ФОТО: СКРИНШОТ КАДРА BESOGONTV.RU

В самые серьёзные моменты в жизни страны постоянно поднимает голову пятая колонна, упорно называющая себя «русской интеллигенцией», не являясь ею ни по духу, ни по сути своей. Кто эти люди, чьи интересы они продвигают? И как они разлагают наше общество?

В новом выпуске программы «Бесогон», которая называется «Донос как путёвка в жизнь», режиссёр Никита Михалков попытался найти ответы на эти и многие другие вопросы. К примеру, каким образом в борьбе за продвижение своих интересов и влияния самозваная интеллигенция уничтожает в детях традиционные нравственные ценности и чувство патриотизма и почему сейчас нам можно вспомнить про 1937 год?

Русофобы подают голос

К теме этой Никита Сергеевич обращался уже много раз. Но события, происходящие в нашей стране и вокруг неё, заставляют возвращаться к ней снова и снова.

Вспомним начало этого года, когда внезапно полыхнуло в Казахстане – недовольство людей повышением цен на топливо едва не вылилось в настоящую войну. Несмотря на то что власть очень быстро пошла на уступки, волнения не прекращались, и ситуация в соседней нам стране уже грозила полностью выйти из-под контроля – у протестовавших «неожиданно» оказалось немало оружия, они нападали на представителей правоохранительных органов, убивали их захватывали здания, мародёрствовали.

И тогда президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву пришлось обратиться за помощью к остальным странам ОДКБ – России, Белоруссии, Киргизии и Таджикистану. К этому моменту число жертв террора – а иначе действия уже не протестующих, а бандитов было сложно назвать – достигло 225 человек. Стало известно о причастности к беспорядкам иностранных спецслужб и террористических организаций.

Интересно, что мировое сообщество взирало на происходящее снисходительно: главы «цивилизованных» государств говорили о том, что нельзя подавлять мирный протест, что он вполне легален и что надо идти на «мирные переговоры с протестующими», – отмечает Никита Михалков. – И это в то время, когда кадры с улиц казахстанских городов уже облетели весь мир, а «просто протестующие» начали захватывать аэродромы. Слово «террористы» никто не произносил.

Просьба Токаева не осталась без внимания, и в течение нескольких дней в Казахстан были введены силы ОДКБ, чтобы помочь властям страны сдержать натиск бесчинствующих бандитов. И почти моментально мятеж сдулся. Миротворцам не пришлось сделать ни одного выстрела.

Но как только самолёты с миротворцами из России вылетели в сторону Казахстана, заявил о себе некий «Конгресс интеллигенции России», опубликовавший заявление «Мы против силового вмешательства России в события в Казахстане», напомнил Никита Михалков. В этом документе было много такого «мы не хотим», «мы считаем» и «мы требуем». От кого выступали эти «пацифисты», кого они представляли, кроме самих себя? И кто эти люди, самоназвавшие себя «интеллигенцией России»?

Что ж это за «интеллигенция» такая русофобствующая?

Подписали документ 150 человек. И среди них – фамилии хорошо известных нам русофобов. Это и Леонид Гозман, и иноагент Лев Пономарёв*, не скрывающий, что финансируется из фондов, созданных Госдепом, и Людмила Улицкая, возмутившая граждан России свои заявлением «Моя страна больна агрессивным невежеством», и Владимир Познер, который честно говорит о том, что в России его держит только работа, и русским человеком он себя «не чувствует», и журналист, поэт Дмитрий Быков. Отметился и журналист Григорий Амнуэль, выдавший такой перл: «Если бы польские земли, густо населённые евреями, не перешли от Польши к СССР, то не было бы Холокоста. Немцы бы не уничтожили столько людей». Целый список «настоящих интеллигентов», готовых размазать Россию по любому поводу.

Это что ж за интеллигенция такая, которая считает, что быть патриотом – это быть русофобом? Вообще, мне всегда казалось, что национальная интеллигенция – это лучшие из лучших народа. Это квинтэссенция ума, таланта, философского мышления и разных других дарований. А что на самом деле? Слушайте, сколько раз мы обо всем этом говорили, да и не мы одни,

– напомнил Никита Михалков. К этой же «интеллигенции», видимо, относит себя и замдиректора фонда имени Бориса Ельцина историк Никита Соколов, который называет «власовцев» диссидентами, которые «ничего не совершили», и требует их реабилитировать.

И автор «словарика», продающегося в сувенирных магазинах Ельцин-центра в аэропорту Екатеринбурга, видимо, тоже причисляет себя к «интеллигенции»? Поэтому в этом «словарике» можно прочитать такое: «Гнить – жить в России. Я гнию – я существую в пределах Российской Федерации и люблю это». Собственно, почти то же самое можно узнать и из мультфильма, который демонстрируется в Ельцин-центре, где в России – всё грязь и мерзость. Примечательно, что рекламирует этот словарик своей многомиллионной аудитории видеоблогер Юрий Дудь.

Есть и другие примеры. И это не вчера появившаяся тенденция. Вспомните, что говорил про нашу интеллигенцию гениальный наш писатель Антон Павлович Чехов: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую. Не верю, даже когда она страдает и жалуется. Ибо её притеснители выходят из её же недр. Я верую в отдельных людей. Я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России, там и сям. Интеллигенты – они или мужики, в них сила, хотя их и мало». И вот тут как раз я и хотел бы остановиться, вот на тех самых людях, кого Антон Павлович считал настоящей интеллигенцией,

– сказал Никита Сергеевич. Речь идёт об истории, случившейся в маленьком селе Любовь в Забайкалье. И в ней как в капле воды отражается наша сегодняшняя действительность.

В селе Любовь разыгралось сражение за историческую правду

14-летний мальчик, ученик этой школы, Вадим Телешев, любознательный и читающий человек, мог бы стать примером для многих других. Если бы не спор с учителем истории по поводу войны 1812 года. В своих доводах, как источник его точки зрения, школьник приводит монографию некоего господина Евгения Понасенкова, сконцентрированную на следующих постулатах: Кутузов бездарный полководец, Россия виновата в войне 1812 года, которую развязал «шизанутый император» Александр Первый. Вам это ничего не напоминает? Да-да, точно так же наша «изряднопорядочная» публика обвиняет СССР в «развязывании» Второй мировой войны.

Понятно, что такое утверждение не могло не возмутить учителя истории в далёком забайкальском селе. Он назвал монографию Понасенкова чушью, мальчика – букашкой. Конфликт продолжился в кабинете директора. Учителю пришлось извиниться перед школьником. Но история получила неприятное продолжение.

Мальчик написал письмо своему кумир-блогеру от истории Евгению Понасенкову. Интересно, как школьник описывал в своём письме ситуацию:

Недавно я вступил в спор с учителем истории, и всё по вашим методам. Дешёвка была разгромлена, и, не найдя аргументов, истерически вылетела из класса, перед этим назвав меня шавкой, а вашу монументальную монографию – чушью.

В своём видеоблоге под пафосным названием «Канал здравого смысла» псевдоисторик, так и не получивший в своё время диплома о высшем образовании, выложил полуторачасовой ответ учителю из забайкальского села. И в этом ответе он не просто прошёлся по всему педагогическому коллективу школы села Любовь, не просто назвал всё «гнилью», но и пообещал натравить юристов на учителя, позволившего себе усомниться в ценности понасенковской монографии, а на директора кучу проверяющих. Волновал ли его этот мальчик? Конечно, нет. Его волновало другое – нелестно отозвались о его «великом труде».

Господин Понасенков, сидя в дорогом костюме на фоне дорогих коллекций, добытых, вероятно, честным трудом, рассуждал на камеру об ужасах школ в русской глубинке, где орут на учеников, где учителя позволяют себе быть в социальных сетях обычными людьми.

И швец, и жнец, и мастер хайпа

Он «аристократично» обзывал директора школы, которая всю жизнь отдала образованию, «существом», а учителя истории – «рожей», красиво поводя белыми рученьками в перстнях говорил о разоблачениях «всей этой гнили».

Надо сказать, что этот персонаж удивительно напоминает незабвенного Ивана Александровича Хлестакова. От его псевдоисторических размышлений у научного общества скулы сводит, как от зубной боли, тем не менее перед ним открываются двери гостиных бомонда и все его восторженно рекламируют. Понасенков ведь не только «историк», он ещё и певец, и художник, и жнец, и на дуде игрец.

Разыгравшийся скандал, умело подогреваемый Понасенковым, привёл к тому, что учитель истории, до этого перенесший четыре операции на сердце, ушёл с работы. В адрес учителей посыпались грозные оскорбительные комментарии. И вот, когда вся эта ситуация достигла определённого градуса, глава муниципального Кыринского района Любовь Сакияева записала вот такое обращение:

Я не оправдываю учителя, который должен был выслушать ученика, задача учителя в том и состоит, чтобы отделять зёрна от плевел. С этой ситуацией разбираются те, кто должен с ней разобраться. Но только не блогеры, которые используют эту ситуацию и ребёнка в своих целях. Сегодня каждый день к нам идут письма от сторонников Понасенкова с жёстким требованием уволить учителя и директора. Сегодня на учителей льётся поток негатива, нарушен нормальный ритм работы школы, а ведь учителя идут к детям.

Никита Сергеевич, рассказывая об этой ситуации, отметил, что не будет оправдывать учителя истории, каждый человек имеет право на собственное мнение. Да и разве плохо, когда ученик имеет свою точку зрения, своё мнение, когда он читает не только учебник, но ещё и какие-то дополнительные материалы? Это прекрасно.

Но, с другой стороны, у учителя тоже есть своя программа. Притом что в эту программу всё-таки включается тема воспитания патриотизма, любви к своему Отечеству, к своей истории. Возможность внедрить в сознание ученика уважение к этой истории, уважение к своей стране, уважение к своим предкам. И это не должно приводить к уничтожению, в общем, одной из самых незащищённых профессий – учителя сельской школы или учителя в небольшом городе.

Между тем мальчик, почувствовав поддержку блогера Понасенкова, начинает вести открытую войну против собственной школы. И не потому что там есть глобальная несправедливость, а потому что он становится орудием в руках господина Понасенкова. Он становится якобы героем. Он становится борцом за правду. За чью правду? За правду господина Понасенкова?

У меня вопрос. А вот сам этот учёный господин, он бы поехал бы в какую-нибудь сельскую забайкальскую школу преподавать историю? Даже собственную монографию, только это. Поехал бы он на ту зарплату, которую получает сегодня учитель на селе, в маленьком городе, вообще учитель?

– продолжил Михалков. А потом предложил посмотреть небольшой сюжет из рекламного ролика «Альфа-банка», куда господин Понасенков приглашён в качестве внештатного консультанта этого банка по эстетике (после Моргенштерна мы даже не удивлены). Какой образ создаёт он для общества, этот «человек эпохи Возрождения, знаменитый учёный, историк, певец, драматический тенор, телеведущий, актёр и коллекционер, режиссёр-постановщик», частый гость на публичных приёмах в посольствах США, Франции, Германии и других стран.

Яд, разлагающий общество

Всё это Понасенков пишет сам про себя, как и о том, что он «эксперт по вопросам истории и политики в самых значимых российских и западных СМИ: «Радио Свобода»*, ТВЦ, «Эхо Москвы» (уже закрытое, к слову), «Москва 24», «Дождь»*, НТВ, «Совершенно секретно», и так далее, и так далее.

А вы знаете, что было написано на визитной карточке одного великого человека, которого мы сегодня упоминали, отметил Никита Сергеевич. – Вот это печать Антона Павловича Чехова. Посмотрите: «Врач А.П. Чехов». И всё. Обратите внимание, не писатель. Причём он стал знаменит на весь мир. А доктор. Он эту профессию считает своей – доктор. Доктор! Притом не в крупной больнице. Доктор. А вы можете представить себе лицо Антона Павловича Чехова, произносящего на публику то, что говорит Понасенков?

Это яд, который разделяет наше общество, уверен режиссёр. В заявлениях Понасенкова проступает огромное презрение к обычным людям – к тем, кто учит детишек в далёких школах, к участковым врачам, к полицейским. И вот к чему это приводит. 14-летний школьник Вадим Телешев, воодушевлённый своим кумиром, пишет письмо президенту России:

Поскольку извинения мне принесены не были, и более того, пресса была обманута, то, вероятно, моей семье придётся подать в Европейский суд по правам человека. Пока директор, бывшая сотрудница детсада, и не имеющий права преподавать историю неграмотный учитель наносят вред моему образовательному уровню и здоровью, я не могу подвергать себя опасности и посещать встречи с ними. Я категорически требую их увольнения. Я достаточно интеллектуально развит и принципиален, чтобы постоять за себя. И я, и вы (то есть президент) должны быть благодарны Евгению Николаевичу, что он нашёл время, а его время стоит дорого, он выдающаяся личность, и помог меня защитить. Понасенков назвал вещи своими именами. На подобное нельзя обижаться. Это, как великий Гоголь сказал: «нечего на зеркало пенять, коль рожа крива».

Слушайте, а как это называется, задался вопросом Никита Михалков. Это называется донос! Для того, чтобы власть всем своим могуществом обрушилась на деревенскую сельскую школу. Сейчас очень многие члены «Конгресса российской интеллигенции» говорят о 1937 годе, о репрессиях. Вот он, 37-й год, с этого и начинается, с этих Павликов Морозовых. Которые предают, выдают собственного отца. Я не знаю, получил ли удовольствие Павлик Морозов от того, что он сделал. Но мы видим, что этот мальчик получает удовольствие. Потому что у него есть кому следовать. Но слава Богу, что не все подвержены вот этой коррозии, этому яду.

Завершая программу, Никита Михалков сказал: «Думаю, что вы поняли, почему наш выпуск так назывался – «Донос как путёвка в жизнь».

*Признан иноагентом в России. 

АЛЯ САМИТОВА