В последние годы в Белоруссии был сделан ряд археологических находок, которые проливают свет на некоторые «белые пятна» истории восточнославянских земель. Некоторые из них в Минске сегодня принято называть знаковыми для понимания становления белорусской государственности, которую выводят из Полоцкого и Туровского княжеств периода X-XIII веков. Подобные тенденции, которые еще совсем недавно всерьёз не воспринимались академическим сообществом, наглядно демонстрируют стремление официального Минска доказать историческую состоятельность белорусского государства, которую некоторые страны Восточной Европы продолжают подвергать сомнению в угоду собственной идеологии. В частности, на Украине довольно скептично относятся к белорусской концепции истории, ставя во главу угла не только принцип уникальности украинцев, но и их первостепенной роли в развитии всего восточноевропейского региона.

В белорусской науке долгие годы сохранялось основные черты советской школы в восприятии исторического прошлого, в том числе и периода существования так называемой Киевской Руси. Однако в последние годы перед идеологам республики была поставлена вполне понятная задача – обосновать уникальность белорусского этноса при сохранении тезиса о единстве трех ветвей восточных славян. В этой связи в республике стали появляться многочисленные исследования, касающиеся периода существования Полоцкого, Туровского и иных княжеств на территории современных белорусских земель в эпоху Средневековья. При этом большинство из них основывалось на находках и письменных источниках, обнаруженных ещё много лет назад. Эссенцией подобных исследований стало вышедшее в 2018-2020 годах пятитомное исследование Национальной академии наук республики «История белорусской государственности», где описывается история нынешних белорусских земель с древнейших времён и до современности. Как отмечали авторы издания, «идеология белорусской государственности базируется на понимании исторического происхождения белорусского этноса, незыблемости права белорусского народа на осуществление собственной национальной государственности». При этом подчёркивалось, что «наши предки участвовали в создании Полоцкой земли, Туровского княжества и других земель и княжеств, входивших в состав Киевской Руси, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи и Советского Союза».

Подобное отношение к процессу становления белорусской государственности у многих исследователей вызывало определённый скепсис, однако нельзя отрицать того, что в процессе формирования современной государственной идеологии Белоруссии история Средневековья имеет одно из важнейших значений. Как заявил в январе Александр Лукашенко, «когда на всю Европу гремели Полоцкое и Туровское княжества как центры духовности и просвещения, предки литовцев все ещё жили во тьме язычества и вели примитивное хозяйство». «Это вопрос нашего национального достоинства – защитить славную многовековую летопись белорусского народа. Мы понимаем, что нам есть чем гордиться. Чего только стоит история Полоцкого и Туровского княжеств, которая как-то потерялась на фоне историографического, научного и культурного интереса к другим древним эпохам», – отмечал он на очередном совещании по вопросам реализации исторической политики.

Вместе с тем, вплоть до последнего времени белорусским учёным приходилось строить свои теории лишь на сведениях, которые были давно и хорошо изучены, что существенно сужало их возможности. Настоящим событием, которое серьёзным образом изменило ситуацию, стало обнаружение на раскопках в речном порту в Бобруйске в 2019 году средневекового шлема типа «чёрная могила» (по аналогии со шлемом, найденным в «чёрной могиле» в Чернигове). Как заявили белорусские исследователи, данный шлем скорее всего принадлежал полоцкому князю Изяславу (989 – 1001 гг) – сыну княжны Рогнеды и киевского князя Владимира Святославича. По словам историка и депутата белорусского парламента Игоря Марзалюка, на сегодня известно 20 таких артефактов, среди которых находки в Польше, на Украине, в Новгороде, Скандинавии и теперь в Белоруссии. При этом уже тогда было заявлено, что по данным исследований, «Белоруссия на сегодняшний день имеет самый древний символ государственности и власти», который «насчитывает 1000 лет». «Это круче, чем шапка Мономаха. Ведь шапка Мономаха, которая хранится в России, это шапка хана-узбека, подаренная одному из московских князей. Это XV век. А у нас конец X-начало XI», – подчёркивал Марзалюк.

 

Найденный в Бобруйске шлем

 

В мае 2020 года рядом с местом, где был обнаружен шлем, нашли и меч эпохи Средневековья, который датируется XI-XIII веками и относится к поствикингской эпохе. Предполагается, что эти и ряд иных более мелких находок, могут быть между собой связаны и являются довольно статусными по историческим меркам.

Нынешний год и вовсе стал для белорусской археологии сенсационным. В августе во время раскопок городища древнего Менска было найдено донышко глиняного сосуда с геральдическим знаком в виде трезубца, который принадлежал все тому же полоцкому князю Изяславу. Уникальность находки в том, что до настоящего времени была известна только печать с подобным изображением, которая была найдена в 1954 году в Великом Новгороде. На ней была сделана надпись, которая считается одним из самых древних памятников письменности в регионе: кириллическими буквами в греческом звучании было написано Изяслав и город Полоцк. Этот артефакт долгое время являлся одним из главных подтверждений тому, что данный белорусский город при Изяславе имел особый высокий статус. В этой раз историки пошли дальше. Как заявил заведующий отделом археологии средних веков и нового времени Института истории НАН Белоруссии Андрей Войтехович, найденный осколок с трезубцем является «важнейшим кирпичиком, который чётко закрывает пробелы в истории белорусской государственности». При этом он подчеркнул, что артефакт со знаком можно считать самым ранним во всей Восточной Европе, и он «поможет нам уточнить историю зарождения нашей государственности».

Подобные заявления белорусских историков и идеологов были спокойно восприняты в России, однако получили довольно скептическую оценку на Украине, где не считают возможным признавать тот факт, что Киев мог быть не единственным центром славянской государственности в период Средневековья. В частности, в ситуации с найденным в 2019 году шлемом, украинские историки отказались считать его княжеским. Например, отмечалось, что находка действительно уникальная для Белоруссии, но ни о какой сенсации не может идти и речи, а в Минске «пытаются создать новый миф». Заявлялось, что превращение «ловким движением руки» обычного шлема в княжеский и в символ белорусской государственности является сугубо идеологическим шагом, так как «ни о какой привязке к историческим фигурам речи быть не может».

 

Осколок с геральдическим знаком в виде трезубца

 

Ещё больше проблем для идеологов Украины создал найденный в нынешнем году осколок кувшина с трезубцем Изяслава. Уже сегодня из Киева стали звучать слова, что данная находка имеет отношение не столько к белорусской, сколько к украинской истории и является доказательством долгого исторического прошлого и государственности Украины, которой не одна тысяча лет. Основой для таких заявлений является то, что в настоящее время трезубец представляет собой основной элемент государственного герба Украины. При этом никого среди украинских историков и идеологов не смущает тот факт, что трезубец с маленьким крестиком на среднем зубце является родовым знаком полоцкого князя Изяслава и гербом построенного им города Заславля, датой основания которого принято считать 985 год. Более того, подобные знаки с дополнениями и изменениями встречаются и в более позднее время и, как правило, относятся к полоцким князьям – потомкам Изяслава. Подобные «нестыковки» ничуть не волнуют Киев, где готовы закрывать глаза на очевидные факты в угоду распространяющейся сегодня по всей стране идеологии исключительности и уникальности украинцев.

Исходя из складывающейся сегодня ситуации в белорусско-украинских отношениях, а также непрекращающихся попыток использовать историческое прошлое в сфере политики, сделанные в Белоруссии находки могут стать еще одним яблоком раздора на идеологическом фронте между Минском и нынешними украинскими властями. Несмотря на кажущуюся несущественность вопроса, он вполне может быть использован Киевом для создания дополнительных элементов негативного образа нынешнего белорусского государства в глазах простых украинцев. Не исключено, что из украинской столицы рано или поздно последуют обвинения Белоруссии в попытке отобрать у Украины историческое прошлое в угоду «пророссийским нарративам». К сожалению, несмотря на всю абсурдность подобных измышлений, всегда найдутся те, кто попытается использовать момент для эскалации напряжённости в собственных интересах. Остается надеется, что в Белоруссии не станут реагировать на возможные провокации Киева, а продолжат заниматься наукой в интересах своего государства.

Антон ПОЛЯНИЧ