Cуд закрытого города Новоуральск Свердловской области приговорил к трем годам лишения свободы условно экс-гендиректора ООО «Атоммашкомплекс УЭХК» (который входит в топливную компанию ТВЭЛ «Росатома») Тараса Крокоса за передачу Китаю секретных технологий для создания оружия массового поражения.

Из материалов судебного дела известно, что гражданин Крокос по электронной почте отправил китайской организации конструкторскую документацию на изготовление лодочек, используемых для карботермического синтеза и изготовления таблеток смешанного нитридного уран-плутониевого топлива, которое может быть использовано при создании ядерного оружия. Как установил суд, идея продать информацию, к которой он имел доступ, будучи гендиректором ООО «Атоммашкомплекс УЭХК», по информации суда, возникла у Крокоса в период с ноября 2016 года по январь 2017 года. «Осознавая, что для передачи иностранной организации подобного рода документации необходимо наличие лицензии ФСТЭК (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю) России, Крокос с целью получения коммерческой прибыли для ООО «Автоммашкомплекс УЭХК» в размере более 25 млн рублей, в нарушение законодательства решил не получать лицензию для осуществления данной внешнеэкономической операции»,  со ссылкой на пресс-службу суда сообщает Интерфакс.

То есть в 2016-17 годах сей гражданин продал секретные технологии китайцам, притом продал по дешевке — за жалкие 400 тыс. долларов. И то не для себя, а для предприятия. Суд признал Крокоса виновным по части 3 статьи 189 УК РФ (незаконная передача иностранной организации технологий, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения). «Согласно приговору суда, Крокосу назначено наказание в виде трех лет лишения свободы условно с испытательным сроком на два года», — говорится в сообщении.

И здесь появляется множество вопросов к судьям и следователям. Во-первых, передача секретных данных, тем более о технологиях создания оружия массового поражения, больше напоминает госизмену. По данной статье привлекается, в частности, бывший сотрудник Роскосмоса и журналист «Коммерсанта» Иван Сафронов (хотя он технологии изготовления ядерной бомбы не продавал). Да и веры в то, что Крокос — рыцарь на белом коне, особо нет. Однако самый главный в этой истории вопрос: с какого перепуга наши корпорации торгуют технологиями производства оружия массового поражения, хоть с лицензией, хоть без? Это вообще нормально — продажа технологий, да хоть каких, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения? И было ли руководство корпорации в курсе (а курирует «Росатом» первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко), чем они торгуют?

В общем, вопросов здесь гораздо больше, чем ответов, а столь «жуткий срок» можно объяснить только двумя вещами: либо Крокос действительно выполнял роль «директора Фукса» и бенефициарами сделки были другие лица, либо у гражданина очень серьезные покровители. Настолько серьезные, что смогли добыть для него условный срок. И вот тут, друзья, становиться реально страшно: если у нас будут давать по три года условно за продажу технологий ОМП, то не появится ли у какого-нибудь «сына уважаемого человека» желание продать госсекреты или ту же ядерную бомбу неким бородатым товарищам с Ближнего Востока или чубатым хлопцам из соседней недостраны? Да и продажи Китаю тоже радости не добавляют — сегодня мы дружим, а если завтра поссоримся? В общем, странная история и опасный прецедент.

РИА Катюша