ФОТО: СЕРГЕЙ ВЕДЯШКИН / АГН «МОСКВА»

Нравы «лихих 90-х» живучи. В России на выборах в региональные парламенты в ход вновь пошли «кандидаты-двойники». Некоторые меняют даже фамилию и имя — на это пожаловался петербургский яблочник Борис Вишневский. Хорошо хоть случаев смены пола пока отмечено не было.

Не очень увлекательная выборная кампания (в сентябре в России выбирают депутатов Госдумы нового созыва и региональные парламенты в ряде субъектов страны) озарилась весьма симптоматичным скандалом. Известный либерал, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга и кандидат в депутаты этого же заксобрания от партии «Яблоко» Борис Вишневский пожаловался, что его буквально «обложили» со всех сторон «кандидаты-двойники».

Утроение кандидата

Мошенничество продолжается. Мои «двойники», на время выборов ставшие «Борисами Вишневскими», сменив имя и фамилию, теперь сменили и внешность. Отрастили бороды и усы, и думаю, еще и подретушировались. Посмотрите, как они выглядят на плакате, который будет висеть на участках,

— написал Борис Лазаревич Вишневский на своей странице в одной из соцсетей.

Картинка действительно получилась смешная: на предвыборном плакате почти близнецы. Известного в Северной столице «яблочника» Бориса Лазаревича действительно можно перепутать с Борисом Ивановичем или Борисом Геннадьевичем, благо все трое носят одну фамилию – Вишневский. Примечательно, что тот Вишневский, который Иванович, ранее был Виктором Быковым, а Геннадьевич тоже носил не только другую фамилию, но и имя – Алексей Шмелев.

На скандал уже отреагировала глава Центризбиркома Элла Памфилова.

Мы давно пытаемся принять разные меры, закон таков, что их очень мало. Я считаю, что это просто позорище, безобразие. Это уже крайняя, низшая точка падения тех политтехнологов, которые обслуживают заказчиков. Это просто издевательство над избирателями. К сожалению, закон очень либерален к таким проявлениям, и я полагаю, что по окончании кампании мы, со своей стороны, несмотря на то, что у нас нет права законодательной инициативы, предложение для новых законодателей подготовим, чтобы подобных позорных случаев просто не было,

— заявила Элла Александровна, комментируя эту ситуацию в Санкт-Петербурге.

Обещанные меры — это дело будущего, скорого или не очень, а пока использование «кандидатов-двойников» законом не запрещено, пусть и ставит под сомнение саму легитимность выборов при таких подходах.

Технология «двойников» появилась на выборах в Петербурге в 1998 году. Тогда в одном округе было четыре Мироновых, в другом – три Сергеевых,

– признал и сам Борис Вишневский, тот, который натуральный.

«Кандидаты-двойники» — вовсе не новость в политических сражениях, тем более, на выборах. Сама эта технология была рождена в США еще в прошлом веке, но с переходом России на «свободные демократические рельсы» с успехом использовалась и в нашей стране.

Можно было бы даже предположить, что кандидат, поднявший скандал, сам мог участвовать в этой провокации для того, чтобы поднять свою узнаваемость (в истории политических кампаний и не такое встречалось), но вряд ли это применимо к случаю с Борисом Вишневским, который в Питере является очень узнаваемой личностью (с нашей точки зрения, заслуживающей, конечно, только отрицательных оценок).

В начале 2000-х, с усилением административных возможностей и авторитета власти эта технология сошла на нет. Но сейчас вновь стала активно использоваться, как и всякого рода компромат. Далеко не только против либералов. Например, ЛДПР пожаловалась в Красноярский краевой суд на Демпартию России, которая, по мнению «жириновцев», выставила на выборах в местное законодательное собрание шесть «двойников» против кандидатов от ЛДПР и двух – против кандидатов от КПРФ. В итоге суд снял с выборов весь список от ДПР, но не удовлетворив жалобу ЛДПР, а из-за недействительной печати, которой заверили список (на поданный в краевой избирком документ поставили печать ДПР, ликвидированной в 2009 году, а нынешняя версия ДПР была учреждена в 2012-м).

Что с того?

Безусловно, снимать кандидатов лишь на основании совпадения фамилий – это полная чушь. Фамилия не виновата, а избирательные права должны быть равными для всех, кто по закону имеет на это право (извините за тавтологию). Но применение такой технологии, когда личные данные меняются специально под выборы, чтобы «отъесть голоса» у того или иного кандидата точно так же необходимо вывести за пределы правового поля. Это самый простой и действительно «грязный» способ попытаться отобрать победу. Вместо того, чтобы выставить конкурентоспособного кандидата с яркой программой, нестандартно и действенно работающего с избирателями, вытащить на свет Божий «двойников», «тройников» и так далее. Только вот расчет стоящих за такими рецептами политтехнологов ничем не отличается от отношения к народу большинства тех, против кого они борются: народ, мол, быдло, «пипл», а раз так, он «схавает».

Лучшее, что могли бы сейчас сделать упомянутые «двойники» – это сняться с выборов, благо возможность для этого еще имеется. Но вряд ли они на это пойдут, не для того им меняли ФИО. Что означает, по всей видимости, что в будущем их ожидают позор и презрение, которое вполне закономерно по отношению к пешкам . А горе-политтехнологи, оправдывая своё поражение, запоют всё ту же песню – что «народ не тот». И предложат в следующий раз сделать еще и операцию по смене пола. Надеясь хоть этим обмануть… или заинтересовать избирателей.

Что же, избирателям в этой ситуации следует предложить быть внимательнее. Голосовать — в том числе и против либералов — нужно с открытыми глазами, точно понимая, что ты делаешь.

АЛЕКСАНДР ГРИШИН