ФОТО: NELSON ANTOINE / SHUTTERSTOCK.COM

Покупать ли технику сейчас – этим вопросом задаются очень многие и судорожно сравнивают цены в разных магазинах. Царьград тоже не устоял перед этим искушением, но заодно попытался залезть в шкуру торговцев и понять их логику. Кто готов честно работать на благо России, а кто решил вывести весь кеш и разбежаться?

Продали всё

В России сейчас сложное, тревожное время. Особенно тяжело 30–35-летним – людям, выросшим в эпоху относительного изобилия, дешёвой еды и доступной техники. Это самое избалованное поколение во всей русской истории – в дополнение к приятной экономической конъюнктуре у них ещё относительно молодые родители, которые пережили 1990-е, поучаствовали в выходе страны из кризиса и, как правило, нашли себе какое-никакое место под солнцем.

Этой начинающей стареть «золотой молодёжи» сейчас очень плохо. Привычка к потреблению – наркотик для психики, мало чем отличающийся от игромании или сексуальных расстройств. И это заболевание, эта зависимость очень ярко проявилась 22–26 февраля, когда после признания Россией двух республик именно тридцатилетние заполонили магазины с электроникой. По рассказу продавца DNS в подмосковном Пушкино, удалось сбыть даже тот товар, который готовился к отправке обратно на региональный склад за полной невостребованностью: главное было лишь подкладывать его на самые выигрышные места на полках и витринах.

Нет такого торговца, который отказался бы немного поднять цены при виде такого ажиотажа (к общей панике добавились праздники 23 февраля и 8 марта) – но после начала спецоперации и практически мгновенного обострения «санкционной войны» ситуация изменилась с «сейчас заработаем» на «как вообще жить дальше?»

Почувствуйте себя торговцем

Понятно, что основная электроника поступает к нам из стран, которые не склонны объявлять санкции против России, но юань и вона подорожали относительно рубля ничуть не меньше, чем доллар и евро. К тому же часть брендов принадлежит западным странам (см. метания Apple), и грустнее всего то, что практически все процессоры в десктопах и ноутбуках – это зарегистрированные в США Intel и AMD, видеокарты – nVidia и та же AMD. То есть китайцы их делают, но продавать нам не будут. Представитель одной из крупнейших оптовых компаний сказал Царьграду, что принято решение прекратить отгрузку процессоров рознице – товар придерживают в особо охраняемом месте до прояснения ситуации, и не исключено, что скоро его цена вырастет в разы. После чего грустно добавил, что импортный корм для котов подорожал сильнее, чем техника.

Прямо во время написания этой статьи компания Microsoft объявила о приостановке продаж товаров и предоставления услуг в России из-за событий на Украине – проще говоря, компьютеров с предустановленной Windows какое-то время не будет. Подробных разъяснений ещё нет, но возможно также отключение Skype, OneDrive и других служб компании для русских пользователей. А также совсем не исключены сбои в работе Microsoft Office, причём лицензионные пользователи пострадают сильнее, чем «пираты». Это, кстати, вообще характерно для любой попытки играть с Западом по его правилам – и на бытовом, и на макроуровнях.

Итак, вы – торговец техникой. Вы закупаете её за доллары, за юани, за рубли по курсу – не суть важно. Но продаёте – за рубли. И даже главные акулы русского рынка перед лицом политической реальности – не более чем испуганные овечки.

И в одно непрекрасное утро вы осознали, что:

  • поставки будут ограничены, по многим брендам прекращены;
  • курс национальной валюты снизился в полтора раза за месяц;
  • легальная «винда» может исчезнуть;
  • покупать валюту стало очень накладно;
  • дешёвые кредиты невозможны из-за рекордной ставки;
  • покупатели готовы хватать что угодно, лишь бы их скромные накопления не сгорели совсем.

В общем, прилетел сферический чёрный лебедь в вакууме идеального шторма, и всё это похоже на белого северного зверька.

Ваши действия?

На внешнем рынке можно принимать разные решения, но в русских магазинах вы неизбежно повысите цены. Ибо торговца кормит оборот, свободный денежный поток у него невелик, и продав сегодня за 30 тысяч тот же ноутбук, который стоил 30 тысяч в январе, вы получите не 400, а 270 долларов – и, соответственно, закупить новую намеченную партию товара не сможете. Даже несмотря на то, что Китай не присоединился к санкциям.

Минное поле ценников

Но подорожание подорожанию рознь. Торговцы очень по-разному отреагировали на последние события. Мы посмотрели на несколько крупнейших профильных сетей Москвы и Подмосковья – «М.Видео», «Эльдорадо», DNS, «Ситилинк», на онлайн-продавцов Pleer.ru и OLDI, очень оригинально позиционирующего себя на своём сайте:

OLDI в Москве – это сеть из 1 фирменного магазина электроники, бытовой техники, комплектующих.

Эти сети контролируют заметную часть «офлайновой» торговли, то есть продаж в реальных магазинах. Понятно, что торговля постепенно уходит в интернет, но там продажников и перепродажников просто не счесть, всех не пересчитать.

Отметим, что Pleer.ru предлагает цену при доставке ниже, чем с самовывозом, но при этом сама доставка платная (50-300 руб.). Мы берём именно нижнюю цену, так как доставка не бесплатна, как правило, и у других продавцов.

«М.Видео» и «Эльдорадо» – по сути, один продавец (группа «Сафмар» Михаила Гуцериева, которому Царьград обязательно посвятит отдельное расследование), что подтверждается и одинаковыми ценами, и одинаковым наличием/отсутствием тех или иных позиций. Разночтение было лишь одно – в «Эльдорадо» смартфон Xiaomi оказался на 4000 руб. дороже, чем в «М.Видео», но карта магазина по удивительному совпадению обеспечивает скидку как раз на 4000 руб.

Мы взяли несколько ходовых моделей техники, на которые нет единой ценовой политики производителя (как это обстоит, например, с продукцией Apple или новыми моделями целого ряда брендов). К сожалению, практически невозможно сравнить ноутбуки – из-за того, что крупные ретейлеры, как правило, заказывают комплектацию «под себя», с уникальным кодом сборки. Поэтому два ноутбука из соседних магазинов, чей код отличается всего на одну букву, в чём-то не совпадают по комплектующим, а стало быть, и сравнивать их не совсем корректно.

Автор не ставил целью провести анализ рынка – просто хотел показать, насколько по-разному среагировали продавцы на потрясения рынка.

Мониторинг цен проводился 4 марта с 12:00 до 13:00 по московскому времени.

Что с того?

Все эти модели не очень новые – и закуплены были, несомненно, по сугубо докризисным ценам. При этом надо учитывать, что масштабы поставок у крупных (империя Гуцериева, DNS) и относительно мелких (поэтому и взяли OLDI) заказчиков совершенно разные, а значит, различаются и закупочные цены. Гиганты рынка могут позволить себе какое-то время держать если не докризисные, то хотя бы не сильно выросшие ценники именно из-за своих масштабов. То есть однозначно говорить, что какой-то продавец «социальный», а какой-то «жадный», надо очень осторожно.

В то же время разница в ценах слишком велика, чтобы её можно было оправдать только скидками производителей за опт. И да, следует признать, что социальная ответственность у торговых сетей очень разная. Поэтому Федеральная антимонопольная служба не имеет права ограничиваться одной лишь DNS, директор которого неуклюже попытался быть честным с покупателями вслух, почему и обратил на себя внимание.

Попытка торговца сорвать куш в критической ситуации объяснима. Но участие в олигополии (раздела рынка между малым числом участников) предполагает не только выгоды, но и ответственность. Вы задушили мелких конкурентов, вы подмяли под себя значимых игроков (где сейчас «Техносила», MediaMarkt, «Мир», «Телемакс», «Юлмарт», да хоть бы и «Евросеть»?) – вы несёте обязательства перед обществом. Никто не заставляет работать в убыток, но аппетиты иногда следует поумерить.

К сожалению, это понимают не все.

А значит, придётся объяснять.

МИХАИЛ МЕЛЬНИКОВ