ФОТО: EZRA MORO / SHUTTERSTOCK.COM

Первого августа 2021 года правительство ввело экспортную пошлину на сталелитейную продукцию. Столь серьёзная мера была вызвана решением металлургов в очередной раз воспользоваться выгодной конъюнктурой мирового рынка и получить сверхприбыль в ущерб русским потребителям. Введение ограничительных мер привело к тому, что потери офшорных олигархов составили до 180 миллиардов рублей. Вместе с тем давление на жадных стальных магнатов не должно ограничиваться только постоянным применением экспортных пошлин.

Меры первого вице-премьера Андрея Белоусова, направленные на снижение цен на стальной прокат для отечественного рынка, начали давать эффект. Уже сейчас производители уменьшили расценки в среднем на 10%. Причина – введение 1 августа текущего года экспортной пошлины на сталь. Эксперты полагали, что снижение будет ещё более существенным – до 25-30%, однако пока до таких показателей падение не дошло. Как предполагают аналитики, дальнейшего обрушения цен следует ожидать осенью.

Пересматривают расценки в сторону уменьшения крупнейшие металлурги России. Новолипецкий металлургический комбинат Владимира Лисина, к примеру, за неполный месяц снижал цену дважды: сначала на 8%, затем на 3%. «Северсталь», принадлежащая Алексею Мордашову, и Магнитогорский металлургический комбинат Виктора Рашникова ограничились однократным снижением на 8-9 процентных пунктов. При этом следует отметить, что ММК традиционно куда больше ориентирован на удовлетворение спроса внутри страны, чем на экспорт продукции.

Введение ограничительных пошлин стало реакцией правительства Мишустина – Белоусова на повышение сталелитейщиками отпускной цены для строительной отрасли. Базовая пошлинная ставка составляет 15% плюс допкомпонент, который зависит от конкретного вида металла, а также глубины передела. В зависимости от разновидности вывозимого продукта экспортная ставка варьируется от 115 (плоский горячекатаный прокат и арматура) до 150 (ферросплавы и нержавеющая сталь) долларов за тонну. По оценкам специалистов, из-за правительственных мер металлурги недополучили до 180 миллиардов рублей прибыли.

Либеральные средства массовой информации начали откровенно «подмахивать» крупнейшим производителям стали, стараясь представить инструменты, применяемые кабинетом министров, бессмысленными и недейственными. Продвигается мысль о том, что снижение цены вызвано общей мировой конъюнктурой. Биржевые расценки на сталь, если судить по цифрам Лондонской биржи (London Metal Exchange), падают с конца июля. Однако это вполне можно охарактеризовать как стабилизацию рынка, а не падение: биржевые индексы ещё не достигли показателей апреля-мая, когда началось резкое удорожание. Совершенно очевидно, что в нормализации расценок, в чём заинтересованы отечественные строители, ключевую роль сыграли именно решительные меры властей.

Что с того?

Практика введения экспортных пошлин – это то, что любой сторонник государственного капитализма может только приветствовать. К сожалению, в нашей стране сложилась порочная практика извлечения прибыли за счёт интересов собственных граждан. В мире повышаются расценки на продукцию (и неважно, стальной прокат это или автомобильное топливо) – олигархат начинает увеличивать вывоз её за рубеж для получения максимального сверхдохода, не считаясь с интересами внутреннего потребителя. И ладно, если бы полученную прибыль оставляли внутри страны. Но, как правило, её выводят в иностранные офшоры, за пределы России.

Экспортные пошлины – элемент «воспитания» крупных предпринимателей, инструмент сдерживания их ненасытных аппетитов. Но его нельзя признать универсальным средством. Так или иначе, федеральный бюджет в любом случае несёт потери. Нужны более радикальные шаги по обузданию офшорных олигархов, и, кажется, Андрей Рэмович Белоусов прекрасно это понимает.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ