ФОТО: PRAVPSKOV.RU

Сегодня, 2 июля 2023 года, своё 65-летие отмечает митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). В России владыку знают практически все, в том числе – совершенно далёкие от Русской Церкви люди. Хотя ни научная, ни публицистическая его биография ещё не написана. Не претендуя на восполнение этого пробела, пунктирно отметим основные вехи архипастырского пути этого человека, чьё доброе отношение к Первому русскому телеканалу Царьград для нас особенно дорого.

Пролог: «Утро 24.06.2023»

Так уж сложилось, но 65-й день рождения митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) отмечает спустя неделю после событий, исход которых для нашей страны был самым непредсказуемым: Россия в очередной раз балансировала на грани гражданской войны. И мало кто столь же глубоко, как владыка, знаком с историческими параллелями более чем столетней давности. Трагическими событиями, которым он посвятил многосерийный документальный фильм «Гибель Империи. Российский урок».

Ну а в то мятежное субботнее утро, 24 июня, именно митрополит Тихон, в отличие от очередных «испуганных патриотов», одним из немногих смело выступил в эфире «Первого русского». Раскрыв глубинную суть происходящего и единственно возможный выход из ситуации:

Периодически внешние и внутренние силы делают всё, чтобы подтолкнуть Россию к тому, чтобы включить механизмы саморазрушения. Но есть один секрет. Включить эти механизмы можно только изнутри… Победа России возможна только в том случае, когда народ и молитвой, и духом, и делом, несмотря ни на какие внутренние противоречия, вместе с тем, кто Промыслом Божиим поставлен руководить Россией.

Эти слова произнесены задолго до того, как «проснулись» «страха ради вагнеровска» спрятавшиеся «в домиках» многие публичные деятели. Да, тогда ещё никто толком не знал, что будет в стране не то что завтра или послезавтра, а спустя несколько часов. И только те, кто искренне любил Россию не только в присутственное время, не судорожно искали авиабилеты в Тифлис или куда подальше, а высказались прямо: мы «с тем, кто Промыслом Божиим поставлен руководить Россией».

Но в наши дни вернёмся чуть позже. А пока мы в июле 1958-го.

Путь советского комсомольца к Церкви

Не людям, родившимся много позже хрущёвской оттепели, писать о том времени. Если, конечно, это не профессиональные исследователи этого периода русской истории. Но одно можно сказать определённо: в реальности никакой оттепелью это время не было. И хотя именно при Хрущёве из тюрем и лагерей вышли многие невинно репрессированные, для тех же православных христиан это время стало периодом новых гонений. Не столь жестоких, как первые советские безбожные пятилетки, но в чём-то даже более подлых.

Русскую Церковь душили рублём (несоизмеримыми с доходами храмов налогами), устраивали самую настоящую травлю в СМИ и кинопродукции. Использовали для дискредитации Православия многих новоявленных иуд, включая отрёкшихся от сана расстриг. Словом, делали всё для того, чтобы, как обещал сам Хрущёв, поскорее «показать по телевизору последнего попа». Желательно до 1980 года, когда советским людям пообещали-таки построить коммунизм.

МОСКВА, 1958 ГОД. ФОТО: IGORGOLOVNIOV/SHUTTERSTОСK.СОM

И в один из тех лет, о которых большинство из нас судят по фильму Валерия Тодоровского «Стиляги» и его же телесериалу «Оттепель», в Москве родился Георгий Шевкунов, будущий отец Тихон, будущий владыка. О своём раннем детстве он не очень любит распространяться, хотя нередко, особенно в ковидные времена, митрополит Тихон вспоминал свою маму-микробиолога. И то, что с детства рос болезненным ребёнком, даже называл себя «чемпионом мира по пневмонии». Но любознательным, книжным мальчиком. Хотя в тот же ВГИК поступил практически случайно, «за компанию».

Но для любого монаха, а каждый архиерей нашей Церкви – монах, куда важнее не воспоминания о «босоногом детстве» и даже не о переживаниях юности, сколько о пути к Богу. У каждого он свой. Даже у тех, кто родился в священническом роду, где вера передавалась из поколения в поколение. Но путь людей советских, из которых эту веру вытравливали на протяжении нескольких поколений, особенно важен как пример. И одним из таких примеров стал путь советского комсомольца (а в те годы нельзя было стать студентом вуза, не будучи членом ВЛКСМ) Георгия Шевкунова к Церкви и монашеству.

Ни тогда, ни позднее этот путь не был диссидентским. В отличие от пути многих других представителей советской интеллигенции тех лет, «шестидесятников» и их детей и младших современников, к которым можно отнести и Георгия Шевкунова. Хотя в одном из интервью более чем двадцатилетней давности будущий владыка Тихон рассказал в том числе о тяжёлой судьбе своих родственников в первой половине прошлого века и о своих греческих корнях:

В конце 1920-х годов многие из моих родственников, кстати, греков, из семьи Кузьмы Христофоровича и Кириакии Анастасовны Папандопуло, которые жили в Геленджике, на берегу Чёрного моря, – были репрессированы как кулаки. Поскольку у них была рыболовецкая шхуна. Бабушка, которая воспитывала меня в детстве, Сотира Кузьминична, была репрессирована позже, после войны, когда многих греков ссылали в Казахстан. Мой дядя – Георгий Иванович Мельников, один из создателей нашего зенитного оружия, – тоже какое-то время провёл в тюрьме. Другой дядя – Лев Антонович Чешко, по учебникам русского языка которого мы учились в школе, – после немецкого плена провёл, кажется, восемь лет в лагерях… Это было обычной судьбой обычной семьи в XX веке.

В последних словах – очень важное дополнение: «Это было обычной судьбой обычной семьи в XX веке». Одновременно передающее глубину трагичности той эпохи. И при этом лишённое тщеславной «избранности»: мол, это мы пострадали больше других. Как и стенаний в духе «не забудем, не простим». Да, не забудем. Да, постараемся не наступать на кровавые исторические грабли. Но относиться к своей истории будем уважительно несмотря ни на что. Это и стало главным в курируемом владыкой проекте «Россия – моя история» – сети мультимедийных исторических парков, в которых панорамно представлена вся история России с древнейших времен до наших дней.

ГЕОРГИЙ ШЕВКУНОВ (СПРАВА) В ДИВЕЕВЕ В НАЧАЛЕ 1980-Х. ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

Впрочем, здесь мы забежали вперёд. Об этом скажем чуть позже. Пока же митрополит Тихон – студент Всесоюзного государственного института кинематографии. Ищущий самого себя и в ходе этого поиска нашедший Бога. Подробнее, как это происходило, можно прочесть в его бестселлере «Несвятые святые» (эта книга остаётся одной из самых продаваемых в России уже 12 лет, более того, она переведена на полтора десятка иностранных языков, а её тираж уже превысил 3,5 миллиона экземпляров). Приведём лишь краткую цитату, настоятельно рекомендуя прочесть книгу целиком:

К вере я, как и многие мои друзья, пришёл в институте. Во ВГИКе было немало прекрасных преподавателей. Они давали нам серьёзное гуманитарное образование, заставляли задумываться над главными вопросами жизни… Эта тема была совершенно ясна разве что для нашего преподавателя по атеизму или, скажем, для моей школьной ещё пионервожатой Марины. Она абсолютно уверенно давала ответы и на этот, и вообще на любые жизненные вопросы. Но постепенно мы с удивлением обнаружили, что все великие деятели мировой и русской истории, с которыми мы духовно познакомились во время учёбы, кому мы доверяли, кого любили и уважали, – мыслили о Боге совершенно по-другому.

А уже в 1982-м, когда, как известно, ни коммунизм не наступил, ни «последнего попа» по телевизору не показали (благо, брежневский застой для Русской Православной Церкви оказался куда благоприятнее хрущёвской оттепели), родился новый православный христианин. 24-летний выпускник-сценарист принял Святое Крещение.

СХИМОНАХИНЯ МАРГАРИТА, СУПРУГИ ЧАВЧАВАДЗЕ С ДОЧЕРЬЮ И ГЕОРГИЙ ШЕВКУНОВ. ДИВЕЕВО. КОНЕЦ 1980-Х. ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

Послушник старцев

Годы становления нового христианина ещё впереди. А пока, в день Святого Крещения, как рассказывал будущий архипастырь, его крёстная, простая русская женщина, уборщица московского храма Святителя Николы в Кузнецах, попросив молитв новокрещённого молодого человека, посоветовала рабу Божию Георгию:

Помолись, пожалуйста, обо мне. У тебя, пока не растеряешь, будет очень действенная молитва… Если сможешь, поезжай обязательно в Псково-Печерский монастырь. Там есть старец Иоанн по фамилии Крестьянкин. Тебе бы хорошо с ним встретиться. Он всё объяснит, ответит на твои вопросы.

АРХИМАНДРИТ ИОАНН (КРЕСТЬЯНКИН) (В ЦЕНТРЕ), АРХИМАНДРИТ ТИХОН (СЛЕВА) И АРХИМАНДРИТ АНАСТАСИЙ (СПРАВА). ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

Отец Иоанн (Крестьянкин). Имя этого человека известно практически каждому верующему. Отца Иоанна, ещё при жизни совершавшего подлинные чудеса, нередко именовали и именуют старцем. Хотя сам он смиренно отвечал своим восторженным почитателям: «Какие старцы?! Мы в лучшем случае опытные старички». Таким старичком он при первой встрече и показался юному Георгию Шевкунову, принявшему совет крёстной и вскоре после крестин отправившемуся в Печоры:

Я впервые увидел архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в 1982 году, когда приехал в Псково-Печерский монастырь. Тогда, кажется, он не произвёл на меня особого впечатления: такой очень добрый старичок, весьма крепкий (в ту пору ему было только семьдесят два года), вечно куда-то спешащий, даже суетливый, неизменно окружённый толпой паломников. Другие насельники монастыря выглядели гораздо строже, аскетичнее и даже солиднее. Пока со временем до нас не стало доходить, что отец Иоанн на самом деле – один из очень немногих людей на земле, для которых раздвигаются границы пространства и времени, и Господь даёт им видеть прошлое и будущее, как настоящее.

Сложно сказать, видел ли старец Иоанн будущее юного послушника, но то, что во многом предопределил его – несомненно. После нескольких лет послушаний в Псково-Печерской обители будущий владыка возвращается в родную Москву. Где оказывается в послушании у другого старца – главы Издательского совета Московского Патриархата митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), одного из самых влиятельных архипастырей Русской Церкви, взявшего духовное (и не только) попечение о многих православных молодых людях.

МИТРОПОЛИТ ПИТИРИМ (НЕЧАЕВ). 1980-Е ГОДЫ. ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

Влиятельный иерарх и вместе с тем очень тонкий, интеллигентный человек, прекрасный знаток музыки и книг, владыка Питирим умел находить общий язык с любой аудиторией. Благодаря ему Издательский отдел Московской Патриархии, который митрополит Питирим возглавлял с 1963 по 1994 годы, стал центром притяжения самых разных людей. Парадоксально, но факт: задолго до перестройки владыке удалось добиться от советских властей возможности построить в центре Москвы, на Погодинской улице, новое здание отдела. Что было беспрецедентно для тех лет.

Из числа рядовых сотрудников Издательского совета последних советских десятилетий вышло немало известных клириков. И одним из них стал владыка Тихон, который в октябре 2015-го, в день своего епископского рукоположения, особо вспомнит и митрополита Питирима.

Я хотел бы вспомнить и поблагодарить митрополита Питирима (Нечаева), под руководством которого Господь судил мне продолжать церковное послушание. Он открыл для меня совершенно новую московскую церковную жизнь, где в храмах и в казенных кабинетах синодальных учреждений мне посчастливилось встретить удивительных самоотверженных и скромных тружеников Церкви, которые в самые сложные богоборческие десятилетия нашей истории жертвенно служили делу сохранения в народе слова Божиего.

«В годину тяжкую Богом избранный»

Слова, вынесенные в подзаголовок, посвящены ещё одному человеку, сыгравшему в жизни владыки Тихона (Шевкунова) особую роль. Это первая строка тропаря (молитвенного славословия) Святителю Тихону, Патриарху Московскому, ставшему Предстоятелем в кровавые дни большевистского переворота и сделавшему всё, чтобы в этих страшных условиях сберечь Русскую Церковь, но вместе с тем избежать компромиссов с богоборцами. В честь именно этого святого в стенах московского Донского монастыря 2 июля 1991 года получил монашеское имя вчерашний раб Божий Георгий.

Не пройдёт и года, как в феврале 1992-го молодой иеромонах Тихон (Шевкунов) примет участие в обретении мощей Святителя. Будущий владыка не раз с искренним воодушевлением рассказывал (в том числе и автору этих строк), какие чувства испытал, когда неожиданно взял за руку святого, чье имя получил при монашеском постриге. Не знаю, корректно ли такое сравнение, но можно предположить, что именно тогда 33-летний батюшка получил благословение своего Небесного покровителя на святительское служение.

ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО, ДОНСКОЙ МОНАСТЫРЬ, 1992 ГОД. ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

Хотя впереди будут ещё долгие годы становления. Следующей станцией была… «Лубянка». Где трудами отца Тихона будет возрождена московская Сретенская обитель. Формально уже переданная Русской Церкви, но из-за того, что в те годы в ней поселилась полусектантская либеральная группировка «кочетковцев», понадобилось немало усилий, чтобы монастырь вновь стал монастырём. Недоброжелатели, недовольные, что в центре Москвы, на Лубянке действует столь мощный духовный центр, очень любят припечатывать владыку примерно такими «зловещими» штампами (как это сделал один иноагент):

Ещё в девяностые он получит прозвище «лубянский батюшка» – за духовное окормление чекистов.

Пожалуй, именно в этих словах либеральных журналистов квинтэссенция отношения ненавистников Русской Церкви к митрополиту Тихону. Впрочем, сам он нисколько не чуждался этого прозвища. Да, батюшка. Да, с Лубянки. И таки да, духовно окормлял чекистов. Сложно сказать, многие ли офицеры Федеральной службы безопасности воцерковились благодаря «лубянскому батюшке», но даже единичные факты не могут не радовать и не обнадёживать.

Не мудрено, что либералы уже много лет воспринимают митрополита Тихона личным врагом и на информационном поле делают всё, чтобы досадить ему и любым его начинаниям. Вплоть до того, что в течение некоторого времени, уже после того как владыка возглавил Псковскую митрополию (вернувшись в родной Псково-Печерский монастырь, где сейчас находится его главная резиденция), попытались создать из его детища – Сретенской духовной семинарии этакий неопротестантский колледж. Но просчитались. В итоге семинария стала академией и продолжает успешно обучать будущих пастырей. В том традиционном духе, который заложил в неё с Божией помощью владыка Тихон.

АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ) ВСТРЕЧАЕТ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ МИТРОПОЛИТА ЛАВРА (ШКУРЛУ) В МОСКОВСКОМ СРЕТЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ. ФОТО: SYNOD.COM

Плоды деятельности владыки Тихона налицо даже для людей, мало знакомых с новейшей церковной историей. Одним из важнейших среди них стало непосредственное участие будущего архипастыря в процессе воссоединения Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью (РПЦЗ). Деле, которое в 2007 году поставило точку в многолетнем разделении русских православных людей на «белых» и «красных». Невозможно переоценить вклад на тот момент ещё архимандрита Тихона в дело переговоров со священноначалием РПЦЗ о воссоединении.

И здесь же стоит вспомнить, что корни этого разделения намного глубже 1917 года. Так, Александр Солженицын в своё время очень метко подчеркнул, что трагедии 17-го года не было бы без трагедии XVII века. Того самого церковного, а точнее церковно-общественного Раскола, аукающегося нам и сегодня. Путь исцеления этого разделения – это сближение Русской Православной Церкви со старообрядческими согласиями. И владыка Тихон немало делает для этого. В том числе – создав в Пскове единоверческий приход (приход Русской Православной Церкви, где все службы совершаются дораскольным чином) и лично совершив богослужения по-старому.

Ну и конечно, нельзя не упомянуть деятельность в должности главы Патриаршего совета по культуре, в рамках которой он в том числе курирует создание уже упомянутых исторических парков «Россия – моя история» и многих других масштабных экспозиций и мемориальных комплексов. Подробное повествование об этом грандиозном проекте требует отдельного текста.

Здесь же приведём лишь сухие факты и цифры. На сегодняшний день в нашей стране уже действует 24 парка «Россия – моя история». Причём ещё два откроются на «новых», хотя куда правильнее называть их историческими, территориях Государства Российского: в Луганске и Мелитополе. Только по самым скромным и предварительным подсчётам, на сегодняшний день их посетило уже 15 миллионов человек.

Словом, если вы ещё не бывали в этих мультимедийных пространствах, то настоятельно рекомендуем это сделать. И обязательно с детьми, начиная с подросткового возраста. Это станет лучшей прививкой от исторического беспамятства. И от будущих забегов по уже упомянутым в начале этого текста кровавым историческим граблям.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО С ГУБЕРНАТОРОМ СЕВАСТОПОЛЯ МИХАИЛОМ РАЗВОЖАЕВЫМ (СЛЕВА) И МИТРОПОЛИТОМ ПСКОВСКИМ И ПОРХОВСКИМ, ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ПАТРИАРШЕГО СОВЕТА ПО КУЛЬТУРЕ ТИХОНОМ (ШЕВКУНОВЫМ) ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ПАРКА «ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ». ФОТО: АННА САДОВНИКОВА / KREMLIN.RU

И сюда же стоит отнести одно из последних начинаний владыки: его участие в развитии историко-археологического парка «Херсонес Таврический» в Севастополе. Месте, где в Корсунской купели Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира духовно родилась Святая Русь и вся русская цивилизация. В марте 2023-го парк вместе с владыкой Тихоном посетил глава Государства Российского, ознакомившись с этим, без преувеличения, грандиозным проектом.

На территории парка будет создано несколько музеев, в том числе – музеи истории христианства, Новороссии, Крыма, Античности и Ромейского Царства (Византии). Всего Херсонесский музейно-просветительский комплекс будет включать около 70 зданий. Его создают по личному поручению Владимира Путина, а курирует проект, что очевидно, митрополит Тихон (Шевкунов).

МИТРОПОЛИТ ТИХОН С БОГОМОЛЬЦАМИ В ПСКОВО-ПЕЧЕРСКОМ МОНАСТЫРЕ. 2023 ГОД. ФОТО: АРТЕМИЙ БОНДАРЕВ / PRAVOSLAVIE.RU

* * *

Конечно, всё перечисленное – лишь малая толика того, что сделал и продолжает делать владыка, который когда-то со столь свойственной ему улыбкой иронично назвал себя «прорабом». И в этих словах немало правды: сложно даже представить, сколько на себе тянет этот человек. Но как мы знаем из Священного Писания, «невозможное человекам возможно Богу». И Богу содействующу, митрополиту Тихону удаётся это масштабное церковно-общественное и церковно-государственное служение. Нужное не только всем нам, русским православным людям, но и многим поколениям наших потомков.

Завершить же хочется словами поздравления, которые веками адресовали архипастырям в дни их личных торжеств, заверив в том, что коллектив Первого русского телеканала Царьград и в дальнейшем готов быть скромными послушниками Его Высокопреосвященства:

Ис полла эти деспота! Многая и благая Вам лета служения Церкви Христовой и Земле Русской Вам, дорогой и досточтимый владыка!

МИХАИЛ ТЮРЕНКОВ