В пятницу новости об обстрелах отошли на второй план, сотни сайтов и Telegram-каналов сообщали – ушла из жизни Катя Катина, военкор, поэтесса, руководитель координационного центра News Front в Донецке, талантливая и смелая, побывавшая, наверное, в каждом окопе на передовой. Катя Катина, Екатерина Василенко, которую знал весь Донбасс по позывному «Рыжая с камерой».

«Если бы Леонид Гайдай снимал свою знаменитую «Кавказскую пленницу» в Донбассе, а героиней была не Наталья Варлей, а донецкая журналистка Екатерина Катина, то фраза о студентке, комсомолке, спортсменке звучала бы примерно так: активистка, журналистка, модель и просто красавица»,

– написал четыре года назад – в июне 2017-го – донецкий журналист Владимир Андреев в статье про Катю.

Хрупкая красавица, модель, филолог английского языка и литературы преподавала в школе, блистала на подиумах, участвовала в рекламных проектах. Мирная жизнь закончилась, как и у всех жителей Донбасса, в 2014-м и Катя Василенко пошла на донецкие баррикады, а после начала настоящей войны отправилась проситься в ополчение. Но судьба распорядилась иначе – по дороге ей позвонили и предложили попробовать стать стримером: команда «Юго-Восточный фронт» (сегодня – информационное агентство News Front) срочно искала кого-то, кто бы вёл прямые репортажи из Донецка. Катя же участвовала во всех мероприятиях и акциях Русской весны – иногда прямо с подиума, не успев смыть яркий макияж, бежала на очередной митинг. Так случайно она оказалась в журналистике. Как оказалось – в военной журналистике. Катя стала настоящим военкором, её знал и Донбасс, и Россия, и даже украинские «патриоты» скрипели зубами от «Рыжей с камерой», а команда «Юго-Восточный фронт» стала настоящим информационным агентством.

«С июня 2014 года я вела прямые репортажи из города, с митингов, делала интервью с дончанами на улицах. Тогда ведь Донецк, можно сказать, жил своей привычной жизнью, и людей в городе ещё было много. Затем мне предложили стать руководителем корпункта. Одних стримов было недостаточно, мы стали готовить полноценные репортажи. Так я, по существу, и появилась в журналистике»,

– вспоминала Екатерина Василенко четыре года назад.

Она стала первым журналистом Донбасса, появившимся в кадре – до неё это делать всё-таки опасались.

А с началом боевых действий надела бронежилет и каску и отправилась на передовую – вести свои репортажи оттуда, из окопов. У неё получалось оказываться всегда одной из первых в самом эпицентре событий, там, где не все мужчины осмеливались находиться. Всё ради того, чтобы донести миру правду о том, что происходит на родном Донбассе, хотя очень часто этот мир не желал знать страшную правду.

Осенью 2019 года погиб Катин жених – снайпер Андрей Куцкий, позывной «Скрипач», одессит, ушедший в ополчение 2 мая 2014 года. Он признавался, что вопрос выбора перед ним не стоял, «Скрипач» просто не мог оставаться в той Одессе – в Доме профсоюзов погиб его друг.

В мирной жизни Андрей был одесским музыкантом, писал музыку и тексты песен. Они не успели расписаться.

Екатерина Василенко и Андрей Куцкий
Екатерина Василенко и Андрей Куцкий

«Для меня же он всегда будет живой. Я и сейчас чувствую его присутствие в каждой своей минуте. Запрещаю самой жалеть себя и ныть. Вернулась к работе, езжу, снимаю репортажи. Андрей так гордился тем, что я делаю, я не имею права его подвести. А ещё продолжу работу над книгой, в которой рассказываю о нашей войне, о том, что видела собственными глазами, о тех людях, которых больше нет с нами»,

– говорила Катя в 2019-м.

Книга «Рыжая с камерой. Дневники военкора» вышла в свет в этом году.

Книга «Рыжая с камерой. Дневники военкора» вышла в свет в этом году.

Теперь вспоминают, что две недели назад Катя почувствовала себя плохо, но отлежалась и опять отправилась снимать репортажи. А 6 июля она попала в реанимацию с тяжелейшим инсультом. Врачи сразу предупредили – шансов практически нет.

«Досадно, Катя умерла совсем молодой. 1986 года рождения. Разве это возраст? Но жизнь она прожила отнюдь не короткую. Наоборот, большую и яркую, достойную. Формальная причина смерти – кровоизлияние в мозг. На самом деле – война. Скольких ещё она убьёт до срока если не пулями и осколками, то подорванным постоянным стрессом здоровьем? Кто знает…»,

– пишет Telegram-канал «Донбасс решает».

Всю боль Донбасса за последние семь лет Рыжая пропустила через себя. И умерла… Слишком много было этой боли – Катя просто не справилась.

А на сайте Союза добровольцев Донбасса в пятницу появилась песня, посвящённая Кате.

«С камерой в руках,
с книжкой записной
Побеждала страх
правдою одной,

Глядя смерти вслед,
отгоняла боль,
Солнечный твой след,
«Рыжая» – пароль…»…