ФОТО: IGOR KLYAKHIN / SHUTTERSTOCK.COM

Сдвинулось с мёртвой точки очень важное государственное дело – капитальный ремонт и замена давно отживших коммуникаций. Когда треть поставляемой в город воды уходит в землю – это не просто плохо, это даже как-то неприлично. Восстанавливать приличия в русских трубах взялись частная группа компаний «Росводоканал» и государственная корпорация ВЭБ.РФ

Проблема перезрела

Какая главная беда современной России? Вы можете процитировать кого-нибудь из классиков – и, скорее всего, ошибётесь. Дороги у нас всё лучше, а дураков – вполне среднестатистически, как и во всех других странах.

Нет, главная наша головная боль до поры до времени совершенно незаметна, но очень опасна. Это – предельная изношенность коммуникаций, которые, собственно, и обеспечивают нам нормальную жизнь. К сожалению, о воде вспоминают, только когда она исчезает. А не исчезать время от времени она просто не может – износ труб и иного оборудования колоссален, иные участки не видели ремонта по 60–70 лет. Сложно даже представить, сколько воды в прямом смысле уходит в землю вместо того, чтобы журчать из кранов потребителей.

При этом водоснабжение – стратегически важнейшая часть городского жизнеобеспечения вообще. Откажет отопление – будем кутаться в тёплые вещи, исчезнет электроснабжение – запустим резервные генераторы, но отсутствие воды нельзя компенсировать ничем.

Но денег на исправление ситуации у региональных и тем более местных властей не то чтобы слишком много. К тому же капитальный ремонт столь значимых коммуникаций требует не только финансовых вложений, но и серьёзных, подчас уникальных компетенций. Которых на местах, опять же, зачастую нет.

На тарифах не отразится

И в этой, казалось бы, безвыходной ситуации на помощь спешат… нет, не малютки Чип и Дэйл, а два гиганта – ВЭБ (финансовая составляющая) и «Росводоканал» (компетенции). Союз «Росводоканала» и ВЭБ практически одновременно пришёл в два города, расположенные на разных концах огромной страны – в Липецк (500 км до Белоруссии) и Южно-Сахалинск (150 км до Японии): ООО «РВК-Липецк» и ООО «1-я Водная Концессионная компания» соответственно готовы взять в концессию водное хозяйство города с тем, чтобы его полностью модернизировать. В Южно-Сахалинске соответствующее соглашение уже подписано, в Липецке утрясают последние детали.

Глава Южно-Сахалинска Сергей Надсадин разъясняет суть договорённостей:

Южносахалинские мощности по водоснабжению и водоотведению на 49 лет передаются в концессию этой уважаемой компании. Её обязанностью становится не просто управление этими предприятиями, этими мощностями, но и их модернизация. Мы подписали инвестиционную программу – они обязаны вложить, если по сегодняшним ценам, 19,2 миллиарда рублей. Откуда эта сумма? Мы перечислили конкретные объекты – это и водозаборы, и очистные сооружения, и ремонт действующей системы. Одним словом, полноценная модернизация наших мощностей по водоснабжению и водоотведению.

При этом на благосостоянии простых людей начавшиеся работы никак не отразятся. Мэр города гарантировал:

Что касается тарифов для населения, точно при переходе, при подписании никаких изменений не будет. Соответственно, потом тарифы поменяются в соответствии с инфляционными процессами на небольшое количество процентов, до четырёх процентов.

И более того, «Первая Водная Концессионная» взяла на себя обязательство обустроить около 30 детских площадок – все они будут введены в строй в 2022–2023 годах: «Это будет такая форма социального взаимодействия, социальной ответственности», – заключает Надсадин.

Где тонко, там и рвётся

Трудно сомневаться, что скоро аналогичное решение будет принято и в Липецке. Первый заместитель главы администрации города Вадим Негробов на заседании, посвящённом обсуждению концессии, рассказал о жутком положении дел в отрасли. Есть Липецкая городская энергетическая компания, субъект естественной монополии, контролирует весь рынок. Результат этого контроля в энергетике – огромные долги, из-за которых электросетевой комплекс АО «ЛГЭК» за долги был передан в ведение филиала ПАО «Россети Центр» – «Липецкэнерго». А что делать с водным хозяйством, так и не решили.

СОВЕРМЕННОЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ. ФОТО: PATRICK PLEUL / ZB / GLOBALLOOKPRESS

Между тем это хозяйство самым натуральным образом исчезает.

Сегодня из 1063 километров сетей водоснабжения 798 километров имеют износ более 60 процентов, 548 километров изношены полностью. Аналогичная картина с сетями водоотведения, где 617 километров имеют стопроцентный износ,

– докладывал Негробов, и оптимистично в этом контексте звучала разве что фамилия чиновника. Трубопроводы водоснабжения в городе рвутся со скоростью более 700 случаев в год, водоотведения – 8000 засоров в год. Треть поставляемой воды уходит в почву. «Естественно, эти затраты ложатся большим бременем как на бюджет, так и на самих горожан» – констатирует Вадим Негробов.

ГЧП – единственный путь

Похоже, нет иного способа решить проблему, кроме привлечения частников под строгим государственным контролем. И вот сейчас мы увидим чистейший пример масштабного государственно-частного партнёрства (ГЧП): за дело берутся совместные предприятия ГК «Росводоканал», входящей в «Альфа-Групп», и государственного ВЭБа.

Старший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игорь Смирнов подтверждает эффективность такого партнёрства:

Инвестиции в государственно-частное партнёрство интересны инвесторам во всем мире, и Россия – не исключение. В стране реализуется уже много проектов разного характера, масштаба и стадии жизненного цикла, которые привлекали частные средства. Да, особенности структурирования финансирования позволяют вести выплатам акционерам, как правило через достаточно долгий срок, но проводить плановые выплаты по долгу можно вскоре после запуска операционной стадии проекта – так что такие проекты финансируют преимущественно кредитные организации и частные инвесторы в облигации.

Форматы государственно-частного партнёрства достаточно многогранны, и форм взаимодействий существует много, что позволяет комфортно сотрудничать во многих сферах. Коммунальная инфраструктура действительно долго страдала от недофинсирования, но кроме водоснабжения туда относятся и теплоснабжение, вывоз и обработка ТБО/ТКО, уличное освещение, парковки и другие – и во многих из этих секторов уже реализуются проекты в ГЧП-формате.

Группа компаний «Росводоканал» – частное предприятие, принадлежащее одному из крупнейших негосударственных холдингов «Альфа-Групп» (одноимённый банк, крупнейшие доли в X5 Retail Group и «Билайне», и т. д.). Наследник наладочно-ремонтного треста «Оргводоканал», созданного ещё в 1948 году.

Госкорпорация ВЭБ – мощнейший инвестор России, ориентированный на масштабные проекты с дальним горизонтом планирования. На такие проекты не слетятся «бизнес-ангелы», их акции не раскупят биржевые хищники: слишком долго, слишком дорого, да и экономический эффект далеко не всегда очевиден.

Но цель ВЭБа – не только, а иногда даже не столько возврат вложенных средств, сколько рост качества жизни населения. Что, собственно, является основной задачей любой разумной, ответственной власти. Которую в данных проектах ВЭБ и олицетворяет.

ИВАН ДЕМЕНТЬЕВ