ФОТО: FRANKHOERMANN/SVEN SIMON / GLOBALLOOKPRESS
ЦАРЬГРАД. ГЛАВНОЕ

Компания Apple заявила о приостановке продаж всей продукции в России, а также ограничила работу своих сервисов на территории нашей страны. Помимо этого Соединённые Штаты и ряд других стран-сателлитов ввели ограничения на экспорт технологической продукции для отраслей российской промышленности. Россия должна испугаться или нам это только на руку?

Перечень ограничений обширный, но мобильные устройства и потребительский софт разрешены к свободному экспорту. Ведь это живые деньги! Поговаривают и о потенциальном риске блокировки ОС системы Android и iOS. Маловероятно, что Apple и Google решатся на такой шаг, как блокировка устройств пользователей. По мнению аналитиков, это очень важный момент: если компании пойдут на подобное, они создадут опасный мировой прецедент, который заставит задуматься пользователей по всему миру.

При этом заменить продукцию и сервисы Apple какими-то отечественными разработками на сегодняшний день невозможно, считает генеральный директор информационно-аналитического агентства Telecomdaily Денис Кусков:

Никакое импортозамещение продукции Apple в России невозможно. Мы просто будем вынуждены в течение какого-то периода времени обходиться без этих сервисов и не покупать новые модели. Надеюсь, что в ближайшие месяцы геополитическая обстановка изменится, санкции будут отменены, и к сентябрю, когда запланирован выход на рынок новых моделей, ситуация изменится.

США с партнёрами устроили нам блокаду

Так станут ли смартфоны тыквой или нет? Эту тему в программе «Царьград. Главное» обозреватель Юрий Пронько обсудил с ведущим аналитиком Mobile Research Group Эльдаром Муртазиным.

Юрий Пронько: Вы известны, как очень высококомпетентный профессионал. На ваш взгляд, что происходит, к чему готовиться? Все были напуганы тем, что сеть re:Store не открылась. Но 3 марта магазины возобновили продажи техники, правда, уже по завышенным ценам. И мне понравилось высказывание ваших коллег, которые сказали: если Apple и Google пойдут на масштабное отключение пользователей, то это создаст глобальный прецедент для других пользователей. Что вы можете сказать по этому поводу?

Эльдар Муртазин: Да, на сегодняшний день Россия находится в торговой блокаде. Электроника – это часть рынка. Под блокаду попали все продукты, поставляемые в Россию. Америка и её европейские партнёры делают всё для того, чтобы заблокировать доставку электронной продукции даже через третьи страны, включая Казахстан. Заворачивается всё, что имеет конечным пунктом Россию.

Исходя из этого, Apple и другие компании электронику сегодня поставлять не могут. Исключением является Китай, но в данный момент это небольшой объём рынка электроники.

Сейчас переиначиваются логистические цепочки. Как минимум месяц мы будем жить на «голодном пайке». Но на этот месяц ранее завезённого товара вполне хватит. По iPhone – на полторы-две недели. Но Apple пытается пересмотреть поставки. Всё это нормально.

Но нужно понимать ещё один момент: никто не станет отключать ни Google, ни iPhone, это может случиться только в одном случае, когда через пять минут прилетят ракеты. Во всех остальных случаях санкции заднего числа на проданные товары не имеют.

Если вы купили MacBook  или iPhone, то они и будут работать. Максимум, что могут причинить санкции – это отсутствие обновлений. Но я не думаю, что это будет большой проблемой. Поэтому спокойно пользуйтесь вашими телефонами, не бегите их продавать, меняя на кнопочные, это не имеет смысла.

Эмбарго нет, а блокада – есть. Как такое получается?

– Эльдар, а что будет дальше? Если санкции сохранятся, а все попытки завезти продукцию на территорию России будут разворачиваться? При этом, как известно, Минторг США не ввёл эмбарго на подобную продукцию, нет никакого запрета. Я правильно понимаю, что это деятельность уже самих компаний, они принимают подобные решения?

– Нет, неправильно. Это не решение компаний. На официальном уровне коммуникаций нам как бы говорят: «разрешаем всё». А неофициально Америка и Европа создают давление на компании, на логистику, на страховщиков, чтобы они не работали с Россией. Это и называется торговой блокадой. И делается это сознательно. При этом документально, на официальном уровне, эта блокада никак не закреплена, чтобы их нельзя было поймать за руку. При этом отключают целые страны.

– Ну, как всегда, двойные стандарты. Формально мы разрешаем, а на деле начинаем выкручивать руки так, чтобы компании не могли работать. Но что будет дальше? Мы уже слышим заявления по поводу автомобилей, самолётов. В среднесрочной перспективе что будет происходить? Китайцы к нам придут? Мы пересядем на их автомобили, будем пользоваться их смартфонами?

– Европа просто невообразимыми темпами теряет рынок России, это происходит ежедневно. И это уже не «стрельба по ногам», я даже затрудняюсь подобрать точное определение этим действиям. Понимаете, на каждый условный евро, потерянный отечественными компаниями и рынком, они уже теряют по три-четыре евро.

Если говорить о самолётах, которые находятся в лизинге, то там проблем ещё больше – речь идёт о более чем 500 бортах. И фактический возврат этих бортов означает, что теперь никаких лизинговых выплат не будет, лизинговые компании начнут разоряться, при этом появится огромный воздушный флот, который никому не будет нужен.

А ведь индустрия и так находится в кризисе из-за сокращения туризма. Сегодня мы говорим о том, что за полгода, максимум за год Европу накроет гиперинфляция. Цены будут расти уже не на десятки процентов, а кратно – то, что мы с вами видели в 90-е годы. Но сытая Европа такого не видела очень давно.

Кризис к этому шёл, пандемия всё немного отсрочила, напечатали массу денег. И в разгар кризиса Европа, вместо того чтобы держаться за крупнейший европейский рынок в России, с подачи США разрушает всё, что можно. Они стреляют себе по ногам автоматными очередями, они уничтожают всё, что только могут. И это жаль.

– А что касается замены?

– Замена есть – мы плотно работаем с Китаем, с Юго-Восточной Азией. Судя по всему, Южная Корея самолётами будет поставлять практически всё. И для многих стран и компаний, которые понимают, что рынок никуда не денется, это время возможностей. Так же, как и для отечественных компаний – это время больших возможностей, это новые капиталы, это завоевание рынка. А рынок огромный, он таким и останется.

– А правильно ли я вас понял, что главный конкурент компании Apple, компания Samsung, не будет сворачивать свой бизнес в России?

– Apple тоже не сворачивает, они пытаются продавать, они пытаются здесь быть. Но на них оказывается огромное политическое давление. У Samsung LG и других корейских компаний ситуация проще. Они будут стараться поставлять всё на наш рынок.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА