МИТРОПОЛИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ). ФОТО: САЙТ ПСКОВСКОЙ МИТРОПОЛИИ

На день Покрова Пресвятой Богородицы митрополит Псковский и Порховский Тихон прочитал проповедь о том, как реагировать на ниспосланные нам испытания.

Всё уже было

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня особый заветный наш праздник, посвященный воспоминаниям благодеяний Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Видение, которое было Блаженному Андрею во Влахернском храме в Константинополе, напоминает нам о том, как Божия Матерь постоянно бдит и заботится об избранном народе Своего Сына, о православных христианах.

 

Но если мы внимательно прочитаем эту летопись о явлении Божией Матери с покровом над молящимися, то увидим, что прозрел этот покров Блаженный Андрей. Остальные благочестиво стояли молились. Что тоже, конечно, очень и очень хорошо. По вере и даётся. Но и уже здесь мы видим, что особое попечение Божие, и особое слышание у Бога, и Пресвятой Богородицы, и у святых, относится в первую очередь к особым праведникам.

Множество есть случаев, когда моровое поветрие бушевало в народе, в городе. Епископ, священники, миряне выходили молиться. Но Господь не слышал этой молитвы. И иногда бывало, что был Глас Божий кому-то из праведников: «Вот пойдите в такой-то дом, там при нём живёт нищенка, презираемая в городе, и вот этот смиренный человек если помолится, то город ваш будет спасён». Таких историй множество в церковном предании. Сегодня у нас тоже испытание, по нашим грехам попущена эта моровая язва, которая отнимает у нас одного за другим людей. И нередко подходят, и ко мне вот недавно тоже подходили и миряне, и монахи: «А как же так, а почему, мы же молимся? Почему не прекращается эта беда над нашим Отечеством, да и над всем миром?»

Такие моровые язвы были, особенно в Средневековье, нередки в мире. В том числе и у нас, на Руси. И конечно же, люди молились. Но плоды этих молитв были разные. Всё зависело от состояния – духовного состояния народа. От того, насколько сердце народное было смиренно. В 1420 году чума свирепствовала во Пскове. Тогда была явлена Чирская икона Божией Матери, о которой все мы, псковичи, хорошо знаем, она сейчас пребывает в соборе, кафедральном соборе города Пскова в кремле. И молитвы горожан были столь искренни, столь смиренны и столь сильны, их духовное устроение было столь соответствующим тому, что от них ждал сам Господь, что чума стала утихать и через две-три недели исчезла полностью. Долечились больные люди.

икона

ЧУДОТВОРНАЯ ЧИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (XVI ВЕК) – ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ СВЯТЫНЬ ПСКОВА. ФОТО: SOBORPSKOV.RU

Молитва в честь поражения

В честь этого у нас и празднуется Чирская икона Божией Матери. Были и другие случаи, конечно же, заступления Пресвятой Богородицы. Мы знаем о том, как наши далёкие предки в 860 году, Аскольд и Дир, язычники, которые от Рюрика, своего предводителя, не получили никакого города, никакого удела, испросили у него разрешения пойти пограбить Константинополь. Варяги жили чем – грабежом. Это здесь они у нас приручились и стали государственниками, военачальниками, правителями. А до этого они были просто грабители. И грабили, в том числе и Рюрик, Русскую землю. Это особый разговор. Так вот, они отправились в Константинополь. И там, хотя на Константинополь нападали и многие другие, не только славяне, враги, произошло чудо. Когда осаждался город и надежд было немного, а русичи прибыли огромной ратью, в помощь ещё и другим захватчикам, персам, Святой Патриарх Фотий взял часть ризы Пресвятой Богородицы и опустил её в воды Босфора. И тихое прежде море вдруг возбушевало с молитвой ко Пресвятой Богородице, заступнице Константинополя. Море разбушевалось и потопило множество кораблей врагов. В том числе и кораблей Аскольда и Дира. Они-то сами остались живы.

В честь этого мы каждый день совершаем молитвы. Вы все знаете эту молитву, написанную именно в честь этого события – поражения русского войска под Константинополем. Каждый русский человек православный знает эту молитву. Знаете, какая она? «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице». Не дали нашим языческим предкам силы Божии, заступление Пресвятой Богородицы, покров Её одолеть православный град Константинополь.

Прощение Ниневии

И такое бывало нередко. В том числе, не буду сейчас перечислять, и во время моровых поветрий. Шуйская икона, Шуйско-Смоленская икона Божией Матери, тоже была особой заступницей во время моровых поветрий. Но такое бывало далеко не всегда. Господь зрит на сердце и отвечает на искреннее и смиренное сердце. В Священном Писании говорится:

Если смирится народ Мой, который именуется Моим, и будет молиться, и взыщут истинно лица Моего, и отвратятся от худых путей твоих, то Я услышу с Неба и прощу грехи их.

Помните, как пророк Иона пошел в Ниневитяну, в Ниневию, великий город. Послан был Богом, чтобы объявить им, что их город будет наказан. Но ниневитяне смирились. Стали приносить искреннейшее покаяние. И Господь, даже несмотря на негодование Ионы, который пророчествовал им, этим язычникам, именем Божиим, их гибель и смерть, простил их. За покаяние.

икона

ШУЙСКО-СМОЛЕНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

Жестокая история Пскова

Но и в христианском народе бывает, к сожалению, зачастую не так. Вот наши предки в городе Пскове. Конечно, чума не сравнится с нынешней болезнью, она намного более жестокая. Но вот в 1352 году эта чума разразилась очередной раз во Пскове. За ночь накапливалось каждый день около каждого храма 30 трупов – до 30 трупов, представляете, приносили туда к нам. Какое было моровое поветрие! Псковичи и молились, и ходили крестным ходом. Но крестный ход – это же не механическая история. Мы обошли крестным ходом. А ещё, бывает, облетят на вертолётиках. И считают – вот, они сделали дело и Господь механически должен всё исполнить.

Нет, Господь зрит не наши механические действия, внешние действия – на сердце наше. И отвечает нашему сердцу. Всё было бесполезно. И молитвы, и крестные ходы. Чума продолжала свирепствовать, собирая свою страшную дань. В Пскове тогда не было епископа своего. Правил тогда епископ Василий из Новгорода. Псковичи послали к нему посольство, рассказали о своей беде. Епископ Василий Новгородский пришел… Снова крестный ход, снова молитвы. И ничего не происходит. Епископ Василий возвращался назад в свой родной Новгород. По дороге заболевает чумой и умирает. Жители привозят его тело. И, прощаясь с ним, город заболевает – и начинается мор уже в Новгороде. Каково было сердце этих людей, не нам судить и мы не знаем.

Вот та же новгородская чума, но чуть позже на 200 лет, в 1572 году. Заболевают снова новгородцы. Снова огромные жертвы. И что же они делают? Они, с одной стороны, делают правильно. Вычленяют улицы, на которых есть больные, и ставят там санитарные кордоны. Это правильно. Но что было страшно? Они не допускали туда священников исповедовать и причащать. Даже если это они делали осторожно и так далее – запрещали. Даже если они шли на дом, конечно, всё там закрыто было. И вот что писалось в летописях: «Знамение смертоносное» – это как раз зараза. Те, кто заразился, говорили: на них знамение смертоносное. Священник, нарушивший воспрещение исповедовать и причащать больных людей, должен быть наказан. И наказан жестоко.

Месяца октября 29-го в понедельник в Новгороде, которые люди есть на них знамя смертоносное, у церквей погребати не велели, и велели их из Новгорода выносить вон за город. В которой улице человек умрёт знамением, то есть заразой этой, и те дворы запирались и людьми, и кормили тех людей улицею, то есть просто приносили им. А отцем духовным покаивати тех людей знаменных не велели. А учтён который священник тех людей каяти, и даже бояр, не должно. Ино тех священников велели жещи с теми же больными людьми.

То есть они сжигали тех священников, которые приходили, и исповедовали, и причащали. Мы можем только предполагать, какое же сердце, далёкое от милосердного Христа, от веры Христовой, было у таких людей.

В пушкинские времена

Страшное поветрие моровое разразилось в Москве в правление Екатерины Второй. И горожане яростные убили своего епископа Амвросия (Зертис-Каменского). Он был убит прямо в храме в Донском монастыре. Там были особые обстоятельства. Но сам факт, конечно, ужасающий.

У нас снова на Псковщине, в 1830-31-32 годы, тяжелейшая холера. Да и вообще во всей России. И Пушкин Александр Сергеевич уехал в своё другое имение, не в Михайловское, а в Болдино. И он оттуда писал, что крестьяне не воспринимают карантинных мер. Какие тогда были карантинные меры? Запрещали передвигаться между городами и деревнями. Ну, правильная, разумная вещь. Конечно, священники трудились, конечно, причащали, конечно, исповедовали. И вот, он пишет, что крестьяне и народ называют это заговором правительства. Пишет Александр Сергеевич Пушкин. Это заговор! Это всех нас хотят погубить! И сам он сидел в Болдино, он написал тогда как раз множество прекрасных произведений.

Ещё раз повторю: только одно условие того, что Господь услышит нас.

Если смирится народ Мой, который именуется Именем Моим. И будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с Неба и прощу грехи их.

То есть изменятся, обратятся к Божественным путям, предложенным нам Господом Иисусом Христом. И этими путями будут идти, смирения, любви к Богу, больше чем своей жизнью. Любви к ближнему как к самому себе. Без осуждения, без злорадства, без подозрительности, без зложелательства, без сплетен и… Соответствовали ли мы такому духовному состоянию? Каждый из нас может заглянуть в свои души и честно себе ответить. И тогда мы поймём, почему так часто наши молитвы тщетны. Мы привыкли, к несчастью, жить не умом Евангельским, а умом своим. А ещё хуже – жить даже и не своим умом, а умом чужим, подброшенными нам мыслями, страхами, подброшенными нам сообщениями всяческими.

Молитвы «отцу Интернету»

Я вот одному монаху недавно сказал: «Да кто у тебе духовник – у тебя духовник отец Интернет. Ты с ним больше советуешься». И это относится, конечно, в первую очередь не к монахам, а к мирянам. Залезли и сидят. И оттуда, без всякого дара рассуждения, выковыривают страшную смертельную грязь, заразу и смерть для своей души. И не имея ни крохи дара рассуждения, всё это воспринимают к действию. Вот этот «отец Интернет» и губит множество людей.

Не слушают ни церковь, ни Патриарха, никого. Они умнее, они сейчас знают всё. Но за всё придётся ответить, в том числе и за свою глупость. Страшную глупость. Отвечают и сейчас. И страданиями, и смертью преждевременной. Которую сами себе попустили.

Так вот, братья и сестры, сейчас время испытаний. И эти испытания усилятся. Это никакие не пророчества. Это простые прогнозы, понимание того, как будут развиваться события. Будем смиренны, будем разумно рассудительны и будем не принимать всякого рода помыслы, которые нам в уши, в душу, в слух наш вкладывают те, кто как бы говорит нам правду, но правду не евангельскую, страстную.

Источники помыслов

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил о том, что когда начинается некое такое кровавое разжение внутри тебя, когда новый помысел приводит не к смирению и покаянию, а к возношению, к пониманию, что ты знаешь больше, к гордыне, к тщеславию тонкому, то это от дьявола.

Есть возможности для православного человека понять, откуда помысел пришёл – от дьявола или от ангела-хранителя, который посылает только смиренные помыслы, только помыслы, влекущие нас к осознанию своего ничтожества, слабости, того, что мы очень и очень многого не понимаем.

А всё, что напротив, то, как святые отцы говорят, от дьявола.

Помысел рождает действие, действие рождает либо спасение, либо погибель. Мы видим, сколько и благоприятных примеров было тогда, когда люди молились, в том числе и Пресвятой Богородице. И видели, как порой эти молитвы бывали тщетны. В Священном Писании говорится:

Жизнь и смерть предлагаю Я тебе. Выбери жизнь, чтобы продлились дни твои.

И чтобы в конце концов прийти ко спасению молитвами Пречистой владычицы нашей Богородицы и Присной Девы Марии. Аминь.

МИТРОПОЛИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ)