ФОТО: TIMOFEY ZADVORNOV / SHUTTERSTOCK.COM

Систему социального обеспечения граждан России ждёт серьёзная реформа – к 1 января 2023 года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования соединят в единый Социальный фонд. Следом, по логике, к нему должны присоединить фонд ОМС. Есть вероятность, что государственники правительства Мишустина – Белоусова задумали, наконец-то, провести подлинную пенсионную реформу и сделать так, чтобы деньги из социальной сферы не сгорали в инфляционном огне, а работали на развитие реального сектора экономики.

Правительство России приняло решение об объединении в одну структуру нескольких организаций-гигантов – Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Она получит название Социальный фонд (СФ). Цель – убавить бюрократию и сделать предоставление социальных услуг населению более удобным. У СФ будет новый организационно-правовой статус внебюджетного фонда. Сейчас ПФР и ФСС имеют статус государственных учреждений. Как говорится в проекте нового закона, внебюджетный фонд представляет собой некоммерческую организацию для осуществления функций по обязательному пенсионному страхованию и социальной поддержке граждан нашей страны.

«Социальные» деньги должны работать на экономику

Реформирование системы соцфондов началось ещё в феврале 2021 года, когда в отставку ушёл тогдашний глава Пенсионного фонда России Максим Топилин (ныне возглавляет экономический комитет Государственной думы). Вместо Топилина, человека вице-премьера Татьяны Голиковой, был поставлен Андрей Кигим. Теперь кабмин готовит создание новой суперструктуры, которая должна появиться уже в 2023 году. И курировать её будут Министерство труда и социальной защиты во главе с Антоном Котяковым и госпожа Голикова, чьи позиции, несомненно, усилятся.

Почему эти вроде бы частности так важны для каждого из нас? Дело в том, что социальные фонды – это колоссальный объём денежных средств. Кощей над таким златом просто зачах бы. По данным на 2022 год, размер Пенсионного фонда составил 10 триллионов рублей, Фонда социального страхования – 988 миллиардов рублей. В Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (фонд ОМС) складировано около 2,8 триллиона рублей. Итого в сумме получаем фантастическую цифру 13,8 триллиона. Для сравнения: объём Фонда национального благосостояния – 13,5 триллиона.

Попытки использовать деньги «социалки» для инвестиций в развитие национального хозяйства (а это единственный правильный вариант распоряжения данными резервами) предпринимались и ранее. Все помнят накопительную часть пенсии, которую заморозили в далёком 2014 году. В накопительную часть шло 6% от пенсионных отчислений. Но данная система была построена сислибами, а всё, что бы они ни делали, проваливается. Так случилось и на этот раз. Негосударственные пенсионные фонды попросту вывели деньги наших стариков в зарубежные офшорные юрисдикции. Ярчайшим примером является случай с НПФ «Открытие», о котором наш телеканал делал специальное расследование в июне прошлого года.

Конечно, сказать «средства просто пропали» необъективно, это не соответствует действительности. Однако доходность ужасная, средства инвестированы не туда, куда нужно – в облигации федерального займа и акции. А это далеко не всегда реальный сектор экономики. Зачем деньги пожилых вкладывать в ценные бумаги банков или ретейла? Эти сферы и так разбухли от прибылей.

Что с того?

Безусловно, «социальные деньги» крайне важны для экономики. И ими нужно распоряжаться грамотно и эффективно. Первый русский телеканал Царьград не раз говорил о том, что России требуется проведение настоящей, а не профанационной пенсионной реформы, которая позволила бы использовать средства соцфондов для долгосрочных инвестиционных вложений. Такое применение пенсионных денег широко распространено в мире. На данный момент единственным реальным источником финансирования проектов с окупаемостью в 10-15 лет является ФНБ. Однако, как мы прекрасно знаем, распечатывать его не даёт либерально-монетаристское лобби в лице Антона Силуанова, главы финансового ведомства.

Хочется верить в то, что предстоящее объединение ПФР, ФСС и фонда ОМС в Социальный фонд – сигнал к тому, чтобы деньги старшего поколения пошли на инвестиции в реальный сектор экономики, а не сгорали в огне инфляции и не пошли на ОФЗ и акции крупных денежно-кредитных организаций. Единственное, смущает кураторство Татьяны Голиковой. Персона довольно спорная, выходец из либеральных монетаристов (достаточно сказать, что именно Татьяна Алексеевна занимала должность вице-министра финансов в кабмине Михаила Касьянова).

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ