ФОТО: ZAMIR USMANOV/ GLOBALLOOKPRESS.COM

Анонс нового законопроекта о похоронном деле вызвал немалый резонанс. Неужели наступит конец анархии и грабительским ценам ритуальных агентов? Но эксперты опасаются, что новая редакция закона вряд ли дойдёт даже до слушаний, хотя проблем в данной сфере накопилось немало.

На Госуслуги – чтобы не через забор

В 2019 году жительница Самары привезла гроб со своим покойным мужем к зданию городской администрации. У женщины просто не было денег на то, чтобы похоронить супруга. Когда она наконец-то нашла фирму, согласившуюся за имеющиеся у неё деньги отвезти покойника на кладбище, выяснилось, что на погосте уже есть «хозяева». Чужому землекопу просто не дали работать. Гроб поехал обратно домой к клиентке. Похоронная мафия чужих не пустила на свой погост.

А в Свердловской области в 2015 году похоронное бюро перекрыло свою территорию бетонным забором, закрыв таким образом путь к судмедэкспертизе. И требовало с конкурентов по 5 тысяч рублей. Конкуренты решили, что проще перекидывать покойников через забор, так и стали поступать. И подобных историй скопилось немало. О возможности единой системы государственного контроля над «похоронной мафией» разговоры ведутся давно.

В конце февраля Госдума рассмотрит новый законопроект. Инициаторы говорят, что в нём будет предусмотрен механизм официальной регистрации организаций, занимающихся ритуальными услугами. В случае благополучного рассмотрения проекта подавать заявку на регистрацию права деятельности можно будет через портал Госуслуг. Одобрять будут не всех, а только тех, у кого есть все сопутствующие атрибуты: профессиональные компетенции, ритуальные залы. Будет создан реестр добросовестных и недобросовестных организаций. Также в открытом доступе должны появиться цены на услуги. В реестр недобросовестных попадут те, кто незаконно получает информацию о смерти и кражу персональных данных. Других подробностей о законопроекте пока нет. И то, что он такой секретный, вызывает скепсис у специалистов.

Надо отметить, что это далеко не первый «подход к снаряду». Основной Федеральный закон №8 был принят ещё при Борисе Ельцине в 1996 году. С тех пор кардинальные изменения в него были внесены лишь в 2003-м: было отменено обязательное лицензирование. В 2009 году редактировать закон пыталась ФАС, в 2014 году передала Минстрою. В 2019 году новый проект вносила Госдума, в 2020-м производилась даже совместная межведомственная попытка. Но ни одна из этих редакций не дошла до голосования.

Дорого-богато

Средний чек похорон в Москве сегодня – 150 тысяч рублей. И это цена без услуги морга и покупки места на кладбище. В регионах всё несколько скромнее – в пределах 70-80 тысяч рублей, но и доходы населения ниже, а собирать средства надо по понятным причинам быстро. Убитые горем родственники часто сталкиваются с тем, что при них же конкурирующие агентства устраивают разборки за право отжать договор на похороны. А бывает даже так, что похоронный агент приезжает в квартиру раньше кареты скорой помощи, которая должна засвидетельствовать смерть.

И совсем уж циничны случаи, когда агенты приезжают к клиентам, которые «передумали умирать». То есть информация о реанимации была продана агенту, а реанимационные мероприятия оказались успешными.

Прибыльно складывается похоронный бизнес у представителей ритуальных услуг, имеющих доступ к базам данных моргов и скорой помощи. Оплата такой информации, по данным источников, в среднем обходится от 30 тысяч рублей в месяц конкретному оператору. В городах-миллионниках, где конкуренция выше, сумма доходит до 10-15 тысяч рублей за каждого покойника.

Бизнес на смерти формировался в лихие 90-е. И тогда конкурентов буквально отстреливали. С тех пор убивать стали реже, но передел ритуального рынка происходит по-прежнему жёстко. И ни для кого не секрет, что в большинстве регионов похоронный бизнес принадлежит либо депутату, либо криминальным структурам, либо персонажу, аффилированному с силовыми ведомствами. Учитывая особенности сферы этих услуг, нередко все они сливаются в единую теневую структуру, в которой чиновники помогают криминалу, а криминал – силовикам. По данным ГБУ «Ритуал», годовой оборот в этом сегменте рынка составляет около 2,5 млрд рублей, а общий теневой доход превышает 15 млрд рублей.

Конечно, у органов исполнительной власти есть обязанность обеспечить любому гражданину достойное захоронение. И муниципальные предприятия из сферы ритуальных услуг никто не исключал.

Есть и государственные финансовые обязательства. Из Пенсионного фонда выплачивается обязательное социальное пособие на погребение пенсионера в размере 6424 рублей. Но что можно сделать за такие деньги? В некоторых муниципалитетах добавляют к этой сумме из местной казны. В Москве, например, это 18470 тысяч, в Петербурге — 9945 при погребении и 12353 при кремации. Но до конечного чека всё равно очень далеко. И ни один государственный институт, структура или ведомство не регулируют и не контролируют ценообразование на этом рынке. И не только в том, что касается цен.

Елизавета Потёмкина, юрист, консультирующий в отрасли ритуальных услуг, отметила, что в новом законе важно обязательно прописать требование профессионального образования для работников отрасли, чего сейчас не учтено:

Я бы хотела увидеть в новом законе обязательное требование к обучению сотрудников ритуальных служб всех форм собственности. Пока профстандарт обязателен к выполнению муниципальными предприятиями. Частники же могут послать на обучение своих специалистов, а могут и не посылать. А это важная сфера услуг. Никто не ходит к врачу, который не получил диплома, или к юристу без образования.

В советское время обязательства по захоронению на себя полностью брало государство. Сейчас на этом пытаются зарабатывать. Антон Авдеев, представитель Профсоюза работников ритуальных услуг, высказал подозрения, что новая редакция закона – это попытка вывести средства под государственный контроль.

Если государство не возьмёт на себя соответствующие финансовые обязательства, то муниципалитеты получат не источник дохода, а источник проблем,

– поделился мнением эксперт.

Эхо коронавируса

Недоработки законодательства в сфере похоронного бизнеса обострились во время пандемии. Шокирующе выглядел процесс захоронения первых жертв коронавируса. На пустынном кладбище землекопы в общевойсковых защитных комплектах, в военных противогазах посыпали сухой хлоркой покойников, запаянных в чёрные герметичные мешки. Скорбный ветер относил хлорную пыль на осиротевшую кучку родственников, рыдающих у ограды.  Для полноты ощущений не хватало только чумных носатых масок и средневековых факельных шествий.

Приказ о дезинфекции покойников был подписан в апреле 2020 года. Потом Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выяснила, что коронавирус не передаётся живым от покойных. Только воздушно-капельным путём, а покойники, как известно, не чихают. Приказ отменили в августе 2020-го, но многие морги продолжают выдавать скорбящим тела близких в чёрных пластиковых мешках. Антон Авдеев уверен, что это происходит из-за того, что бюджеты уже успели распределить по региональным комитетам средства именно на такой способ захоронения.

Проблема «похоронки» во многом вытекает из того, что нет согласования между смежными ведомствами. На борьбу с коронавирусом Минздрав выделил огромные средства. Раздали премии, получили медали. Только про морги почему-то забыли. Они ведь знали, что будет повышенная смертность. Она действительно выросла на 23%. Но никто не нанял дополнительный персонал, не расширил площади вскрытий патологоанатомических отделений. В результате никто не справлялся с нагрузкой, и людей выкладывали на улицы в чёрных мешках,

– рассказывает Авдеев.

Представитель отраслевого профсоюза говорит, что в России на государственном уровне нет ни культуры, не понимания процесса. Кто будет защищать права усопших? Закон должен приниматься не с учётом заработка сферы ритуальных услуг.

Чтобы как-то регламентировать работу отрасли, нужно понять одну простую вещь: ритуал – это древнейший вид деятельности, это не про бизнес. И его основе лежит доктрина дарения, а не потребления. Люди тратят на это ресурсы, потому что жертвуют усопшим предкам. Этот закон нельзя создавать под прибыль организаторов. У него социальная функция.

Что с того?

Всё профессиональное сообщество с нетерпением ожидает весенней сессии Госдумы России. Какая версия закона о похоронном деле будет предложена к рассмотрению? Зачем проекту такая секретность, не совершили ли законодатели ошибок своих коллег-предшественников? И самое главное – избавит ли этот закон жителей нашей страны от унижений, которые обеспечивают всем нам недобросовестные похоронные агенты?

Пока всё выглядит не слишком убедительно. Слишком много предыдущих редакций было провалено. Слишком укоренилось похоронное лобби в структурах власти. Поживём – увидим.

ЕЛЕНА ЧЕРНЫХ