ФОТО: PAOLO SGARBANTI / SHUTTERSTOCK.COM

Так же, как и сегодняшние украинцы, ранее жертвами пустых обещаний Европы стали тысячи оппозиционеров в России. В этом случае речь идёт о ЕСПЧ, решениям которого больше не подчиняются наши суды. Увы, он уже успел поломать немало судеб, кто поверил обещаниям Запада. Ведь помимо того, что ЕСПЧ фактически наладил практику защиты террористов в России, эта инстанция годами использовалась как инструмент стимулирования молодёжи к протестам. Фактически «европейское правосудие», и особенно материальные обязательства перед ним судебной системы России, подтолкнули людей к участию в скоординированных митингах по всей России. Итог – сломанные судьбы и никакой «перемоги» обычным пешкам.

Сладкие обещания

В июне 2015 года Алексей Навальный* и Илья Яшин* получили компенсацию в 28,5 и 26 тысяч евро соответственно от Минюста России. Таковыми стали итоги рассмотрения ЕСПЧ дела о задержании означенных деятелей зимой 2011 года.

По мнению ЕСПЧ, в ходе контроля общественного порядка были нарушены четыре статьи Конвенции о правах человека. Остановку стихийной демонстрации после согласованного митинга суд трактовал нарушением права на свободу собраний, показания полицейских – недостаточными для вынесения решения об аресте зачинщиков и так далее. Важно, что на этом процессе рассматривались события после согласованного митинга.

Уже в 2017 году перспектива компенсации от ЕСПЧ использовалась Навальным*, как средство агитации перед протестными акциями 26 марта. Это был всероссийский проект в рамках предвыборной кампании блогера, но во многих городах люди не хотели выполнять провокационные призывы. Псевдолидер цинично пытался развеять их сомнения:

И тут сразу кто-то скажет: а если задержат? Так вот я сразу отвечаю: если задержат, то вы ещё и денег заработаете. Вы ж знаете, я все свои задержания довёл до ЕСПЧ. И теперь мне правительство за всё платит довольно крупные суммы.

Параллельно Навальный* объявил о создании структуры, которая поможет всем желающим подать жалобу в ЕСПЧ и «довести её до победного конца». Как нетрудно догадаться, все последующие акции 2018–2020 гг. проходили с пиаром компенсаций по решениям ЕСПЧ. Мероприятия же зачастую были несогласованными в законном порядке и влекли за собой серьёзные риски.

Слесарю – слесарево

Лидеров оппозиции кукловоды, конечно, берегут, и вкладывают в них солидные средства. А вот простые пешки для них – всего лишь биомасса.

Игорь П. (имя изменено – прим. ред.) – парень стильный, видно, что он из хорошей семьи: воспитание налицо. Сейчас о протестах он даже не помышляет, активно занимается личной жизнью. Общественную обустроить пока не получается: после того как он запачкался в навальнистских акциях, с Игорем мало кто хотел связываться. Несколько лет он был близок к местному Штабу Навального** и быстро понял – координаторы получают немалые деньги за организацию и проведение уличных акций. Они всячески поощряли появление на митингах с наглядной агитацией и публичные выступления с критикой положения дел в стране.

Когда я спросил у них про участие в несогласованном шествии по центру города, мне ответили, что о проблемах не стоит беспокоиться: вряд ли кого-то, кроме организаторов, привлекут. Есть адвокаты, и если присудят штрафы, то деньги соберут, а потом выйдет решение суда в Страсбурге, и всем пострадавшим выплатят дополнительную компенсацию. Это будет такой счастливый бонус за правильные идеи,

– вспоминает Игорь.

Поверив манипуляторам, молодой человек пришёл на митинг с плакатом, по сигналу кричал лозунги, а в решающий момент вместе с руководителями вышел навстречу ехавшим автомобилям. В тот раз повезло: не задержали.

Но спустя неделю пришла повестка о нарушении статьи 20.2, на суде рассмотрели видео и фото с митинга со мной, присудили штраф. Потом сообщили по месту учёбы и подработки. Такой поворот там всех расстроил, меня предупредили, что дальше могут быть проблемы с участием в общественной жизни университета. И почти до самого выпуска я и правда не мог пройти отбор для участия по ряду волонтёрских программ,

– рассказал парень.

Работа адвоката Штаба Навального** с делом собеседника Царьграда разочаровала его знакомого с юридического факультета. Тот присутствовал на апелляции и отметил формальный подход защитника. Чтобы как-то компенсировать неудачу, юрист предложил при его посредничестве подать жалобу в ЕСПЧ.

Потом штаб просто закрылся, и вопрос так и не был решён,

– резюмировал Игорь.

Александр К. в годы разгула штабов Навального** работал в филармонии, потом был вынужден переехать в другой город. Над губой усики, тромбонист. Творческая, что называется, интеллигенция. У него – свой опыт «перемоги» от европейского правосудия.

«Из-за задержания на митинге и административного ареста в 10 суток я потерял работу за прогулы. Нам рассказали о жалобе в ЕСПЧ. Я подумал, что компенсация положена мне, как реально пострадавшему, собрал бумаги с доказательствами. Но они попросили только подписать согласие на обработку персональных данных и ведение дела за границей. Ещё сказали, что его рассмотрят в упрощённом порядке через пару лет. Прошло больше трёх лет, и никаких писем из Страсбурга я не получал, в Сети есть только номер дела без всяких подвижек к рассмотрению», – рассказал Александр.

Добавим, что помимо акций под руководством Навального* практику обращений в ЕСПЧ освоили и другие оппозиционные политические силы. Результат для рядовых пешек был примерно таким же.

Ярослав – человек взрослый. Худой и высокий, с длинными волосами. Богема. У него растут дети-подростки, и отношение к протестам куда более циничное, чем у молодёжи. В годы участия в НБП*** Ярослав расценивал эту деятельность как форму капиталовложения. Получилось более-менее удачно, но более 10 лет спустя:

Решение по делу моих знакомых по поводу акции 2005 года ЕСПЧ вынес только в 2018 году. Участие в подобных тяжбах мы рассматриваем вроде как долговременное капиталовложение.

Существует и сетевой ресурс со всеми «политическими» делами из России и порядком их рассмотрения – настоящий памятник бюрократии на все времена.

Мыльный пузырь ЕСПЧ

Уже к 1 января 2019 года в Страсбурге накопилось в десять раз больше дел, чем суд мог рассмотреть за год.

Еврочиновники изобразили попытку решить проблему, введя дополнительную процедуру переговоров сторон об урегулировании спора после коммуникации, проще говоря, заключению досудебного мирового соглашения. Однако на деле нововведение не сыграло значимой роли для поверившей манипуляторам молодёжи.

Как показывает открытая статистика, в действенность обещаний Навального* в «правосудие» ЕСПЧ с 26 марта 2017 года по 7 апреля 2022 года поверили 1892 человека. Однако и от этого числа вдохновители «масштабных» протестов сумели подать только 286 жалоб. А удовлетворили за пять лет лишь 41, присудив новые «крупные суммы» лично Алексею Навальному* и его приближённым.

Неслучайно в политическом сезоне 2021 года координаторы Навального* прямо обещали митингующим, что все их штрафы за незаконную агитацию, нарушение общественного порядка и другие провокации покроет уже непосредственно ФБК**. Судя по провальной посещаемости акций в декабре – апреле 2021 года, даже самые наивные не купились на пропаганду. А затем ФБК** объявили экстремистским за множественные нарушения закона.

Тем не менее ЕСПЧ для всей этой публики всё ещё важен. На сайте, отслеживающем судьбу дел сторонников Навального, указано, что обращения продолжат рассматривать, если правонарушение совершено до 17 сентября 2022 года. А там, возможно, сроки будут сдвинуты дальше.

Что с того?

Как видно, «международные институты права» вроде ЕСПЧ используются ушлыми политическими дельцами для достижения собственных целей. Но это не секрет и для хозяев лавочки, поэтому они не торопятся защищать своих подопечных. Западу это не нужно. Он готов воевать с Россией до последнего украинца и пытаться разрушить наше государство изнутри до последнего русского оппозиционера. Всё равно не жалко.

С прекращением подчинения ЕСПЧ в России смущающие людей миражи отложенного правосудия развеются окончательно. Рано или поздно такая же судьба постигнет и «воздушные замки», воздвигнутые перед украинцами политиканами из Европы и США. Перемоги не будет. Овец будут гнать на убой, пока они не прозреют. Или не погибнут.

*Алексей Навальный и Илья Яшин – внесёны Минюстом России в реестр СМИ и физлиц, выполняющих функции иностранного агента.

**ФБК, Штаб Навального – признаны экстремистскими организациями на территории России.

***НБП – общественно-политическая организация, прекратившая своё существование. Запрещена в России.

ЕВГЕНИЙ БОГУЧАРСКИЙ