые женщины, героически противостоявшие «москальским захватчикам», возвращаются в строй! Ещё, глядишь, и изнасилование пленных нашим припишут. А что? Сейчас этот фейк на Западе в тренде: спецпредставитель ООН Прамила Паттен врёт как сивый мерин, что, мол, русских солдат командование специально на изнасилование украинок настраивает, да ещё и виагру для этого выдаёт. Короче, работают люди в своём привычном стиле.

А вот к нашим пропагандистам претензий масса. Совершенно непонятно, почему нынешнее освобождение пленных прошло без какого-либо освещения в СМИ? Ведь люди вернулись из плена, где (рискнём предположить с высокой степенью уверенности) прошли все круги ада. Потому как русский плен и плен украинский – это две большие разницы в плане отношения к пленным. Наши украинцев отпускают, откормив и подлечив – хоть завтра их по новой на фронт отправляй, а наши возвращаются – и сразу по своему состоянию в госпиталь попадают, если не в реанимацию.

Женщины, что в таких госпиталях работают, когда рассказывают, в каком состоянии к ним ребята поступают, плачут. Так, может, потому и не показали, что вернули обменянных пленных нынче в таком состоянии, что и по телевизору показать нельзя? Но ведь это неправильно! Показывать такое можно и нужно! Люди должны иметь представление, с кем именно мы на Украине имеем дело. Глядишь, тогда и нытья про «нетвойне» поменьше станет, и воздух чище. Да и отправляющимся воевать солдатам не мешает знать, каков он, украинский плен.

Тем более непонятно, почему информационно не отработана тема освобождённых наших гражданских моряков. Ведь, по сути, их (некомбатантов!) взяли в заложники и полгода продержали в плену. А теперь обменяли на своих военных. Это чистой воды терроризм и военное преступление: именно так поступают террористы, когда берут гражданских в заложники, а потом требуют поменять их на своих подельников, находящихся в тюрьме.

Да об этом на весь мир кричать надо! В ООН и разных «Эмнисти интернешнл» шум поднимать! Неужели те большие начальники, что у нас за пропаганду отвечают, таких элементарных вещей не понимают?!

Что с того?

Обмены пленных на войне – вещь неизбежная и по сути своей гуманная. Но это если проводить их, думая головой, а не… тем, чем, к сожалению, обычно думают сегодня отвечающие за обмены люди. Прошлый обмен, когда сотню приговорённых уже уголовников-«азовцев»* обменяли на бесполезного для России олигарха Медведчука, стал подлинным позором, ударившим по престижу власти, был воспринят как «измена» воюющей армией и вызвал возмущение в обществе. Об этом много писали СМИ, и была надежда, что выводы какие-то (в плане «думать головой, а не…») люди, принимающие решения, сделают. Но вот снова, как говаривал покойный Черномырдин, «не было никогда такого, и вот опять…»

Господа, ну не довольно ли этой «партизанщины», выходящей нам всегда боком?! Почему до сих пор не прописан и не предъявлен народу чёткий алгоритм, которому должны следовать все обмены: кого меняем на кого, в каком соотношении, а кого и не меняем вообще ни при каких условиях. Чтобы людям было ясно: имело место спасение наших, а не очередной «договорняк в верхах», за который кто-то конкретный что-то лично себе получил.


* «Азов», «азовцы» – украинский националистический батальон (и его члены), признанный террористической организацией и запрещённый в России
** «Айдар» – украинский националистический батальон, призанный террористической организацией и запрещённый в России
*** «Правый сектор» – украинская националистическая организация, признанная экстремистской и запрещённая в России

ВЛАДИМИР ХОМЯКОВ