ФОТО: RAFAPRESS/SHUTTERSTOCK.COM

Facebook официально переименовался в Meta. Именно головная компания – сама социальная сеть, конечно, останется Facebook. Но зачем было переименовывать головную компанию? Что это даст обычному пользователю и похожа ли ситуация на переименование Google в Alphabet несколько лет назад?

Империя Facebook

Начать стоит с контекста. Дело в том, что головная компания Цукерберга владеет не только  Facebook, но и WhatsApp, Instagram, Oculus и несколькими другими сервисами, помельче. Неловко вспоминать (для современных стартаперов), но Instagram Марк купил за жалкий миллиард долларов. Теперь это одна из главных мировых площадок тщеславия в мировом интернете. Число пользователей перевалило за миллиард, а в России Instagram – главная социальная сеть (исходя из месячного размера аудитории). 43 миллиона пользователей в месяц хоть раз да постят фоточку или видео.

Facebook – это рабочая социальная сеть для Москвы и миллионников в нашей стране. Своего LinkedIN так и не случилось, вот и стал головной проект Цукерберга заменителем. Многие рабочие социальные связи – это туда. Обмен мнениями либеральной оппозиции – здесь же.

WhatsApp – это главный мировой мессенджер, фактический неофициальный стандарт.

Oculus в среде потребителей менее известен, но именно на этот проект делает сейчас главную ставку Марк Цукерберг, когда обещает заменить реальных пользователей на их аватары. Дело в том, что «Окулус» – это компания, которая производит контроллеры и шлемы виртуальной реальности. Тоже неофициальный стандарт рынка.

Пандемия навсегда изменила наши привычки. Теперь буквально никому не нужно объяснять, что такое удалённая работа, – все всё понимают. А теперь представьте, что вместо экрана ноутбука у вас есть очки виртуальной реальности, которые подключены к этому же ноутбуку, в глаза проецируется несколько экранов, на которые и направлено ваше внимание. Хотите – управляйтесь мышью и клавиатурой, хотите – руками, хотите – голосом. В прошлом году такой проект Facebook уже представила, назвав Infinite Office.

А теперь переименовывается сам Facebook – в Meta. Интернет уже заполнен шутками на тему «синей Меты». В культовом телесериале «Во все тяжкие» главный герой производит наркотик метамфетамин нетипичного синего цвета – зато высочайшего качества. Говорить о качестве применительно к глючной, нелогичной, адски тормозящей, перегруженной рекламой бакс-машине Цукерберга не приходится, но роль у его сети точно такая же.

Столкновение двух властей

В феодализме главный – лендлорд, тот, кому принадлежит земля.

В классическом капитализме – владелец капитала и средств производства, капиталист.

В современном же капитализме IT-компания становится владельцем и «земли» (то есть пространства обитания), и капитала (посмотрите, кто сегодня в топе капитализации на бирже), и тем более средств производства (вы же практически всё делаете буквально в виртуальной среде).

Поэтому ни одному вменяемому правительству на планете рост империи Марка Цукерберга не нравился. Помнится, после того как Microsoft захватила компьютерный рынок, её попытались принудительно разделить, а потом многократно штрафовали по антимонопольным законам. Facebook до сегодняшнего дня удавалось отбиваться.

МАРК ЦУКЕРБЕРГ. ФОТО: FREDERIC LEGRAND — COMEO/SHUTTERSTOCK.COM

Помните недавние разбирательства в американском сенате, когда красный как рак Цукерберг стоял и оправдывался, как школьник перед директором и учителями? Все же прекрасно понимают, что главная социальная сеть с почти двумя миллиардами пользователей стала оплотом чудовищной цензуры, несправедливости и отвратительной работы!

Помните деплатформинг («бан») целого президента США, тогда ещё действующего! Это открытый конфликт. Помните, как банили Знамя Победы 9 мая? Помните, что апогеем кривой инфраструктуры стало падение Facebook и WhatsApp по всему миру на несколько часов? И совсем из недавнего – это письма бывшей работницы Facebook, где ярко показано, насколько отвратительно всё в компании устроено внутри. Это мы ещё не вспоминали продажу персональных данных направо и налево, борьбу с конкурентами и махинации с налогами.

Так сколько ещё Facebook будут терпеть?

Похоже, что уже не будут – даже американское правительство. Китайское вообще на свой рынок никого не пускало, русское, наконец, догадалось, что можно действовать по европейской методике – штрафовать.

А вот Вашингтон прямо сейчас решает, что со всей этой махиной делать. Есть несколько вариантов.

Делить нельзя сохранить

Первый – разделить компанию по-настоящему. Не как Microsoft 20 лет назад – условно. А действительно оторвать WhatsApp, Instagram и Oculus от Meta. Для пользователя это будет означать рост конкуренции за его внимание и повышение качества работы. WhatsApp только сейчас учится работать более чем на двух устройствах, что по меркам 2021 года не просто позор, а чудовищный позор. Заодно вспомните, как выглядят интерфейсы Instagram и Facebook – это вообще дикий ужас. У Дурова при создании и отладке «ВКонтакте» была просто лафа – пользовался Facebook, смотрел, что там особенно неудобно (примерно всё), и делал у себя более-менее нормально.

Второй вариант – ничего не делать и дать Facebook спокойно отмазаться, переименовавшись в Meta. В США институт репутации работает. И там очень важно для публичной компании, как ты выглядишь. Именно поэтому Apple, например, так старается уйти «в экологию». Чем лучше публичный внешний вид, тем больше можно заработать денег на бирже. И продолжать делать то, что и так делал годами – те же интерфейсы, те же технические решения. До очередной «революции».

Похоже, что именно по этому пути и идёт Meta. Ничего не менять, просто переименоваться и работать над захватом всё большего мирового пространства.

Проблемы с модераторами? Политическая цензура? Деплатформинг неугодных? Ну что вы, это всё был Facebook, а мы не они Meta, смотрите, как удобно в нашей новой виртуальной реальности!

Что с того?

Если Google переименовывалась в Alphabet затем, чтобы сообщить миру, что теперь поиск не является определяющим для её деятельности, что компания стала многопрофильным холдингом, то Facebook просто уходит от публичной ответственности. И идёт дальше захватывать рынки.

Такие сервисы нам не нужны.

СТАНИСЛАВ ЖУРАКОВСКИЙ