Разваливающаяся прежняя система международных отношений, передел мировых рынков и непрекращающееся санкционное давление Запада всё больше заставляют Белоруссию обращать свой взгляд на страны Азии. Именно на этом направлении официальный Минск видит реальную возможность сохранения своей экономики, а также инструменты для поддержания международного статуса страны. Неслучайно власти республики придают столько внимания Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и, конечно, своим отношениям с Китаем. Пекин представляется белорусским чиновникам и политикам одной из опорных точек для продвижения интересов Белоруссии в азиатском регионе. Как заявил в начале августа новый чрезвычайный и полномочный посол Белоруссии в КНР Юрий Сенько, Минск «работает над тем, чтобы подписать в ближайшее время декларацию о повышении сотрудничества до уровня железного братства, всепогодного партнерства», так как стороны «на сегодняшний день достигли такого уровня взаимоотношений, что необходимо задокументировать эту ступень».

Действительно, белорусско-китайские отношения за последние десятилетия проделали серьёзный путь, в первую очередь в области экономики. Китайский рынок стал одним из премиальных для белорусских калийных удобрений, куда уходило порядка 15% от общего объёма экспорта «Беларуськалия». Недавно в Поднебесную стали экспортировать некоторые продукты питания, в первую очередь молочную продукцию, а в ближайшее время планируется нарастить поставки кондитерских изделий. Всего же, по официальной информации, белорусский экспорт в Китай рос самыми быстрыми темпами – по 20-25% в год. Более того, именно торгово-экономическое и финансовое сотрудничество с КНР дало порядка четверти прироста белорусского ВВП в последние годы. Китай и Белоруссия уже реализовали около 25 совместных проектов на сумму в $5 млрд, а сегодня идет работа еще на четырьмя на $2,5 млрд.

Нельзя забывать и том, что именно Китай стал одним из первых азиатских партнеров Белоруссии, кто принял решение создавать в республике собственные или совместные предприятия. Можно вспомнить, что несколько лет назад китайская корпорация MideaGroup совместно с белорусским «Горизонтом» на его площадях организовала совместную сборку бытовой техники. Успешным, в отличие от всех предыдущих попыток со стороны западных стран и Ирана, стал и проект по созданию производства в Белоруссии легковых автомобилей на предприятии «БЕЛДЖИ» (китайская Zhejiang Geely Holding Group и белорусский «БЕЛАЗ»).

Белорусский завод «БЕЛДЖИ»

Однако наиболее значимым, с точки зрения Белоруссии, является белорусско-китайский Индустриальный парк «Великий камень», начало которому было положено более десяти лет назад. По задумке, он должен был стать центром инновационных технологий и производства, но со временем изменил свою ориентацию. Сегодня это одна из узловых точек китайского присутствия в восточноевропейском регионе в рамках инициативы «Новый шёлковый путь». В настоящее время в парке зарегистрировано более 90 резидентов, крупнейшими из которых являются логистические операторы, такие как China Merchants Group и «Белтаможсервис». Запустить крупномасштабное производство пока удалось только четырём компаниям: «МАЗ-Вэйчай» (двигатели внутреннего сгорания для грузовиков), «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие» (суперконденсаторы), «Флюенс Технолоджи Груп» (охладители для светодиодов) и «Ассомедика» (медтехника). Всего же на сегодня в парке освоено порядка $860 млн инвестиций, что является существенным показателем, хотя и не таким, на который ранее рассчитывали в Минске.

Индустриальный парк «Великий камень»

Несмотря на довольно активное развитие отношений между Белоруссией и Китаем, в прошедшие годы большого прорыва в них не наблюдалось. Стороны довольно поступательно вели своё сотрудничество, хотя иногда и казалось, что сейчас должен произойти качественный скачек. Так было в начале прошлого десятилетия, когда были объявлены многомиллиардные совместные проекты и кредиты для Белоруссии, так казалось, когда КНР приняла участие в создании белорусской РСЗО «Полонез», и так ситуация выглядит сегодня.

Белорусско-китайская РСЗО «Полонез»

Официальный Минск очень рассчитывает на то, что глобальные перемены в международной системе позволят республике выйти на новый уровень отношений с Пекином. Причём речь идёт уже не только об экономике, но и о политике. В последнем случае показательным стала недавняя реакция белорусских властей на визит спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси на Тайвань. Ранее на подобные провокации со стороны Белого дома в отношении Пекина, которые случались и в прошлые годы, в Минске практически не реагировали, или же делали это крайне осторожно. Тогда у Белоруссии была надежда на реализацию внешнеполитической концепции «многовекторности», которая распространялась как на сферу политики, так и экономики. Достаточно вспомнить знаменитую формулу «треть-треть-треть», которая была призвана провести диверсификацию белорусского экспорта, снизив его зависимость от России и переключив на страны ЕС и так называемой «дальней дуги». Но ситуация кардинальным образом изменилась, и Минску пришлось забыть о западном направлении не только в торговле, но и в политической деятельности. Потому МИД республики и выступил с резким осуждением последних действий США.

В частности, в Минске «с глубокой обеспокоенностью констатировали рост напряжённости, спровоцированный безответственным упорством США в реализации визита спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси на остров Тайвань». «Беларусь полностью разделяет озабоченность нашего стратегического партнера – Китайской Народной Республики – в отношении деструктивных действий Вашингтона, направленных на вмешательство во внутренние дела Китая и эскалацию ситуации», – подчеркнули в белорусском министерстве. Также было отмечено, что Минск поддерживает мирное развитие отношений между двумя берегами Тайваньского пролива на основе «принципа одного Китая», а также предпринимаемые китайской стороной последовательные меры по воссоединению страны.

Вместе с тем, стоит заметить, что политические и экономические цели у Белоруссии и Китая в развитии двусторонних отношений сегодня все ещё отличаются друг от друга. Для Минска важным является участие республики в организации транзита китайского экспорта в страны ЕС, вопросы импортозамещения, в том числе и технологий, а также инвестиции в местную экономику и расширение своего присутствия на рынке КНР. Последнее особенно важно, поскольку, как отметил премьер-министр Белоруссии Роман Головченко, объём потерь из-за ограничений Запада составляет около $16-18 млрд в год. В Минске рассчитывают компенсировать их за счёт переориентации потоков экспорта на другие рынки – «в первую очередь это Китай, Индия, Вьетнам, Индонезия, да и в целом регион Азии и Ближнего Востока». Более того, Белоруссия остро заинтересована в азиатских инвестициях и производителях. Политическое же сотрудничество видится в Минске в качестве одного из основных инструментов противостояния попыткам международной изоляции страны со стороны Запада.

Китай же интересует в Белоруссии немного иное. В первую очередь, речь идёт об имеющихся у белорусского ВПК компетенциях, которые бы могли быть использованы в КНР.   Также Поднебесная заинтересована в налаживании устойчивого транспортного коридора своей продукции через республику в Евросоюз и в меньшей степени в инвестициях. Даже в прошлые годы Пекин не стремился накачивать Минск свободными финансами, предлагая Белоруссии так называемы связанные кредиты, которые выгодны, в первую очередь, самому Китаю. Да и прямые инвестиции из Поднебесной в республику всё ещё далеки от желаемого. Например, в прошлом году КНР напрямую вложил в белорусскую экономику только около $17,8 млн, а в первом квартале текущего года – $15,9 млн. Более того, в марте Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, главным учредителем которого является Китай, в связи с СВО на Украине приостановил проекты, связанные с Россией и Белоруссией. Политическое сотрудничество с Минском Пекин интересует в меньшей степени, так как серьёзного игрока на международной арене в Белоруссии китайское руководство пока не видит. Впрочем, это не означает, что в условиях постоянно меняющего мира Китай не изменит своё отношение к белорусским партнёрам, которые настойчиво стремятся быть в постоянном фокусе внимания Поднебесной.

Таким образом, пока рано говорить о том, что белорусско-китайские отношения вышли на новый уровень развития. Минск и Пекин продолжают поступательное движение вперёд, однако качественного рывка ещё не произошло. И дело здесь не в Белоруссии, а в позиции Китая, который действует крайне осторожно, с учётом собственной выгоды. В то же время, нельзя отрицать того, что наряду с белорусско-российской интеграцией, именно азиатское направление, где интересы Минска лежат не только в сфере отношений с Китаем, но и Индией и рядом других стран региона, в ближайшем будущем будут определить развитие республики.

 

На заглавном фото: Руководители Белоруссии и Китайской Народной Республики Александр Лукашенко и Си Цзиньпин

Виктор ГОРОДЕЦКИЙ