Подводить политические итоги года в США можно было уже спустя неделю после его начала. Кадры беспорядков 6 января заставили людей по всему миру отложить дела и следить за происходящим в Капитолии. Однако события следующих двенадцати месяцев показывают, что эти беспорядки знаменуют не итог или начало, а лишь очередной этап длительного и мощного процесса, разрушающего американское государство.

Суть этого процесса определяют не устаревшая и буксующая двухпартийная система, растущие поляризация и непримиримость или проблемы социально-экономического развития. Всё это делу, конечно, не помогает.  Вот только гораздо опаснее разрушение связующей ткани мифов, обеспечивающей США внутреннюю и внешнюю легитимность.

Много для разрушения этих мифов сделал Дональд Трамп. В российском контексте вспомним хотя бы его комментарий об американских убийцах (https://www.cnn.com/2017/02/04/politics/donald-trump-vladimir-putin/index.html). Его избрание вызвало настоящее аутоиммунное заболевание, когда СМИ и лидеры общественного мнения, создающие идеологию, мифологию и пропаганду, стали бороться с президентом. Не вели полемику, разделившись на два лагеря, как это было, например, при Буше-младшем или Обаме, а выступили единым фронтом в искренней обиде истеблишмента.

Трамп в значительной мере причастен и к январским беспорядкам, показавшим разрушение мифа “демократия сильна, так как проигравшие всегда уходят”. Однако идеологический кризис продолжился и без него. Неспособность Байдена выполнить обещания “всё поправить”, путаница в пропагандистском обеспечении буксующей борьбы с пандемией, склоки левых и умеренных демократов, показывающие все проблемы социально-экономического развития, поиск врагов “комиссией 6 января”, бегство из Афганистана, необходимость развития отношений с Индией, Китаем и Саудовской Аравией многими другими, не совсем демократическими странами при сохранении демократической риторики. Всё это лишь основные сюжеты минувшего года.

США — относительно молодое (особенно для крупного) государство. Ткань мифологии связывает, поддерживает здание государственного проекта. Конечно, у других, многое переживших народов такой “цемент” может быть другим — общая культура, религия, история, борьба с реальными или мнимыми врагами. Могут даже существовать длительные традиции скептицизма в адрес государства при сохранении общей культуры и национальной идеи. В США этого всего нет. У людей, оказавшихся на территории Соединённых Штатов, нет ни общей истории, ни общей культуры. Верить же в лозунги о вечной мудрости и эффективности американского государственного проекта на фоне новостей, поступавших в течении всего 2021 года, всё сложнее.

Серьёзный общественно-политический кризис, переживаемый США, определяет и внешнюю политику. Говоря словами американского политического жаргона, у администрации Байдена сейчас слишком много всего на тарелке, чтобы сил хватало на активную, амбициозную внешнюю политику. Именно этот факт определяет подход и к российско-американским отношениям, реализацию которого мы наблюдали в минувшем году.

Если внешнеполитический курс двух-трёх предыдущих администраций определялся спорами о целях, ресурсах и методах, то сегодня внешнеполитические задачи включаются в повестку по остаточному принципу. Сворачивают всё, что можно хоть как-то свернуть. Самый наглядный пример — бегство из Афганистана. В зоне внимания могут быть одна, максимум, две задачи. Понятно, что Китай, отношения с которым не только внешнеполитический и военный вопрос, но и, прежде всего, экономический. Наверное, ещё Иран, так как, во-первых, есть внутриполитическая инерция сделать в пику Трампу, вышедшему из ядерной сделки, а, во-вторых, интересы обеспокоенного Израиля всегда вопрос американской внутренней политики.

В остальном же не до внешней политики. О каких амбициях можно говорить, когда возникают сомнения даже в лояльности вооружённых сил, одного из важнейших инструментов американской внешней политики. Недаром сейчас Пентагон уделяет такое внимание выявлению экстремистов в своих рядах, вспомним, сколько бывших и действующих военных и представителей других силовых ведомств было в рядах погромщиков 6 января.

Победа Байдена серьёзно приглушила антироссийскую истерию американского публичного дискурса, базировавшейся на тезисе, что Трамп — агент Кремля. Представители нынешней администрации ритуально в нужных местах произносят нужные слова о безусловной и всемерной поддержке союзников, сдерживании России, дальнейших санкциях и пр. Однако наиболее важно обеспечение хоть какой-то стабильности, предсказуемости, базовой связи в отношениях с Россией. Именно этим объясняются многочисленные переговоры, консультации, сам процесс которых важнее результата.

По сути Москва получает передышку. Все санкции, которые США могли ввести без дополнительных проблем для себя, введены, Россия фактически уходит из фокуса внимания пускай и обременённого проблемами, но всё ещё самого сильного государства планеты. Наступает подходящий момент для своеобразный инвентаризации российской внешней политики, признания реалий международных отношений (НАТО, например, уже давно у российских границ), уточнения целей и средств их достижения. Очень может быть, что в результате такой оценки выяснится, что снижение градуса риторики в отношениях с США будет полезным. Когда переговоры идут не о судьбах мира, а о, скажем, нормализации выдачи виз и работы диппредставительств, больше шансов достичь результата. В конце концов, решение таких, технических вопросов будет способствовать достижению и более амбициозных целей.

С берега Гудзона