Тема войны в свете исторической памяти характерна для многих стран мира, где в последние годы наблюдается тенденция к переосмыслению событий и последствий периода середины прошлого столетия. Особенно это касается постсоветского пространства, где стало наблюдаться стремление через систему образования, средства массовой информации, а также политическую идеологию ликвидировать из общественного сознания понятие «Великая Отечественная война», заменив его терминами «советско-германская» или «нацистско-большевистская». Кроме того, в некоторых бывших республиках СССР усилились попытки подмены фактологии и намеренного искажения исторических событий того времени. В частности, указывается на подписание 23 августа 1939 года «Германо-советский договора о ненападении» («Пакт Молотова – Риббентропа»), который объявляется «сговором» Гитлера и Сталина, якобы приведшим ко Второй мировой войне. Одновременно из истории вычёркивается безответственная политика западных стран накануне войны, когда США, Великобритания и Франция пытались сдержать нацистскую Германию, отдавая ей всю Центральную и Восточную Европу.

В настоящее время можно выделить несколько основных направлений фальсификации истории Второй мировой войны, а с ней и Великой Отечественной войны. В той или иной степени, все они касаются и Белоруссии, и России, и Украины. Главной задачей нынешних фальсификаторов и их западных кураторов является разрушение оставшихся связей между народами этих стран, формирование сугубо негативного образа совместного прошлого, разжигание вражды.

Основным направлением современной фальсификации истории Второй мировой войны является разработка и внедрение в общественное сознание теории о «равной ответственности» гитлеровского и сталинского режимов за её развязывание. Среди западных историков и их «коллег» на постсоветском пространстве, в том числе и в Белоруссии, долгие годы можно видеть острое желание пересмотреть не только роль СССР в победе над нацизмом, но и итоги войны. В бывших советских республиках, в первую очередь, в Прибалтике и на Украине, вслед за странами Запада уже не первый год ведется настоящая информационная война в научных изданиях и средствах массовой информации. На свет стали появляться различные статьи и книги, которые не имеют ничего общего с реальной наукой, однако объявляются правдивыми источниками о событиях военного периода.

Схожие тенденции в последние годы можно было наблюдать и в Белоруссии, где ранее был невелик государственный заказ на противодействие попыткам фальсификации истории периода Великой Отечественной войны. Это, в свою очередь, приводило к появлению различного рода самостоятельных «исследований», зачастую непрофессиональных и достаточно тенденциозных. В них, как правило, проводилась националистическая ревизия военной истории и создавался «героический» образ борьбы белорусов за независимость от советской России при непосредственном участии фашистской Германии. Характерным примером этого можно назвать появление на рубеже веков в информационном пространстве республики «Белорусского исторического журнала», а также издания «ARCHE».

 

Обложка «ARCHE»
Обложка «ARCHE»

В частности, на страницах «Белорусского исторического журнала» долгое время велось открытое искажение исторических фактов, когда немецкие захватчики представлялись как «безобидные люди», которые ничего «плохого», кроме уничтожения евреев, и не делали. Гауляйтер Вильгельм фон Кубе представлялся чуть ли не национальным героем независимой от советской власти Белоруссии, по приказу которого открывались школы на белорусском языке, театры и внедрялась национальная символика. При этом деятельность местных коллаборационистов представлялась как попытка развить белорусскую идентичность, которую якобы ранее пыталась разрушить Россия. В то же время, были полностью забыты сотни тысяч уничтоженных в концлагерях, расстрелянных и сожжённых белорусов, русских, евреев, цыган и представителей многих других национальностей, проживавших на белорусской земле. Главной мыслью статей в данном журнале, как и иных околонаучных материалов, стала идея о том, что «белорусские националисты сотрудничали в годы войны с фашистами с целью возрождения белорусской государственности и армии», а «советскому режиму удалось выстоять через привязку белорусских националистов к изменникам и предателям».

В случае с «ARCHE» ситуация была ещё более удручающей. Большинство статей и материалов здесь преподносились с позиции национальной нетерпимости, на основе непроверенных источников. Наиболее ярко это проявлялось в позиции издания относительно событий Второй мировой войны, когда в ряде случаев антифашистское советское движение сводилось к незначительным событиям, а деятельность коллаборационистов, наоборот, превозносилась.

Помимо периодических изданий, в Белоруссии долгое время распространялась и различная учебная литература, где приводились искажённые факты, принижающие роль советского народа в Победе, и отрицающие понятия, которые укоренились в исторической школе со времен СССР. Например, в учебнике «История Беларуси», который появился на свет еще в 2002 году, в разделе «Белоруссия в период Второй мировой войны» нет упоминания термина «Великая Отечественная война», который фактически определяет роль и место советского народа в борьбе с фашизмом. Ещё более ангажированным изданием стали «Очерки по истории Белоруссии» 2003 года под редакцией профессора З. Шибеки, где освободительный поход Красной Армии в сентябре 1939 года преподносился в качестве «советской захватнической акции», а Гитлер и Сталин назывались соратниками, которые вместе готовились напасть на Польшу. Здесь же было и вовсе странное утверждение: «Война вновь выявила стремление белорусов к независимости. Для народа, который веками терпел национальное угнетение и не имел суверенного государства, сотрудничество с немцами стало единым шансом спасения и укрепления своей идентичности…».

«Очерки по истории Белоруссии»
«Очерки по истории Белоруссии»

Кроме того, в белорусской историографии были и работы, где СССР представлялся агрессором в отношении белорусских земель. Например, в вышедшей в 2011 году книге М. Бартушки «Партизанская война в Белоруссии в 1941–1944 гг.» есть глава, которая называется «Советская оккупация 1939–1941 гг. – начало гражданской войны». В ней утверждается, что события осени 1939 года приветствовали только евреи, которые попросту боялись погромов и немецких зверств, происходивших на территории Польши. По мнению автора, белорусы и украинцы приход новой власти воспринимали без особого энтузиазма.

Все эти, а также множество иных подобных материалов долгие годы находились в Белоруссии в свободном доступе. Несмотря на то, что такие националистические и явно заказанные Западом версии не вызывали широкой поддержки среди белорусов, они были ориентированы на долгосрочную перспективу и трансформацию сознания молодёжи, выросшей в независимой Белоруссии и достаточно плохо представляющей советский период истории. В связи с этим, перед националистически настроенными псевдоучёными открывался объёмный пласт не оформившегося исторического сознания белорусской молодёжи, готового воспринимать любую, даже заведомо ложную информацию в качестве истины. В результате в белорусском обществе всё больше стало появляться людей с искажённым представлением о прошлом, что сказывается на их суждениях, социальном поведении и на жизненных стратегиях, которые они выбирают. Одним из доказательств данного процесса стала попытка государственного переворота в Белоруссии в 2020 году, который возглавили местные националисты, воспитанные именно на таких псевдонаучных идеологемах и в который были вовлечены многие  молодые люди, историческая память которых подверглась значительной трансформации.

Вместе с тем, наиболее опасным инструментом современной фальсификации истории Великой Отечественной войны представляется идеологическая обработка населения стран постсоветского пространства в духе национальной независимости и крайней исторической значимости. Это можно наблюдать практически во всех республиках бывшего СССР, особенно на фоне попыток Москвы сохранить единство славянских народов. Именно с этого начинали в странах Прибалтики и на Украине, где местные националисты стремились оскорбить Россию и пересмотреть её роль во Второй мировой войне, а закончили реабилитацией нацистских преступников и возрождением фашистской риторики.

Белорусские националисты на митинге в 2014 году в Минске
Белорусские националисты на митинге в 2014 году в Минске

Идеологическая война развернулась и на просторах интернета, где упорно насаждается идея о том, что вся историография Второй мировой войны, которой придерживается Россия, – всего лишь выдумки советских историков. Утверждается, что российская сторона намеренно фальсифицирует даже данные в Википедии, делая героев войны, родившихся на территории современной Украины или Белоруссии, «россиянами». Главным во всем этом является попытка зародить тень сомнения и посеять зерно русофобии, которое должно способствовать разобщению славянских народов.

Таким образом, сегодня можно сделать неутешительный вывод о том, что на всём постсоветском пространстве повсеместно продвигается разработанная западными идеологами концепция восприятия событий середины ХХ века, где СССР и Германия несут одинаковую ответственность за Вторую мировую войну, а местные коллаборационисты являются эдакими «хранителями национальной идентичности». При этом «спасителем человечества» от нацизма и большевизма выступает Запад, а Россия объявляется правопреемником «агрессивной тоталитарной системы», с которой «демократически настроенным» странам, в том числе Белоруссии, нельзя иметь ничего общего. Это является сутью нынешних попыток Запада переписать историю не только Второй мировой войны, но и всего прошлого столетия.

Виктор ГОРОДЕЦКИЙ