Die Welt вышел 29 марта со странной статьей «Путин превращает самый большой банк России в техногиганта» про роль Кремля в трансформации Сбербанка в «многопрофильную экосистему». Отличная иллюстрация зафиксировала рядом Германа Грефа и Владимира Путина, по версии газеты командовавших этим “парадом”. А в тексте материала издание тщательно фиксирует в этом процессе ключевую роль Путина, «благодаря последовательной поддержке» которого происходит развитие «Сбера». Статья носит исключительно имиджевый характер и является активной пиар-акцией со стороны банка Грефа.

Самая первая “историческая” парадигма удивляет не по-детски. Такое могло прийти в голову только пиарщикам «Сбера». Издание пишет: «Когда в 1841 году был создан Сбербанк, великому русскому писателю Федору Достоевскому было всего 20 лет. Хранил ли он свои деньги в “Сберкассе”, если до того не проиграл их, неизвестно. Но зато известно его определение русских, согласно которому все они — православные христиане, хотят они того или нет». Вот это – действительно открытие: Греф позиционирует себя как православного, хотя этого и не хочет. Но надо, батенька, себя заставлять – Путин же вроде православный, а без него никак. Правда эта странная мысль развивается дальше: «Сейчас, конечно, уже не все считают себя православными христианами. Но зато сегодня, спустя 180 лет, можно сказать: почти каждый из 146 миллионов граждан России был когда-то или до сих пор продолжает быть клиентом Сбербанка». Как в России, вымирающей в том числе и усилиями Грефа, могло найтись 146 млн взрослых людей, которые могут распоряжаться счетами – неизвестно никому, кроме СберPRщиков.

Естественно, следующий шаг – это “привязка” Германа Грефа к произошедшим в крупнейшем российском банке изменениям. Она сделана по классике: «Рост значения Сбербанка объясняется тем, что он в прошлом году репозиционировал себя и предпринял, пожалуй, самое важное изменение курса во всей своей истории. Теперь Сбербанк будет не только банком, но и техноконцерном с таким огромным портфолио, какое на Западе трудно себе представить». «Целой экосистемой услуг назвал “Сбер” глава концерна Герман Греф, потомок семьи русских немцев, постоянно развивающуюся палитру предложений банка по оказанию онлайн-услуг для повседневной жизни и бизнеса».

Однако следующая мысль в статье определяет эту тактику как решение, принятое в Кремле. «С западной точки зрения может показаться странным, что огромный банк, тем более государственный, хочет играть ведущую роль именно в такой многообещающей отрасли, как интернет-экономика. Но в России это не удивляет никого, ведь, с тех пор как 20 лет назад к власти пришел Владимир Путин, Кремль пытается стать именно игроком, а не арбитром во всех областях, где курсируют или начинают курсировать большие деньги». Таким образом, усилиями грефанутых пиарщиков Владимир Путин тоже “ребрендируется”: из «высшего арбитра» над экономической схваткой, он становится её «активным игроком». Вряд ли это может понравиться нашему Президенту. А ведь эта мысль еще и развивается: «Это уже давно случилось с нефтяными концернами, которые Кремль вернул себе, отобрав у частных владельцев. И сейчас тоже самое происходит с развивающимися новыми отраслями экономики».

Стоит обратить внимание еще на одну ключевую фразу: «Как бы то ни было, “Сбер” неслучайно позиционирует себе как спарринг-партнер мультиконцерна Yandex. Ради этого он сотрудничает c российским интернет-холдингом Mail.ru». Видимо «собака порылась» именно здесь. В последнее время ходят упорные слухи, что группа Mail.ru и «Сбер», мягко говоря, не совсем ладят. Их совместное предприятие «O2O Холдинг» оцениваются в 120 млрд рублей, это $1,2 млрд. Это СП управляет «Ситимобил», Delivery Club, «2Гис», Foodplex, «Самокатом» и «Кухней на районе». Если эти слухи недалеки от истины, то “развод” с Mail.ru станет четвертым неудачным партнерством «Сбера», до этого Греф начинал и разрывал отношения с Alibaba и Ozon в ноябре, «Яндексом» в июне 2020 года. Эта история может привести к резкому падению прибылей банка и выплатам группе Mail.ru значительных отступных. Возможно, именно поэтому статья о роли Путина в судьбе «Сбера» появилась именно сейчас.

Но кроме этого, Герману Грефу срочно необходима поддержка президента России на поле «тотальной цифровизации», драйвером которой он выступает вместе с ФНС. Против Грефа сейчас выступают и ФСБ России, и её финразведка. Так что реальная целевая аудитория статьи “Putin baut Russlands mächtigste Bank zum Tech-Giganten um” всего один человек. Это Владимир Путин лично. Выбор немецкого издания не только придает акции «международный вес», но и дает гарантию, что президент заметит публикацию и прочитает содержащиеся в ней смыслы сам, без транскрипции Управления пресс-службы АП. Но не факт, что навязанные ему смыслы и роль Владимиру Путину понравятся.

Дмитрий Светин специально для РИА Катюша

Статья в переводе ИноСМИ