Казахстан как стремительно ворвался в фокус внимания, и так же стремительно из него и вышел.

Вместе с тем, произшедшие события несут для России важные уроки.

Урок Первый. Социальный эксперимент по сворачиванию социальной поддержки населения провалился.

И это важный вывод для российских экономистов.

Модель Китая, или, если хотите Сингапура, когда государство практически полностью сворачивает свои социальные обязательства, в Казахстане обернулся люмпенизацией населения и чудовищным имущественным расслоением.

Население и элиты стали фактически разными биологическими видами со взаимным отторжением и непониманием друг друга.

Природную ренту элиты просто положили себе в карман, не обеспечив страну модернизацией и рабочими местами.

Второй. Монополизация власти внутри силового блока чревата заговором против власти.

В Казахстане КНБ замкнул на себя функции политической и военной разведки, гос.безопасности, контразведки и пограничной службы, при отсутствии хоть какого-то политического контроля и балансирующего противовеса.

Для России здесь много пищи для размышлений, особенно в плане дисбаланса внутри силового блока. Здесь Казахстан сильно напоминает Россию.

Третий. Все риски и угрозы дестабилизации сосредоточены внутри страны.

Сейчас баланс сил сосредоточен на фигуре президента. Его преемник этой легитимности будет лишён. И это рано или поздно подорвёт все замороженные или скрытые конфликты.

Четвёртый. Конфликт старых и новых элит неизбежен.

Смягчить этот конфликт могут только политические центры, сосредоточившие в себе функции и полномочия управления страной в кризисной или транзитной ситуации.

Пятый. Сохранение легитимности будет возможно при реализации запроса общества на развитие.

При транзите со всей остротой встанет вызов легитимности власти, который будет расти из острого запроса общества на перемены.

Токаев столкнулся с таким запросом еще в начале своего президентского срока и не смог его реализовать в отсутствии реальных полномочий.

Это закономерно привело к политическому кризису и социальному взрыву.

В его плане социальных преобразований ключевое место занимает задача трансформации патрональной клановой системы в нечто более социально эффективное.

Разрушить «семью» Назарбаева чтобы создать свою – тут особого ума не надо.

Но, в условиях острого социального неблагополучия и политической конкуренции в стране это рано или поздно создаст новый кризис.

Задача Токаева, его главный вызов, в котором заключается его политическое будущее – найти более сбалансированную и прогрессивную социальную модель распределения.

То, как Токаев реорганизует систему и структуру власти, к какому консенсусу придет с «семьей» Назарбаева и другими влиятельными кланами во многом определит будущий сценарий транзита власти в России.

Шпион, которому никто не пишет