Несмотря на уже пугающие масштабы происходящего, будущее нас ещё ужаснёт, а сейчас порадуемся тому, что мы пока находимся в самом начале событий. Ещё есть время пожить.

Прибегая к известной формулировке, согласимся с тем, что Россия ещё не начинала воевать. Но и Америка ещё не начинала воевать. И обе стороны постепенно входят во вкус. Ведь то, что конфликт на Украине – это прокси-конфликт между Америкой, с одной стороны, и Россией – с другой, кажется мне совершенно очевидным. Прокси-конфликт, с каждым днём приближающийся к реальному.

Вообще, всякий вооружённый конфликт является воронкой, которая необратимо затягивает в себя её участников, разрастаясь и расширяясь. И, что особенно важно, участники конфликта имманентно не в состоянии остановить расширение этой воронки. У них нет для этого механизмов. Процесс должен дойти до завершения, и иначе никак.

Это актуально для всякого конфликта, а для этого актуально вдвойне.

Когда сталкиваются две небольшие державы, есть шанс, что их сюзерены сумеют договориться о паритетном завершении противостояния. Но в войне сюзеренов таких успокоителей уже не будет.

Думаю, что сейчас более других о перспективах осведомлены учёные, моделирующие разного рода вихревые процессы, смерчи, торнадо и тайфуны. Полагаю, что математика, описывающая природные и человеческие процессы, должна быть очень похожей. Вообще, думаю, что политология и прочее прогнозирование, основанное на знании истории, а не математики, вторичны и сослагательны.

Но поскольку мы не математики, а так, то вернемся к мрачным пророчествам.

Какими активами располагают противостоящие стороны?

У России – это факт того, что она воюет на своей земле. Внушительный мобилизационный потенциал. И тайное сочувствие многих стран третьего мира, в том числе и крупных, изрядно уставших от сложившегося за последние сто лет новоколониального миропорядка.

На стороне Америки экономическое, технологическое и информационное превосходство. Консолидированный потенциал всего западного мира. И соблазн устроить ад не у себя дома.

Ни один из этих и других, неназванных аргументов, не направлен в сторону, противоположную направлению движения масс в воронке конфликта. Наоборот, все они раскручивают его и способствуют разрастанию.  Причём расширяющаяся воронка создает новые факторы, способствующие её увеличению.

Кроме того, на данном этапе совершенно неприемлемым для сторон является любая из трёх возможных точек завершения конфликта: чей-либо проигрыш (в двух вариантах) и компромиссное перемирие. Невозможность проигрыша в пояснении не нуждается. Компромисс невозможен, потому что пока не сформулирован даже приблизительный комплекс взаимных уступок, на который могут согласиться стороны.

Единственной причиной остановки конфликта может стать только крупное единовременное истощение человеческого потенциала, вовлечённого в противостояние. И, скорее всего, только это и явится той самой причиной.

Еще раз отмечу: любая миротворческая риторика уже потеряла всякий смысл и пользу. Процесс развивается по своим внутренним законам. Нам остается только наблюдать.

На заглавном фото: донецкий автобус № 19, попавший под удар ВСУ 5 августа. Погибшие и раненые…

 

Рамиль ЗАМДЫХАНОВ