ФОТО: PRINTSTOCKER, VLADJ55 / SHUTTERSTOCK.COM, СКРИНШОТ КАДРА ВИДЕО / ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД / VK.COM

Пресс-конференция Владимира Путина была воплощённой иллюстрацией не слишком свежей шутки «На традиционной встрече Путин задал собравшимся журналистам около 70 каверзных ответов». И хотя из сказанного можно сделать много интересных выводов, ещё больше интересного кроется в том, о чём на четырёхчасовом мероприятии умолчали.

17-я пресс-конференция президента России Владимира Путина 23 декабря традиционно началась с небольшим опозданием. Журналисты расселись по стульям с частичным соблюдением социальной дистанции заранее, ровно в полдень Дмитрий Песков занял своё традиционное место в левом от президента «углу ринга» – в чёрном костюме (намёк на состояние экономики?) и стильном оранжевом галстуке. А 13 минут спустя Владимир Путин вышел из-за правой (если смотреть с трибуны) кулисы в синем костюме, тёмно-фиолетовом галстуке и с простенькой зелёной папочкой в руке. На его столе уже стоял стаканчик – говорить четыре часа подряд, ни разу не промочив горло, практически невозможно.

Утомлённые цифрами

Традиционного вступительного слова на сей раз как бы не было, но его успешно заменили ответы на первые реплики представителей крупнейших агентств. Журналисты задавали максимально неинтересные для рядового зрителя вопросы, давая президенту возможность отчитаться об успехах – то есть перечислить основные макроэкономические показатели, действительно в большинстве своём весьма благоприятные для России.

Судя по всему, Путин – опытнейший оратор – изрядно волновался перед началом пресс-конференции. Начав свои ответы как раз с цифр (в большинстве своём вполне позитивных), Путин озвучивал их скороговоркой, пропуская порой названия валют, другие подробности. Рост ВВП, сбор зерновых, инфляция в 8%, рост реальных располагаемых доходов на 4,1% (выгоднейшая для президента цифра тоже была произнесена почти мимоходом).

Подробнее Путин остановился на спаде безработицы ниже доковидного уровня (4,4% – в 2019-м было 4,7%) и, надо отдать ему должное, остановился на самой болезненной цифре: средняя продолжительность жизни в стране сократилась с 71,5 до 70,1 года. Понятно, что вокруг пандемия, но всё же тенденция вызывает тревогу. Даже переходя вновь к экономическим вопросам, президент сформулировал:

Сбережение народа, о котором говорил ещё Солженицын, – первый драйвер роста.

(Здесь и далее цитаты могут быть объединёнными и сокращёнными без изменения смысла, отдельно это не оговаривается).

Вакцинация – добровольная, сегрегация – неизвестно

Первейшей темой была, конечно, пандемия и всё с ней связанное. От президента прозвучали две обнадёживающие фразы. Первая просто порадовала бы, если бы хоть немного доверяли ВОЗ:

Всемирная организация здравоохранения полагает, что в 2022 году пандемия закончится.

А вторая полностью совпала с позицией Царьграда:

Не нужно никого преследовать за отказ от вакцинации.

При этом президент посетовал на низкий уровень вакцинации в России – 59,4% взрослого населения. Он поставил задачу выйти на уровень коллективного иммунитета (вакцинированные плюс переболевшие) в 80% не позже II квартала 2022 года.

Также он высказался за взаимное признание вакцин по всему миру и предостерёг от покупки сертификатов о вакцинации: «заведено уже более 200 уголовных дел».

К сожалению, никто не задал президенту прямой вопрос о его отношении к QR-кодам. Да, он выразил свою позицию несколькими днями раньше, когда потребовал внести изменения в соответствующий законопроект, но всё же хотелось бы услышать его чёткие формулировки и перед широкой публикой.

Проще с Ющенко, чем с Лениным

«Раскачалась» пресс-конференция только к 13 часам – журналисты BBC, а позже «Эха Москвы» явно задели Путина за живое, и он стал отвечать существенно бодрее. Тема «войны России с Украиной» активно муссируется в последние недели целым рядом СМИ, Запад спешно готовит санкции и одновременно подзуживает обе стороны.

Повторив старую западную мудрость «Россию нельзя победить, можно только развалить изнутри», Путин перешёл к «украинскому вопросу». Напомнив, каким образом Новороссия оказалась в составе Украины (здесь досталось Владимиру Ленину), Путин подчеркнул, что Россия уважает государственную целостность соседней страны и работала со всеми режимами. Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко позиционировали себя как убеждённые западники, но русское руководство вело с ними переговоры, подписывало соглашения – всё было в нормальном цивилизованном русле. И даже Майдан, казалось бы, не испортил ситуацию – но когда все стороны уже достигли договорённостей, когда Виктор Янукович согласился отдать все ключевые посты оппозиции и назначить выборы, «которые оппозиция бы совершенно точно выиграла» (Путин), последовал совершенно не нужный государственный переворот и за ним – унизительный «языковой закон».

Раньше мы и не думали о Крыме, но в этой ситуации мы просто не могли не принять его к себе.

На канадской границе

Немало внимания Путин уделил лжи Запада, несоблюдения им собственных обязательств. Особенно бурной получилась отповедь британской журналистке из Sky News, попросившей гарантий отсутствия «русской агрессии». Начав с краткого исторического экскурса, напомнив, как собирали свои земли Соединённые Штаты (Калифорния, Техас), ещё раз повторив, как сформировалась нынешняя Украина, он поинтересовался:

Это что – мы ставим ракеты на границе США? На границе с Мексикой или Канадой? Мы, кажется, в разных мирах живём. Сказали «равные гарантии для всех» (для наглядности президент даже рукой по столу расставил это равенство). «Ни одного дюйма НАТО на Восток», – сказали нам в 1990-е годы. И что? На-ду-ли, самым наглым образом. И теперь вы требуете от меня каких-то гарантий? Да это вы должны дать гарантии, прямо сейчас!

По выражению лица англичанки было видно, что она действительно готова дать любые гарантии. Жаль, что на пресс-конференции не было более высокопоставленных подданных Её Величества, уполномоченных принимать такие решения.

Паспорт в соцсетях не нужен. Но это ненадолго

Любопытным оказался вопрос о деструктивной информации в интернете – не пора ли вводить регистрацию в социальных сетях по паспорту?

К сожалению, Владимир Владимирович ограничился общими словами – что работа в соцсетях идёт, что идут и переговоры с их заокеанскими владельцами, но самое грустное – что «не хочется прибегать к крайним мерам» вроде замедления трафика или блокировки интернет-ресурсов. Признаемся, Царьград хотел бы услышать иной ответ, но мы надеемся, что это было последним предупреждением западным IT-корпорациям, и дальше, например через год, будет уже «по-плохому».

По крайней мере президент признал, что «главное для интернет-компаний – извлечение прибыли«, отсюда и отсутствие контроля контента, призывы детей к суициду и атаки на школы.

У нас предотвращено 127 случаев нападения на школы.

– проинформировал Владимир Путин.

Так что не надейтесь, требование пускать в социальные сети по паспорту не умерло – просто отложено.

Немцы своё не упустят

Очень горячо Владимир Путин отвечал на вопрос о ценах на газ, которые якобы подняла Россия, приостановив перекачку газа:

Да врут они всё! «Газпром» поставляет весь объём, который запрашивают контрагенты по имеющимся контрактам, и увеличил поставку в дальнее зарубежье. Американцы утащили часть СПГ на премиальные рынки, потому что там больше платят.

И дальше раскрыл совершенно чудесную схему. Германия закупила на 5,6 млрд кубометров газа больше, чем собиралась. Зачем? А чтобы продать излишки в Польшу. А Польша что, не могла сама купить? Конечно, могла, только предусмотрительные немцы закупают его по контрактным ценам, а гордая шляхта – по рыночным, «спотовым». Разница – в несколько раз, и с каждого кубометра при перепродаже Германия может получать почти доллар прибыли. 5 миллиардов кубов – 5 миллиардов долларов. Согласитесь, от такой прибыли на ровном месте отказаться невозможно. И вовремя остановить такую негоцию – тоже. Так кого должны винить простые немцы в нехватке газа? – риторически поинтересовался Владимир Путин.

А часть газа в конечном итоге идёт на Украину, чтобы поддержать там штаны кому-то, и потребителям в Германии тоже надо это знать.

Благодарен Деду Морозу

Конечно, не всё было так серьёзно: хватало и забавных моментов. Выслушав, например, вопрос вологодского журналиста про отношение президента у Деду Морозу, Владимир Путин немедленно выпил. Из того самого стаканчика, который стоял на столе в первом акте. Добродушно поворчав на некоего «взрослого юриста из Петербурга», который никак не дождётся подарков, президент сообщил:

Дед Мороз исполняет желания и дарит подарки только хорошим девочкам и мальчикам. Пусть он проанализирует своё поведение и поймёт, почему Дед Мороз его игнорирует. Мои отношения с Дедом Морозом складываются хорошо, и я благодарен ему за то, что могу сейчас разговаривать с вами в этом качестве.

«Надо объяснять!»

Сквозной, хотя и далеко не всеми замеченной темой пресс-конференции стали претензии Путина к слабой связи власти и народа, к высокомерию чиновников, не желающих объяснять народу свои решения. Тезис «Надо не наказывать (запрещать, заставлять), а объяснять» в разных формах прозвучал минимум три раза.

Сперва – в разговоре о вакцинах. Потом – о решении наболевшей мусорной проблемы. А потом – о том, почему у нас так мало многодетных семей:

Нужно больше про это говорить, нужно пропагандировать! Писать про дружную красивую семью, делать это надо талантливо, ярко, тонко, с помощью СМИ, деятелей искусства, общественных организаций!

К сожалению, «социальная реклама» идёт в СМИ точно по тем же расценкам, что и коммерческая, так что без единой государственной программы пропаганды семьи «деятели искусства» за небольшим, но приятным исключением ещё долго не включатся в эту кампанию. А некоторые, надеемся, никогда.

Любимчиков нет, но Чубайс…

Кажется, труднее всего Путину было отвечать на вопрос о печальном состоянии, в котором оказалась корпорация «Роснано»:

Это венчурная компания, рискованные вложения. Я сам был среди инициаторов её создания.

Путин полагает, что компания – не государство! – должна поработать со своими кредиторами, в том числе бывшими:

Сбербанк был держателем большой части долга «Роснано», потом продал её куда-то – может, у руководства была инсайдерская информация?

Но основного виновника кризиса госкорпорации Анатолия Чубайса президент так и не упомянул, словно это какой-нибудь Алексей Навальный. Чуть позже Путин скажет:

У меня не может быть любимчиков, и такого не было никогда.

Но есть ощущение, что он лукавил.

Песков

ДМИТРИЙ ПЕСКОВ ВО ВРЕМЯ БОЛЬШОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ. ФОТО: СКРИНШОТ КАДРА ВИДЕО / ТЕЛЕКАНАЛ ЦАРЬГРАД / VK.COM

Не могли расстаться

Ровно через три с половиной часа разговора Дмитрий Песков выразительно посмотрел на часы. «Ещё три вопроса» – попросил его президент, но в итоге ответил на семь. Три вопроса, потом ещё один, ещё один, ещё один, дошло и до Афганистана, и до пенсий («Правительство должно следить за тем, чтобы выполнялись обещания прошлых лет»).

Не было ожидаемой раздачи «новогодних подарков» – возможно, ситуацию изменила «утечка» о выплатах, изменившая сценарий пресс-конференции.

Мы обязаны обеспечить пенсионеров так, как обещали раньше, – вот на это надо настраивать все уровни власти.

Ещё немного цитат

Соберём здесь ещё несколько занятных моментов пресс-конференции.

На вопрос Ксении Собчак о пытках в СИЗО (Дмитрий Песков в этот момент демонстративно «уснул» на своём стуле) Владимир Путин ответил, что уголовные дела возбуждены, многие виновные арестованы, расследования идут, а потом огорошил знакомую ему уже три десятка лет журналистку призывом:

Нужно строить новые СИЗО!

Имелось в виду, конечно, вместо старых, с более человеческими условиями содержания, но всё равно прозвучало эффектно.

Собчак

К. СОБЧАК ЗАДАЛА ВОПРОС О ПЫТКАХ В СИЗО. ФОТО: KREMLIN POOL / GLOBALLOOKPRESS

О попытках отмены традиционной семьи на Западе:

Это как пандемия, появляются новые штаммы. В Америке осуждённый за изнасилование сиделец объявил себя женщиной, его перевели к женщинам, и он изнасиловал сокамерницу. Надеюсь, что у нашего общества есть моральная защита от всего этого. Мужчина – это мужчина, женщина – это женщина. Мама – это мама.

На вопрос о том, почему Путин с Шойгу не берут с собой в тайгу Мишустина:

Как в том анекдоте – а кто в лавке-то останется?

Путина спросили, какой город он выбрал бы для жизни, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Президент сперва отказался отвечать на этот вопрос, напомнив, что эти города – тоже Россия, но через полтора часа при вопросе о тайге всё же вернулся к теме, пусть и без конкретики:

Вы спрашивали про города… Сибирь – часть моей жизни. Золотой фонд России – сибиряки.

На очередную просьбу о финансировании:

Деньги, конечно, есть, но хочется сэкономить.

И далее на просьбу журналистки из Уфы о дополнительном финансировании 450-летия города:

Не надо дополнительных ресурсов, надо использовать имеющиеся.

О бойкоте Олимпиады западными чиновниками:

Я говорил с одним из экс-президентов США, и он сказал, что блокады Олимпиад были большой ошибкой, в том числе со стороны США. Это часть большой дипломатической игры, в результате которой виртуальная Берлинская стена должна двигаться дальше на восток. Именно так всё и произошло.

На вопрос о занятиях спортом:

Я считаю своим долгом заниматься спортом, потому что обязан быть в форме, чтобы выполнять поручения российского народа.

На вопрос, следит ли Путин за блогерами:

Я давно ни за кем не слежу – с тех пор, как перестал быть директором ФСБ.

Что с того?

Более подробно об отдельных блоках пресс-конференции вы можете прочесть в статьях наших отделов (меню в начале и конце статьи). Общее ощущение от пресс-конференции – жанр до некоторой степени приелся президенту. Он эмоционально говорил о лжи Запада, о ситуации на Украине, о махинациях с ценами на газ, но в целом выглядел каким-то слишком уж новогодним – добродушным и расслабленным.

Но не стоит обманываться. Пресс-конференция, конечно, театр одного актёра, но всё же не цирк, так что Путин не обязан ежегодно устраивать раздачу слонов и материализацию духов. И, честно говоря, вопросов больше к журналистам, не посмевшим задать острые вопросы, чем к президенту, который не отвечал на то, о чём его не спрашивали.

МИХАИЛ МЕЛЬНИКОВ