Президент России Владимир Путин вновь поменял концепцию относительно Украины и ее руководства: теперь «Владимир Зеленский подпал под влияние нациков». Однако, как отмечают украинские эксперты, это противоречит предыдущей (и куда более верной) концепции про «сдачу страны под внешнее управление».

Пояснения, почему «внешнее управление» от Путина и «попадание под влияние нациков» от Путина это совершенно, принципиально разные вещи», дал одесский журналист Юрий Ткачев. По его словам, если говорить о влиянии укронационалистов на президента, то это логика внутригражданского противостояния в Украине. Мол, имеется конфликт между одними украинскими гражданами (избирателями Зеленского) и другими («нациками»), влияние которых перевесило требования голосовавших в 2019-м за экс-комика с его обещаниями мира и смягчения гуманитарной повестки.

Внешнее управление — это совершенно другое. Это когда влияние внутренних актеров вообще имеет второстепенное значение, а всё решают за пределами страны. То есть, в первом случае субъектом являются внутренние силы («нацики», Зеленский, его избиратели), а во втором — внешние.

«Поясню на примере. Есть главбух предприятия Петя и дворник-алкаш Вася. Директор предприятия отдаёт приказ: в эту пятницу на работу не выходим. Понятно, что как главбух Петя, так и дворник Вася в этот день на работе будут отсутствовать. Но из этого нельзя делать вывод о том, что главбух Петя находится под влиянием дворника Васи. Но это, конечно, ошибка. Схожие действия двух этих лиц определяются их подчинённостью третьему и тем, что они выполняют одни и те же инструкции», — отмечает редактор «Таймера».

Почему это важно? Да потому, что от постановки вопроса зависит тактика и стратегия дальнейших действий России в отношении Украины. Иными словами, если проблема во взаимоотношениях внутренних сил, то и решать эту проблему нужно в рамках влияния на внутреннюю политику. Если же причиной является внешний фактор, то нужно искать пути воздействия на него методами дипломатии и политики уже внешней.

Сегодня Украина является американской колонией, и, признавая это ранее, Путин находился в совершенно правильной парадигме: если надо что-то решать по Украине, то это надо решать с США.

«Теперь же на уровне риторики мы видим прежнюю ошибочную парадигму: про украинский народ и/или политиков/элиты, которые должны образумиться, перестать делать вещи неправильные и начать делать правильные. Но этого не будет. Решения принимаются не в Украине. Процессы управляются не из Украины. И я уверен, что Путин это реально понимает. Но, видимо, сегодня риторика о засилье националистов более актуальна», — подчеркивает эксперт.

Ткачев задается вопросом: почему Владимир Путин, правильно видя ситуацию (о чём свидетельствуют его предыдущие заявления) на пресс-конференции 23 декабря опять подкрепляет своими словами ошибочную концепцию? Возможно, речь идет о нежелании РФ брать под контроль всю Украину, которую Запад пытается впихнуть Путину. Иначе, как объяснить то, что представители НАТО и лидеры США как заговорённые твердят одно: «Нет, мы не будем воевать за Украину». Кремль как будто буквально уговаривают: ну нападите на эту Украину уже, ну пожалуйста! Не исключено, что именно поэтому российский лидер изменил свою риторику: ведь если на позицию Киева влияет не Америка, а ее «родные» националисты, то вмешиваться во внутренний конфликт России нет никакого резона.

Ольга Талова