ФОТО: LEONID FAERBERG / GLOBALLOOKPRESS

«Ростех» вернулся к старой идее о передаче блокирующего пакета акций «Аэрофлота», находящегося у Росимущества, в управление госкорпорации. Если согласие на такое решение будет получено, мы увидим фактическое слияние производителя и перевозчика. К чему это может привести?

С подобной инициативой «Ростех» уже обращался к властям несколько раз начиная с 2013 года. Сейчас основной причиной того, что корпорация вновь решила вернуться к этому вопросу, стала неэффективная политика «Аэрофлота» по освоению и применению отечественной авиатехники и IT-решений.

В настоящее время государство через Росимущество контролирует 57,3% акций «Аэрофлота», ещё 1,96% — это квазиказначейский пакет, а 40,7% акций находятся в свободном обращении. Как и любая другая компания, «Аэрофлот» не генерирует большую прибыль, и государство, если и получает деньги от компании, то в очень незначительном объёме.

Создание суперхолдинга – во благо?

Можно предположить, что с финансовой точки зрения передача пакета акций от «Росимущества» к «Ростеху» не изменит практически ничего. А как это может сказаться на производственных показателях? Этот вопрос в программе «Без цензуры» ведущий Никита Комаров обсудил с авиаэкспертом Олегом Пантелеевым.

Никита Комаров: Не будем сейчас рассуждать о том, насколько вероятна передача акций «Аэрофлота» «Ростеху», представим, что это произойдёт. Чего в этом больше – позитивного или негативного, на ваш взгляд? Потому что, если идея корпорации будет реализована, то мы увидим вертикально интегрированный холдинг, который объединит как производителя, так и перевозчика.

Олег Пантелеев: Совершенно очевидно, что для производителя это могло бы быть в определённом временном промежутке большим благом. Потому что, имея давление на перевозчика, фактически выступая его собственником, можно через Совет директоров проводить те или иные решения, в том числе связанные с формированием парка, с выбором IT-систем. То есть можно обеспечить сбыт для себя в подконтрольной авиакомпании.

Но в среднесрочной перспективе это ничего хорошего не несёт ни авиакомпании, ни производителю, потому что такая ситуация не стимулирует производителя улучшать качество своих продуктов, качество сервисов и так далее. Навязали – и летайте на чём вам сказано. Естественно, на эту ситуацию крайне негативно отреагируют и частные акционеры, которых у «Аэрофлота» достаточное количество.

– Да, 40% где-то.

– Такой шаг может негативно повлиять на стоимость акций. Ну и, наконец, стоит напомнить, что сейчас чистая прибыль «Аэрофлота» находится в красной зоне. Лишь в 2021 году, на фоне ковидных проблем, авиаперевозчик получил квартальную прибыль, а 2020 год и первое полугодие 2021-го были убыточными. Однако до ковида авиакомпания была прибыльной, выплачивала серьёзные дивиденды. И это было некоторым подспорьем для нашего бюджета.

– Я помню конфликтную ситуацию, сложившуюся между «Аэрофлотом» и производителем Sukhoi Superjet АО «Гражданские самолёты Сухого», когда стороны друг на друга перекладывали ответственность. В результате самолёты не летали, и вообще было непонятно, кто ими занимается. А сейчас у нас входит в серию МС-21, и очень бы не хотелось, чтобы такая же ситуация в будущем повторилась и с ним.

– Сейчас производитель – Объединённая авиастроительная корпорация предпринимает экстраординарные меры при поддержке правительства для того, чтобы обеспечить будущих эксплуатантов самолётов МС-21 действительно качественным послепродажным обслуживанием, сервисом буквально мирового уровня.

Уже сейчас в Шереметьеве, непосредственно рядом с эксплуатантом, построен новый ангарный комплекс, склады заполняются необходимыми запчастями для МС-21. И такие же склады сформированы по самолёту Sukhoi Superjet.

Ближе к середине следующего года начнётся эксплуатация самолётов МС-21 в дочернем авиаперевозчике «Аэрофлота». Можно надеяться на то, что никаких  длительных простоев, связанных с конструктивными недочётами или с недоработками по послепродажному обслуживанию, уже не будет. То есть ОАК заявляет, что уроки, полученные на программе Superjet, выучены.

Опыт эксплуатации Red Wings – образец для подражания

– Хорошо, если так и будет. Смотрите, насколько я понимаю, фактически у «Ростеха» уже есть своя авиакомпания, это Red Wings. Может быть, она сейчас не такая большая, но парк самолётов планирует пополнять активно. Можно ли сейчас, на примере Red Wings, уже сделать какие-то предварительные выводы, насколько эффективна такая синергия авиакомпаний и производителей, объединённых в один мощный холдинг?

– Если говорить про авиакомпанию Red Wings, то её цель – обеспечить идеальную эксплуатацию, которая была бы образцом для подражания другим авиакомпаниям. Те инструменты, которые предлагает производитель для обеспечения бесперебойной эксплуатации самолётов, компания Red Wings уже активно и широко использует.

Нынешние эксплуатанты самолётов Superjet внимательно подходят к обслуживанию самолётов, к организации бесперебойного снабжения запчастями, для чего либо подписывают соглашение и оформляют подписку на услуги, либо сами закупают запчасти. Благодаря этому средний налёт на одно воздушное судно вырос до 8–9 часов, что является весьма хорошим показателем.

Так что и опыт Red Wings, и опыт авиакомпании «Россия», в которую поступают и новые Superjet, и часть таких самолётов из «Аэрофлота», а также опыт авиакомпании «Азимут», являющейся крупным эксплуатантом Superjet, серьёзно переломили ситуацию с эксплуатационными показателями этого самолёта.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА