ФОТО: VICTOR LISITSYN / GLOBALLOOKPRESS

Санкции, введённые против нашей страны, являются серьёзным испытанием на прочность. Чтобы пройти его, необходимо взять под контроль ключевые экономические процессы, в первую очередь начать регулировать ценообразование в сфере социально значимых товаров. В противном случае нас ждут ужасные последствия: перекупщики будут играть с ценником, люди – раздражаться, а раздражение вымещаться на власти, которая и так по уши занята решением важнейших для России и русских внешнеполитических проблем.

Этой новости все нормальные люди ждали целый месяц, если не больше – Федеральная антимонопольная служба возбудила дело против крупнейшего в России производителя сахара, компании «Продимекс». Коммерческую структуру подозревают в незаконных действиях, приведших к резкому удорожанию продукции, что вызвало небывалый ажиотаж.

В сообщении антимонопольного ведомства говорится, что анализ документов и другой информации, которая была получена в ходе проверочных мероприятий, указывает на координацию «Продимексом» деятельности торговых сетей для повышения розничных цен на сахар в условиях повышенного спроса,

– цитирует ведомство ТАСС.

Государству пора возвращать контроль над ретейлом

Первый русский телеканал Царьград уже не раз выпускал материалы, где позитивно отзывался о деятельности Федеральной антимонопольной службы. Данная структура реально работает на благо государства и интересов граждан, по крайней мере старается, а глава ФАС Максим Шаскольский с полным основанием может быть охарактеризован как государственник. Тем не менее функционал службы всё же ограничен. Россия с её дикой квазирыночной экономикой, доставшейся нам в наследство от ельцинских времён, нуждается в существенном расширении прав и обязанностей ФАС. Возможно, даже в учреждении новой организации.

Если говорить прямо и не обходить острые углы, нужен Госплан. Название можно поменять, чтобы не проводить прямые ассоциации с Советским Союзом. Важен сам принцип. В условиях жесточайшего санкционного давления со стороны Запада нельзя допустить падения уровня жизни граждан. Во всяком случае это падение должно иметь какое-то дно – то бишь наш соотечественник должен чётко понимать, что цены на социально значимые товары будут стабильными и его зарплаты точно хватит для удовлетворения базовых потребностей человека.

Россия с 2014 года сделала большой рывок в сельском хозяйстве. Сейчас наше государство фактически полностью обеспечивает себя продовольствием и является одним из крупнейших экспортёров зерна и прочей сельхозпродукции в мире. И, несмотря на это, ценник в магазинах растёт (чего не скажешь о реальной заработной плате – она растёт гораздо медленнее и не поспевает зачастую за инфляцией). Наглые дельцы попросту пользуются тяжёлым положением и наживаются на беде. Им должны дать по рукам, и сделать это сможет исключительно такой влиятельный орган, как Госплан.

Ретейлерские сети за редким исключением должны быть национализированы. Либералы говорят, такие действия, дескать, «кошмарят бизнес». Нет, господа, нельзя назвать бизнесом то, что построено на откровенном неприкрытом воровстве и страданиях бедных людей. Судите сами: Россия в полной мере обеспечивает себя сахаром, нарастила его производство за последние 8 лет в несколько раз, а цены чудовищные и ажиотаж колоссальный. Это ли не маячок, показывающий, что система, связывающая производителя и потребителя, прогнила в каком-то месте? И мы все знаем, в каком именно – в ретейле.

Никто не предлагает национализировать IT-сферу, мелкую частную торговлю, семейные кафе или стоматологии. Но в сфере социально значимой продукции национализация необходима, тем более сейчас. Вся цепочка от выпуска до продажи должна контролироваться государством. Госплан обязан с помощью балансового метода определять, какая существует потребность в том или ином продукте, какие складские запасы необходимо сделать, сколько можно отправить за рубеж. Тогда никаких метаний по поводу ценообразования не станет. Невероятное развитие цифровых технологий позволяет использовать балансовый метод на ура: современные компьютеры способны просчитывать мельчайшие дисбалансы и устранять их. Раздутые штаты и бюрократия здесь совершенно не потребуются.

Безусловно, нельзя вводить планирование там, где русская экономика критически зависима от импорта. Например, бессмысленно регулировать цены на бытовую технику или ноутбуки – это лишь приведёт к дефициту. Но там, где существует замкнутый производственный цикл, почему бы нет? И это касается не только продовольствия, но и, скажем, бензина. Россия – крупнейшая энергетическая держава, добывающая более полумиллиона тонн нефти ежегодно. Работают огромные нефтеперерабатывающие предприятия, производятся немеряные объёмы бензина. Однако из-за рыночных принципов ценообразования внутри страны стоимость топлива для наших же граждан растёт. Естественно, это вызывает недоумение и в конечном итоге раздражение в отношении властей предержащих.

Что с того?

Сторонники теории «рыночек сам всё отрегулирует» мыслят абстракциями и книжными, далёкими от реальности построениями. Нельзя сравнивать Соединённые Штаты Америки, Японию и Россию. Это страны со своим уникальным историческим опытом, они по-разному приходили к экономическому могуществу. К слову, Россия пришла к нему через жесточайшее госрегулирование (советское экономическое чудо 1930-х). Японское «чудо» базировалось на теснейшей кооперации государства и крупного бизнеса-монополиста. В Южной Корее ключевым принципом развития национального хозяйства было планирование. Президент Пак Чон Хи создал собственный Госплан – Совет экономического планирования. Можно так же назвать новый орган в России, который заменит ФАС и станет его модифицированной, усиленной версией.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ