МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР «СФЕРА». ФОТО: PAVEL L PHOTO AND VIDEO / SHUTTERSTOCK.COM

В «день дурака» 1 апреля департамент культуры Москвы объявил о решении объединить два совершенно разных театра: «Эрмитаж» Михаила Левитина и «Сферу» Александра Коршунова. Первый поглощает второй, хотя формально обещано сохранение в полном составе двух трупп, худруков и репертуара. Коллектив «Сферы» резонно сомневается в обещанном и протестует против произвола. Похоже, в московском саду «Эрмитаж» набухает новая точка социального напряжения. Нужна ли она правительству Москвы и стране в целом – особенно в нынешней ситуации?

Для начала – немного грубоватый, но очень меткий и мудрый старый анекдот про манию объединений:

Завод «Серп и Молот» решил объединить активы с подмосковной птицефабрикой. Новое производственное объединение решено назвать «Серп и яйца».

Слив вне логики

Похоже, что этой анекдотичной логике следуют и в столичном Департаменте культуры. Ведь намеченный ныне «акт» в саду «Эрмитаж» – уже пятый с начала марта. «Объединительный» движ начался уже давно и не только на московском уровне. В 2019-м, помнится, театральный народ был шокирован объединением по решению тогдашнего министра культуры Мединского ярославского «Театра имени Волкова» и петербургской Александринки.

Логика таких мероприятий прослеживается далеко не всегда. Если можно ещё как-то понять слияние Московского детского камерного театра кукол и Московского театра кукол или объединение двух разбежавшихся «Таганок», то пристёжка к этому последнему воссоединению театра «АпАРТе» довольно абсурдна и объяснима лишь географической близостью. Опять же, если слияние «Театра Сатиры» и «Прогресс Сцены» Джигарханяна произошло по обоюдному согласию под некий творческий концепт, то вливание студенческого театра «МОСТ» в «Театр имени Моссовета» означает лишь исчезновение первого как класса.

То же самое, похоже, намечено проделать ныне с театром «Сфера» – в своём роде уникальным не только в Москве, но и в стране в целом. Специально построенный в 1981 году по инициативе и согласно творческой концепции актрисы и режиссера Екатерины Еланской и руководимый ныне её сыном народным артистом России Александром Коршуновым, театр развивает линию классического русского драматического театра по принципам Станиславского. Причём делает это в собственной оригинальной концепции сценического общения со зрителем на собственной оригинальной сцене. Имея при этом своего преданного зрителя.

Фото: официальный сайт театра

ЕКАТЕРИНА ИЛЬИНИЧНА ЕЛАНСКАЯ – СОЗДАТЕЛЬ МОСКОВСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА «СФЕРА», НАРОДНАЯ АРТИСТКА РОССИИ. ФОТО: ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ТЕАТРА «СФЕРА»

Художественный руководитель «Сферы» Александр Коршунов в комментарии «Первому русскому» подчеркнул:

Для всего нашего коллектива это решение было громом среди ясного неба. Таким же шоком стало происходящее для наших зрителей, которые готовы активно и горячо нас защищать. Мы ведь не потеряли постоянную аудиторию и в два ковидных года, и после их окончания вновь собирали на каждый спектакль полный зал.

Причину столь странного, мягко говоря, шага на состоявшейся в Департаменте культуры беседе нам назвали чисто «арифметическую»: в Москве слишком много театров. Я лично просто не могу поверить в такую трактовку. Как трудно мне и всей труппе поверить в обещанные департаментом сохранение в объединённом театре двух независимых худруков, сохранение в полном объёме состава артистов. Так просто не бывает!

На словах сейчас можно легко пообещать всё. Согласно же букве приказа мы обязаны передать всё наше хозяйство в объединённый театр «Эрмитаж» – то есть мы как театральная величина просто исчезаем. Мы будем с этим спорить и сопротивляться.

Коршунов

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ «СФЕРЫ» АЛЕКСАНДР КОРШУНОВ. ФОТО: NATALYA LOGINOVA / GLOBALLOOKPRESS

«Означает просто уничтожить»

Театр, если он не частный антрепризный, а репертуарный, по своей сути глубоко зависим от государственной власти. Его режиссёры, не говоря уже об актёрах, – люди бесправные. Их можно легко просто выкинуть на улицу, как это уже не раз происходило в новейшей нашей истории. Звания «заслуженных» и «народных» ничего в данном случае не значат. Все стороны подобных конфликтов прекрасно это знают. Но иногда всё же «находит коса на камень» и служители Мельпомены не собираются безмолвно сдаваться.

Мы считаем, что данное решение является необдуманным и разрушительным не только для театра с уникальной историей и сценой, но и для всей театральной Москвы… Это театр русской реалистической школы, следующий лучшим традициям глубокого психологического театра. Наш репертуар, по преимуществу, это русская и советская классика…

– говорится в открытом письме «Сферы», опубликованном на сайте театра. «Мы считаем такое решение категорически неприемлемым», – прямо высказывается коллектив. А Александр Коршунов в комментарии «Первому русскому» разъясняет уникальность театра и с трудом сдерживает эмоции:

В отличие от обычного «портального» строения, «Сфера» была задумана и воплощена моей мамой как именно сферический зал с круговым амфитеатром. Это реминисценция к античному театру, шекспировскому «Глобусу»: актёры и зрители у нас объединены единой сферой взаимодействия, игровые площадки могут возникать в разных местах зала. Слить такой театр с каким-либо другим нельзя. Это значит его просто уничтожить!

Коршунов подчеркнул, что с большим уважением относится к руководителю театра «Эрмитаж» Михаилу Левитину и его коллективу, несмотря на принципиальную разницу художественных подходов. При этом он признал, что ни сам Михаил Захарович, ни его труппа отчего-то не протестуют против слияния.

театр

МОСКОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР «СФЕРА». ФОТО: PAVEL L PHOTO AND VIDEO / SHUTTERSTOCK.COM

Варварская хирургия с хорошим лицом

Если вопрос «кассы», по уверениям Депкульта Москвы, здесь действительно ни при чём, и «Сфера» вполне успешна, то в чём же тогда дело?

Может, в желании за счёт слияния решить давнюю проблему театра «Эрмитаж»? Ещё в 2011 году театр вынужден был покинуть своё историческое здание в саду «Эрмитаж», являющееся памятником архитектуры. Поскольку оно было признано аварийным. Театр ныне даёт спектакли в маленьком, не приспособленном для этого помещении на Новом Арбате. А ремонтным работам в Каретном ряду не видно конца, хотя ранее тот Депкульт Москвы заверял, что всё закончится до 2020 года. Так, может, чиновники этим слиянием хотят каким-то образом «замазать» собственные просчёты с ремонтом?

За скобками здесь остаётся ещё волшебное слово «оптимизация». Мы прекрасно помним, как «оптимизировали» московское здравоохранение и во что это вылилось во время ковидной эпопеи. А до этого сливали школы и вузы, что «круто» помогло нашему образованию. Нет, ну, конечно, театры – не больницы и не школы – без них можно вполне прожить. Ныне в столице больше 250 театров и студий. Из них 14 федеральных, 82 городских, а другие – частные или со смешанной формой собственности. Наверное, это действительно многовато, учитывая, что некоторые из них давно не собирают залы и в художественном плане «мизерабельны». Но это точно не относится к «Сфере»!

Как не относилось и к «Московскому драматическому театру имени Н. В. Гоголя», который в 2012 году разгромил своим «Гоголь-центром» небезызвестный Кирилл Серебренников – пропагандист извращений половых и сценических. Запустил его туда дружок Ксении Собчак, бывший глава Департамента культуры Москвы Сергей Капков. В итоге Серебренников, доведший театр до банкротства, после уголовного дела и дикого скандала уволен, а Капкова, пропавшего с горизонта после начала СВО, видели уже в паспортном столе Тель-Авива. Но это просто к слову.

Александр Коршунов в комментарии «Первому русскому» кратко выразил не внешнюю «приличную», а внутреннюю – духовную, точнее антидуховную суть подобных театральных игрищ чиновников:

Это варварская хирургия! Процесс, запущенный департаментом, идёт вразрез с указом президента о сохранении духовных ценностей и девальвирует положение этого указа. Похоже, что никого не интересуют ценности в театре, облик этих театров, их индивидуальность.

Что с того?

Можно констатировать, что в театральной сфере налицо тренд не просто «оптимизации», но вытеснения русской классической театральной школы, русского драматического театра некими авангардными или постмодернистскими конструктами.

В данном случае сливаются как бы два «авторских» театра, но характерно, что «Эрмитаж» Михаила Левитина – это театральная эксцентрика, карнавал, Хармс и Введенский. А «Сфера» – традиционный русский психологический театр: Чехов и Достоевский, Вампилов и Шукшин (к слову, сборы от спектакля «Рассказ» по Шукшину перечисляются беженцам из Донбасса). Оба взгляда и метода, безусловно, имеют право на сценическую жизнь. Но именно «авангарду» предписано поглотить «психологию». Это как если бы в 1920-х МХАТ Станиславского и Немировича решили «влить» в театр Мейерхольда. Даже большевики «ленинского замеса» такого не делали, при всех своих симпатиях к «новизне».

Так что же стоит за подобной политикой Департамента культуры Москвы? Может, уважаемый г-н Кибовский, наконец, внятно объяснит происходящее?

АНДРЕЙ САМОХИН