ФОТО: OLIVER DENKER / SHUTTERSTOCK.COM

Хакеры из группировки RaHDIt в марте смогли на целые сутки лишить Украину доступа к госсайтам и закрытой связи. Было взломано 700 украинских госсайтов и почти весь украинский правительственный интернет.

Об этом глобальном взломе журналистам РИА Новости рассказал один из участников группировки, не называя своего имени:

Они не смогли с нами бороться и попросту отключили их. Получается, что на сутки органы государственной власти, все серверы были отключены,

– заявил аноним. А буквально на днях хакеры из этой группировки рассекретили данные 700 сотрудников Службы безопасности Украины (СБУ), показав сотни лиц, причастных к преследованиям жителей Донбасса и Украины. В открытый доступ попали не только фамилии и имена, а также фото сотрудников спецслужбы, но и особенности их внерабочей жизни и даже странные увлечения.

С одной стороны, в условиях проведения СВО, такие атаки – дело полезное. С другой – возникает вопрос, почему это делают какие-то неизвестные хакеры, а не специальные подразделения, которые занимаются кибератаками? Быть может, таких подразделений у нас и нет?

По словам эксперта по информационной безопасности Александра Вураско, у силовых структур есть свои компетентные IT-специалисты.

Кибервойска есть и у России, но обыватель про это не знает

А так называемых даркхедов – хакеров-любителей, промышляющих чаще всего криминалом, на серьёзную работу не берут – им априори доверять нельзя,

– сказал эксперт в беседе с Царьградом. Конечно, у нас в России наверняка тоже есть какие-то кибервойска, аналогичные американским структурам. Но об этом могут рассказать только специалисты, обыватели про это ничего не знают.

Если говорить о том, насколько сложно взломать сайты госучреждений и как обеспечивается их защита, то, отметил Вураско, это процесс комплексный и сложный. Чем сложнее организация, тем сложнее должна быть и её информационная безопасность, безопасность её систем.

В информационной безопасности главенствует тезис о том, что неуязвимых систем нет. Любую систему можно взломать. Вопрос только в том, какие силы и средства на это бросить и сколько времени понадобится,

– не сомневается Вураско. Если говорить о возможности такого массированного взлома, то ничего нереального нет. И в истории были случаи, когда хакерскому взлому подвергались сети НАСА и Пентагона.

Вураско

ЭКСПЕРТ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АЛЕКСАНДР ВУРАСКО. ФОТО: СКРИНШОТ КАДРА ВИДЕО / YOUTUBE.COM

К примеру, в 2000 году шотландский хакер Гари Маккинан взломал НАСА и Пентагон, надеясь найти доказательства взаимосвязи правительства США с инопланетянами, напомнил Вураско.

Мы не знаем подробностей атаки в данном случае. Атаки бывают очень разнообразными, и каждая атака не похожа на другую. Я в принципе достаточно скептически отношусь к заявлениям хакеров, тем более тем, которые они делают для СМИ. Классический хакер, как правило, в любой ситуации старается оставаться незаметным, потому что это может ему аукнуться. И большая часть заявлений от имени хакеров, которые я вижу, за ними стоят не хакеры, а какие-то позёры, которые хотят, чтобы их считали хакерами,

– заключил он. Что касается успешности самих хакеров, то для них главное – увлечённость. Человек должен искренне интересоваться этой темой, постоянно повышать свой профессиональный уровень.

А если кто-то просто отучился по специальности «информационная безопасность», но тема ему совершенно неинтересна, то он никогда не сможет стать успешным специалистом в этой области, уверен эксперт. И все хакеры, а среди них немало самоучек, успешны только тогда, когда им эта область интересна.

Могли бы взломать и всю Украину. Чего ждём?

По мнению другого IT-эксперта, экс-сотрудника спецслужб Игоря Бедерова, говорить о том, что такую атаку на украинские госсайты провели какие-то централизованные структуры, сложно. В этом направлении у нас нет какой-либо централизованной политики:

У нас в России, да и вообще в СНГ, есть особенности правоприменительного и политического устройства силовых ведомств. Дело в том, что работники правоохранительных органов, спецслужб относятся к внешним специалистам, экспертам, разработчикам очень потребительски. В большинстве своём, несмотря на то что и нормативной документацией, и законами финансирование специалистов-экспертов предусмотрено, реально добиться оплаты практически невозможно.

В результате появляется такая система работы, когда хорошим опером считается тот, кто сумел больше людей напрячь за себя поработать. Эта порочная практика сейчас осуществляется путём привлечения любых людей, без разбору. У кого-то среди знакомых какие-то 15-летние хакеры, у кого-то просто интернет-дурачки, кто-то действительно знает ряд профессионалов и может уговорить их поработать. Но это всё не централизированная политика.

Аналога американского Агентства национальной безопасности, которое бы занималось и массовым просвещением силовиков, и подбором технологий, стартапов, команд, тех же самых хакеров, их сертифицированием и приведением их деятельности к определённому стандарту, у нас нет,

– считает Бедеров. Это печально и очень заметно по расследованию дел о виртуальных минированиях, когда региональные органы внутренних дел не координировали и не делились информацией с центральными органами. В результате очень сильно проседает общее расследование. Часть информации пропадает, проседает, кто-то кого-то нашёл, но остальные не могут увидеть результы этой идентификации, успеха какого-то одного из подразделений, чтобы воспользоваться ими для дальнейшего расследования.

Если вернуться к вопросу атаки на госсайты Украины, то в нынешних реалиях всегда присутствуют элементы информационной и кибервойны просто потому, что в рамках современного актуального военного дела эти направления есть, они востребованы и должны быть априори,

– подчеркнул эксперт. Кибервойна между Россией и Украиной, безусловно, ведётся, считает он, ведь речь идёт о вооружённом конфликте, который происходит между странами, относящимися к информационному обществу, в котором есть современные технологии.

Скриншот кадра видео / youtube.com

IT-ЭКСПЕРТ, ЭКС-СОТРУДНИК СПЕЦСЛУЖБ ИГОРM БЕДЕРОВ. ФОТО: СКРИНШОТ КАДРА ВИДЕО / YOUTUBE.COM

Это не Сирия, это не Ирак, не Афганистан, в которых максимальная технология заключается в наличии спутникового телефона, потому что других способов позвонить из пустыни просто нет.

Отвечая на вопрос журналиста Царьграда о том, как лучше в этой ситуации действовать, ведь правительственные структуры, несмотря на существующую защиту, постоянно подвергаются атакам, Игорь Бедеров сказал:

Лучше сделать в стране цифровую экономику, дать возможность появиться конкурентоспособным и качественным технологиям, компаниям, стартапам. Сделать так, чтобы эти продукты были востребованы и нужны по всему миру. И тогда в одночасье вы можете всё сделать пальчиком, как это сделали те же американцы, и просто это всё отключить, без каких бы то ни было хакерских атак.  Вот это эффективно.

Это ведь можно использовать и для того, чтобы следить, для того, чтобы доводить нужную, выгодную вам информацию до каждого человека, находящегося в любом месте мира. Вот это эффективно. Более того, это не просто эффективно, это ещё создаёт колоссальный человеческий интеллектуальный капитал внутри страны, обеспечивает её доход, доход каждого гражданина и огромную легитимность по отношению к власти, заключил эксперт.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА