РЕДЖЕП ТАЙИП ЭРДОГАН ХОЧЕТ РЕФОРМИРОВАТЬ ООН. ФОТО: GLOBALLOOKPRESS.COM

Турецкому президенту явно недостаточно влияния в тюркском мире, он решил замахнуться на преобразование всего современного мироустройства в целом, начиная с Организации Объединённых Наций. Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что «мир больше пяти», а потому число постоянных членов Совета безопасности ООН надо расширить. Идею уже поддержали Франция и Великобритания. Однако нетрудно заметить, что за красивыми словами о «расширении прав других участников ООН» лежат и вполне определённые геополитические интересы.

Напомним, сегодня в состав Совета Безопасности ООН входят 15 государств-членов: пять постоянных, те самые державы-победительницы, которые стояли у истоков Организации Объединённых Наций (Россия, Великобритания, КНР, США, Франция), и 10 непостоянных, избираемых Генассамблеей ООН на двухлетний срок по пять каждый год. Пять из которых избираются от государств Африки и Азии, один – от государств Восточной Европы, два – от государств Латинской Америки, ещё два – от государств Западной Европы и других государств.

Однако «правом вето» в ключевых международных вопросах обладают только пять постоянных членов Совбеза, число которых Эрдоган и предлагает расширить. Включив в него Германию, Японию, Индию и Бразилию. У него и план соответствующий имеется: некая «дорожная карта» шагов, позволяющих загнать в угол постоянных членов Совбеза ООН и вынудить их согласиться на расширение прав других участников. В этой инициативе турок поддержали Франция и Великобритания.

Почему туркам не нравится наша Победа

Со стороны предложение Эрдогана кажется отнюдь не эгоистичным: ведь не для Турции же он предлагает расширить Совебез. Но обратите внимание: турецкого президента буквально выводят из себя «настойчивые попытки сохранить статус-кво, сложившийся после Второй мировой войны». То есть та самая Ялтинско-Потсдамская система, которая была заложена державами-победительницами в 1945 году и которая со скрипом и такими позорными для ООН ситуациями, как агрессия НАТО против Югославии в 1945 году, но всё-таки работает и сегодня. Так, Эрдоган заявляет прямо:

В то время как мир меняется и дипломатия, торговля, международные отношения претерпевают радикальные преобразования, немыслимо, чтобы архитектура глобальной безопасности оставалась прежней.

То есть не устраивают сами реалии, сложившиеся по итогам Второй мировой войны и зафиксированные в уставе созданной по её итогам державами-победительницами ООН. Как не устраивают сегодня эти итоги и «коллективный Запад», настойчиво пытающийся переписать историю и приписать себе победу над им же вскормленным гитлеровским режимом. Теперь и турки выступили за то, чтобы Вторую мировую поскорее забыть. Как и всё с нею связанное.

Здесь не помешает краткий исторический экскурс: роль самой Турции в событиях 1939–1945 годов была, мягко говоря, неприглядной. Подобно известным дамам «с пониженной социальной ответственностью», Турция до последнего выбирала, к кому выгоднее присоединиться, отмобилизовав на советской границе миллионную армию и готовясь выступить на стороне Гитлера, если падёт Москва, а затем – Сталинград.

И только 23 февраля 1945 года из «пассивного союзника» Гитлера объявила себя его врагом – за неделю до истечения срока ультиматума, согласно которому к созданию ООН допускались только страны, объявившие Германии войну до 1 марта. Вспоминать об этом турки, естественно, не любят.

Не нравится Турции, грезящей о воссоздании Османской империи и объединении под своим скипетром всех «тюркоговорящих» народов (включая ряд территорий России), и созданный «горсткой стран-победительниц» послевоенный международный порядок. И уж тем более – «право вето» постоянных членов Совбеза ООН России и Китая.

Это неспроста!

Сама идея реформировать Совбез ООН не нова – она включалась в обсуждение на Генассамблее ООН ещё в 1979 году. Полной наивностью было бы полагать, что озвученные Эрдоганом инициативы – его собственные. Он выступает лишь рупором вполне определённых геополитических игроков, рассматривающих ООН как основу для создания надгосударственной транснациональной системы управления создаваемого ими «глобального мира». Но для этого ООН должна прежде стать структурой абсолютно управляемой, препятствием для чего является именно Совбез, постоянные члены которого – Россия и Китай – имеют возможность заблокировать любую инициативу «коллективного Запада».

Желание присутствовать в Совбезе в качестве постоянных членов фактического лидера Евросоюза Германии и одного из лидеров Юго-Восточной Азии Японии совершенно обоснованно и понятно. Кстати, за их включение в Совбез на постоянной основе выступает и Россия, как и за включение представителя Латинской Америки (на эту роль логично претендует Бразилия) и, вероятно, Африки. Однако, как заявил директор департамента международных организаций МИД России Пётр Ильичев:

Этот процесс должен вести к тому, чтобы Совет в конечном счёте стал более представительным, но сохранил оперативность и эффективность в принятии решений по фундаментальным вопросам мира и безопасности.

То есть, с одной стороны, нецелесообразно расширять численность Совбеза сверх разумных пределов (не более 20 членов), что сделает его неработоспособным. А с другой, совершенно неприемлемым является покушение на лишение «права вето» постоянных членов Совбеза, включая Россию и Китай. Ибо есть серьёзные основания полагать, что конечной целью такой «всемирной перестройки» некоторые страны (например, Украина) считают именно это.

Между тем именно возможность блокировать через «вето» неадекватные решения «арифметического большинства», искусственно созданного теми же США, по ряду вопросов и является сегодня главным препятствием для превращения ООН в её противоположность. То есть в нечто противоположное тому, что создавали в 1945 году «державы-победительницы».

Что с того?

Да, разумеется, ООН в современной реальности уже мало что решает. Так, например, когда возникла проблема с коронавирусом, большинство мер определялись не в ООН, а в форматах G-7 и G-20. И Россия вовсе не против реформирования ООН. Но при этом «право вето» для постоянных членов Совбеза должно оставаться неизменным – такова принципиальная позиция нашей страны, говоря о которой на 75-й сессии Генассамблеи ООН Владимир Путин заявил:

Это необходимый и уникальный инструмент, который не допускает односторонних действий, чреватых прямым столкновением крупнейших государств.

Последнее – вопрос принципиальный. Ибо абсолютно беспредельной внешней политике коллективного Запада в Югославии, Ираке, Ливии и т. д., основанной исключительно на праве сильного, именно «право вето» постоянных членов Совбеза не позволяет превратить ООН в соучастника творимых агрессором преступлений или оправдывать их «интересами человечества».

ВЛАДИМИР ХОМЯКОВ