ФОТО: АГН «МОСКВА»

Алексей Кудрин решил в открытую выступить с апологетикой глобального энергетического перехода. В этом ему оказывает полную поддержку глава Минфина Антон Силуанов, не желающий отдавать средства Фонда национального благосостояния на развитие реального сектора экономики. По сути, в экономическом блоке сформировался жёсткий альянс двух влиятельных либеральных монетаристов, которые едины в стремлении защитить интересы глобализма, даже если они противоречат насущным национальным интересам России.

«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник», – написал в 1813 году великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов, высмеивая такое распространённое явление, как непрофессионализм. Историки предполагают: так поэт отреагировал на то, что наша армия не сумела полностью окружить и уничтожить французов на Березине и упустила Наполеона – дескать, подвёл адмирал Чичагов, привыкший к морским баталиям и совершенно непригодный на полях сухопутных сражений. Так это или не так, оставим решать историкам. Однако сам сформулированный баснописцем принцип, что называется, не в бровь, а в глаз.

Именно таким крыловским «сапожником» и «пирожником» является председатель Счётной палаты России Алексей Кудрин. Главная декларируемая задача СП – контроль за расходованием средств федерального бюджета. Алексей Леонидович же решил не ограничиваться таким «скучным» делом и сделать из палаты интеллектуальный центр либерального монетаризма, влиятельную «фабрику мысли», лоббирующую всевозможные сислибовские идеи в высших эшелонах власти. И, надо признать, многое у него, к сожалению, получается.

Миф XXI века

Сейчас подопечные господина Кудрина сконцентрировались на вопросе энергоперехода. Как известно, глобалисты активно раскручивают «зелёную» тематику и всячески внедряют её в общественный дискурс. Системные либералы в нашем экономическом блоке, естественно, им подпевают. Счётная палата в 2022 году проведёт анализ «вызовов глобального энергоперехода» для России и даст советы по «оптимальному реагированию» на эти вызовы. Среди прочего специалисты займутся мониторингом формирования Центральным банком регуляторных механизмов в сфере финансирования так называемого «устойчивого развития», так называемого ESG.

Полагаю, с первых строк ясно, к чему будут клонить либеральные монетаристы. Как видим, вкладываться в реальный сектор экономики никто не собирается. Вместо этого они предлагают сконцентрироваться на идеологической мульке Запада под названием «устойчивое развитие» (в него, в частности, входят такие «очень важные» для русской экономики элементы, как «гендерное равенство», «соблюдение прав человека» в леволиберальном понимании и так далее). Зачем это России? Ни к чему. У нас есть животрепещущий вопрос, не терпящий отлагательств, – помощь национальному хозяйству, реиндустриализация, развитие высоких технологий и социально значимой крупной инфраструктуры. Нам же предлагают играться в какой-то идиотический симулятор Black Lives Matter. За наши же деньги.

В одну дудку со Счётной палатой дует Министерство финансов во главе с Антоном Силуановым. Мы уже писали ранее про сложившийся альянс Кудрина – Силуанова. Теперь это стало просто медицинским фактом.

Результаты показывают, что при реализации наиболее амбициозных сценариев по сокращению выбросов вопрос устойчивости федерального бюджета может встать уже в начале 2030-х годов. Потому необходимо особенно аккуратно подходить к инвестированию дополнительных конъюнктурных доходов, накапливаемых в период относительно высоких цен,

– заявляют в финансовом ведомстве, явно поддакивая СП.

При этом, как видим, выводы из анализа делаются абсолютно неадекватные действительности. Хорошо, допустим, нефть, газ и уголь скоро уйдут в небытие (это не так, но допустим, смоделируем ситуацию). Что нужно в таком случае делать? Правильно, как можно скорее начать развивать реальный сектор экономики, вкладываться в IT-сферу, инновационные разработки, электронику, порты, высокоскоростные железнодорожные магистрали, развитие гражданской авиации и авиастроение, и так далее и тому подобное. Ведь больше такой «халявы» не будет, надо создавать что-то, что позволит нам зарабатывать в будущем.

Но нет, в Минфине твердят: требуется ещё больше раздуть резервы. И на сколько же их хватит? Они будут проедены за пару лет, особенно в случае усиления давления извне и наличия неблагоприятной международной экономической конъюнктуры. Да что там говорить, они и так съедаются инфляцией, в прямом эфире, на наших с вами глазах. Инфляция в Соединённых Штатах Америки и еврозоне бьёт все рекорды, а значит, наши номинированные в долларах и евро резервы также становятся меньшими, хотя могли пойти в дело.

Классический образец мышления либералов – мнение некоего эксперта, руководителя Центра макроэкономических исследований НИФИ Минфина Самвела Лазаряна. Дескать, самый подверженный риску ресурс – уголь. Снижение спроса на него может сильно ударить по экономике России в целом, а по отдельным регионам, например Кузбассу, ещё сильнее. Так выходом как раз и является в таком случае скорейшая монетизация оставшихся запасов. Тем более, как мы писали ранее, никто от угля отказываться не собирается. Напротив, перспективы русского угля огромны, это настоящая золотая жила.

На Востоке отношение к «зелёной» генерации более осторожное и более разумное. Есть сюжеты, которые реализуются, но они и в России реализуются, и в Штатах. Да, Китай немножко заигрался в «зелёную» повестку и обжёгся осенью 2021 года. Китайское правительство осознало, что слегка перегнуло палку, и сдало назад, возобновило закупку угля на мировых рынках и увеличило угледобычу в самой КНР. Так что Азия тоже совершила определённые ошибки, но не такие, как в Европе. Кроме того, угольная генерация в том же Китае продолжает развиваться,

– полагает эксперт по энергетической безопасности Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович.

Что с того?

И нефть, и природный газ, и уголь могут стать реальными драйверами развития России. Сверхприбыль, получаемая от их экспорта, должна направляться на инвестиции в самые перспективные области. Развивать нужно и «зелёную» энергетику, но не ставить её во главу угла и держать «про запас», на всякий пожарный.

Отказываться от углеводорода пока рановато, 20–30, а может, 50 лет будет активно всё это использоваться, особенно наши возможности по газу. Но всё-таки мы должны понимать, куда движется все человечество, и быть здесь впереди,

– резонно отмечает президент Владимир Путин.

За такой большой временной промежуток можно сделать многое. Как отмечает глава государства, потребление нефти до 2045-го будет увеличиваться на 0,7% ежегодно. На голубое топливо – ещё выше, где-то в районе 1%. Возрастать будет и спрос на уголь, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, затем стабилизируется на 10-15 лет и начнёт снижаться. Короче говоря, до «зелёного» перехода миру ещё идти и идти (причём совсем не факт, что он дойдёт). Так что слушать советы от Алексея Кудрина и Антона Силуанова Кремлю не стоит. Либерально-монетаристская стратегия – это план по сдерживанию роста России и встраиванию её в мировой рынок как сырьевого придатка развитых государств.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ