Армяно-азербайджанский конфликт на глазах подвергается «украинизации», когда на смену горячей фазе следует худой мир в виде договорённостей, но поскольку они перестают выполняться, то их опять сменяет фаза военного обострения с обвинениями друг друга в начале неспровоцированной агрессии и ударами по критической гражданской инфраструктуре

Источник: rznonline.ru

Коллегия ОДКБ ожидаемо не пошла на повышение и без того зашкаливающего градуса противостояния и призвала стороны к дипломатическому разрешению противоречий, несмотря на прямые призывы руководства Армении вмешаться на её стороне и против Азербайджана.

Разрастание зоны боевых действий и их масштабирование совсем не на руку ни России, ни её союзникам, потому что всякий военный пожар на бывшей советской территории – это удар по РФ и ослабление выстроенной системы отношений со сдержками и противовесами. МИД РФ не зря обвинил Запад в попытках вытеснить Россию из Закавказья таким комплексом косвенных действий, которые подливают масла в карабахский костёр.

Минская группа ОБСЕ по проблеме Карабаха под предлогом большой геополитики свёрнута, а в трёхстороннюю работу Москвы с Баку и Ереваном вклинилась майская комбинация в Брюсселе, где Евросоюз взялся напрямую модерировать новые правила армяно-азербайджанских отношений. В результате по прошествии трёх месяцев мир в регионе не только не упрочился, но и оказался нарушен.

Залез ли Запад слоном в посудную лавку или же в его политике содержались изначальные намерения подогреть ситуацию до степени самопроизвольного возгорания, сказать сложно, но расхлёбывать сентябрьскую кашу придётся долго, причём всем миром. Иран уже сделал резкое заявление о том, что считает горячее развитие событий в Карабахе вызовом для себя и выразил готовность жёсткого ответа.

Не останется в стороне и Турция, которая давно провозгласила единство целей с Азербайджаном в рамках стратегии «две страны – одна армия». Коллективный Запад хоть и исторически симпатизирует Армении, но явно не считает этот конфликт первостепенной угрозой для себя, а также наверняка готов положить на алтарь своих геополитических интересов спокойствие в этой далёкой от него части света.

Тяжёлая дипломатическая работа с конфликтующими партнёрами опять выпадает на долю России, которой всегда прежде удавалось замирить враждующих и выступать верховным арбитром в жарких спорах. Сейчас обстановка сложнее, а обстоятельства труднее и запутаннее, чем прежде.

В российской повестке – строительство справедливого и прочного многополярного мира, который, конечно, должен начинаться с образцового порядка дома и контроля за ситуацией на ближайших территориях. Примечательно, что очередное раскачивание Карабаха совпало с повторным обострением на таджико-киргизской границе, где возобновились перестрелки.

Такое бурление одномоментно в разных местах, скорее всего, не случайно приурочено к началу саммита ШОС в Узбекистане. Большой сбор участников Шанхайской организации сотрудничества с заявленным приездом целого ряда новичков-наблюдателей, а также в присутствии председателя КНР Си Цзиньпина и российского президента Владимира Путина, однозначно сталкивается с дополнительным и, скорее всего, искусственным вызовом.

Геополитическая чаша весов готова качнуться как в одну, так и в другую сторону, в зависимости от того, какие «красные линии» готовы перейти внешние оппоненты, а также от консолидированной позиции делегатов саммита ШОС. Развитие ситуации на линии противостояния Армении и Азербайджана становится показателем остроты и напряжения в глобальном споре за обновление мировой архитектуры.

У России в достатке ресурсов и инструментов для предотвращения эскалации в Закавказье, а веское слово дружественного Китая поспособствует упрочению такой позиции. Вопрос в том, чтобы не запоздать с сигналами и инициативами, потому что оппоненты явно взялись играть на упреждение.

Друид