Среди граждан Украины немало таких, кто видит в приходе России на Украину угрозу существованию национальной украинской идентичности как таковой. Причём люди с подобным мнением есть как среди противников Русского мира, так и среди его сторонников.

И те и другие думают приблизительно так: вот была самобытная Украина, «з вишневими садочками та вишиванками», гопаком и цымбалами, а теперь идёт Русский мир и будет всё одинаковым, с косоворотками, балалайками да «Калинкой-малинкой» от Сахалина до Львова, украинская этничность и мова растворятся в русской этничности и русском языке и Украина утратит свой оригинальный облик. Кто так думает, не там видят опасность для Украины и её идентичности.

Сначала нужно определиться с границами этой идентичности. Составной частью национальной идентичности является этничность, то есть набор культурных норм, практик, обычаев, фольклора и т. п. В случае Украины это те самые гопак, цымбалы, мелодичные народные песни, украинская мова и т. д.

Бесспорным историческим фактом является то, что никогда в истории Украины не было периода, когда украинская мова господствовала бы на всей её территории. То, что сейчас украинская мова обязательна к употреблению на всей территории Украины, – это не норма, а отклонение от неё. Предки современных украинцев не разговаривали в точности на той мове, на которой сегодня обучают в украинских школах. Та мова была гораздо ближе к русскому языку, чем нынешняя, искусственно напичканная полонизмами и германизмами, с неестественными для обыденной украинской речи феминитивами, типа министерка, директорка и прочими нелепостями.

Изначально Украина не была Украиной, а была Русью. Даже не Киевской, а просто Русью. Словосочетание «Киевская Русь» придумали историки в ХІХ века, чтобы отличать Русь в Киеве от такой же Руси в Москве, Новгороде или Пскове. Если уж и стремиться к историческим корням, тогда Украине придётся переименовывать себя в Русь, а украинцам – в русских и не рассуждать об особой украинской идентичности, так как особая украинская идентичность в её современном политическом понимании – это отклонение, а не норма.

Украинская идентичность по отношению к русской вторична, а не первична. Но это не значит, что она не имеет права на жизнь. Раз этническая история на украинских землях так сложилась, что появился самобытный культурный пласт «с гопаком и цымбалами», никто не будет заниматься его преднамеренным истреблением. Главное, дать ситуации развиваться естественным образом, не унижать другие языки ради того, чтобы расчистить дорогу языку-любимчику.

В самостийной Украине любимчиком была мова, другие языки приносились ей в жертву. Вскарабкавшись наверх благодаря использованию административного ресурса, мова без этого ресурса быстро упадёт вниз. Не потому, что её кто-то будет специально искоренять, а потому что она не выдержит свободной конкуренции с русским языком. Такова проза жизни, и кто её отказывается признать, тот слепец.

Не украинской мове что-то угрожало, а украинская мова всем угрожала. Такое положение, когда на развитый язык с мировым статусом (русский) накладывают варварские ограничения, а в распоряжение языка местного дают «финансовые костыли» и прочие механизмы для развития, нельзя назвать справедливым. Восстановление естественного положения русского и украинского языков на Украине, если можно назвать двумя языками один язык (русский) и его малорусское наречие, – это будет справедливо.

Насильственное нарушение естественного языкового баланса стало искрой, из которой на Украине разгорелось пламя гражданской войны. И не русский язык её начал. Её начали против русского языка. Справедливое распределение функциональных ролей между русским и украинским языками – это путь к стабильности и гражданскому примирению. Втаптывание в грязь других языков, ради того чтобы обеспечить господство украинского языка, – это путь в никуда. Вывод: Русский мир и его язык украинскому языку не угрожает, он лишь восстанавливает равновесно-пропроциональные отношения между языками.

Не угрожает Русский мир и украинской идентичности. В Краснодарском крае России часть населения из числа потомков запорожских казаков и малороссийских крестьян до сих пор говорят по-малорусски (украински), хотя живут в России более двухсот лет. Разве у Русского мира не было инструментов за двести лет искоренить их язык и культуру? Были, но Русский мир занимается приумножением культур, а не их уничтожением.

Если в самой России желающие спокойно говорят в быту по-украински из поколения в поколение, то кто помешает так же говорить жителям тех регионов Украины, которые станут или уже стали частью Русского мира? Будут ли они и дальше говорить по-украински, зависит не от Русского мира, а от них. Ингуши, чеченцы, ногайцы, татары живут в России веками, и утрата собственной идентичности им не угрожает. С какой стати она должна угрожать украинцам?

Тем более что и они в составе России жили веками, а в составе самостийной Украины живут всего тридцать лет. Если они не утратили свою этничность за столетия, прожитые в составе России, почему вдруг озаботились её утратой, прожив всего тридцать лет в самостийной Украине? Ответ прост: из-за русофобской пропаганды, пугающей украинцев Русским миром.

Национальная идентичность ценна лишь в том случае, если не несёт с собой разрушительных смыслов. Украинскую этничность киевский режим использовал как инструмент подавления русской этничности. Для этого украинскую этничность накачали ненавистью и злобой, и если кто-то хочет сохранить украинскую этничность именно в таком формате – он провокатор. Русский мир как раз спасёт украинскую этничность от того, чтобы она осталась синонимом национальной ненависти, вернёт ей её настоящий облик, избавит от навязанной идеологии национал-радикализма.

Если же под украинской этничностью понимать культ Бандеры-Шухевича и дивизии СС «Галичина», тогда такая этничность не имеет права на жизнь, ибо она преступна. Она будет искоренена самой жизнью, ибо угрожает жизни. Немецкий народ нечто похожее явственно ощутил в 1945 году.

Философ Гердер называл народы мыслями Бога. Но если народ мыслит неонацистскими идеологемами, он не Божья мысль, а сатанинская. К сожалению, на Украине таких политических сатанистов пруд пруди.

Украинская этничность корнями уходит в Русский мир. Оторвавшись от корней, она наполнилась ядом национализма, от которого сама же и умирает вместе с государственностью самостийной Украины.Такая украинская этничность не нужна, ибо не есть синоним мира. Западу украинская этничность нужна исключительно для единственной цели – вражды с Россией.

Такая этничность не нужна прежде всего самой Украине, но самостоятельно избавиться от неё Украина не сможет. Её избавит от этого Русский мир. Такова проза жизни, и кто её отказывается признать, тот слепец.

Валентин ЛЕСНИК