Делегация депутатов от «Слуги народа» в Стамбуле провела встречу с Вселенским патриархом Варфоломеем. Домой возвращаются с результатом: патриарх ответил утвердительно на приглашение от президента посетить празднование 30-летия независимости

Это большая тактическая победа для Офиса Владимира Зеленского, а вот с точки зрения стратегии это несет гораздо больше рисков, чем кажется на первый взгляд. Ведь речь о наиболее иррациональной части общественной жизни — вере. Чем чревато для Зеленского скатывание в повестку Петра Порошенко (а он все чаще действует в парадигме «армія, мова, віра») и какие вопросы поднимет Варфоломей в Киеве, разобрались «Вести».

Двенадцать апостолов Зе

В Стамбул поехала дюжина депутатов/»слуг», среди которых самые активные участники парламентских дискуссий: Никита Потураев (автор неоднозначного проекта закона «О медиа»), крымчанка Елизавета Богуцкая, киевская мажоритарщица Виктория Кинзбурская, комик Роман Грищук. И неформальный руководитель делегации, дипломат Богдан Яременко, запомнившийся всем своей интимной перепиской в сессионном зале. Последнему выпало говорить от лица всей делегации — после молебна и приветственной речи «принимающей стороны» он зажег смысловые прожектора.

«Как вы знаете, наша страна страдает от агрессии, наши братья и сестры теряют жизни. И ваш визит (в Киев 24 августа. — Авт.), слова мудрости, общая молитва с нами многое для нас означает, — сказал Яременко. — Означает возвращение в семью христианских наций, единение со всеми христианскими братьями и сестрами и надежды на будущее… Для меня большая честь говорить от лица 12 членов парламента, присутствующих здесь, — это счастливое совпадение».

Кроме того, Яременко передал патриарху официальное письмо-приглашение от президента, а также письмо от главы ПЦУ митрополита Епифания, спровоцировав тем самым волну дискуссии: как получилось, что депутаты парламента служат «высокопоставленными почтальонами», более того, перевозят почту для одной только конфессии.

В свою очередь, Вселенский патриарх Варфоломей рассказал, что именно с решения Фанара (район в Стамбуле, где находится резиденция патриарха) принять апелляции патриарха УПЦ КП Филарета и митрополита УАПЦ Макария «начался путь к Объединительному собору ПЦУ». «Константинопольский патриархат — Мать-Церковь украинского народа, которая с радостью откликнулась на многочисленные просьбы президентов, политических властей и даже парламента Украины о предоставлении Томоса об автокефалии», — назидал депутатов Варфоломей. — До предоставления Томоса многие украинцы не входили в Православную церковь, поэтому Томос был актом ответственности Матери-Церкви перед миллионами православных братьев и сестер, которые были вне церкви».

Итог: патриарх Варфоломей принял делегацию весьма тепло, сделав обещание — впервые с 2008 года, когда он в прошлый раз посещал Украину, — приехать с визитом ко Дню независимости. «Вселенский патриарх Варфоломей I подтвердил свой приезд в Украину на торжества по поводу 30-летия независимости — по приглашению Владимира Зеленского, — подтвердила в «Фейсбуке» депутат Евгения Кравчук. — Очень символично, что на празднование Дня независимости Украины прибудет патриарх, который сыграл одну из ключевых ролей для независимости и признания Украинского православия».

Виток конфликтов

Визит депутатов в Стамбул и полученное ими согласие патриарха на визит в Украину поднимает немало вопросов. Во-первых, не получится ли так, что государство Украина снова, как и во времена Петра Порошенко, начнет на всех уровнях оказывать содействие только одной части православия? Наши собеседники в экспертных кругах иронизируют: «Зеленский хочет стать большим Порошенко, нежели сам Порошенко», и говорят о политконсультантах, которые навязывают ему эту повестку.

«Президент видит, что происходит с его рейтингом, и ему предлагают пойти по пути Порошенко — сдвинуться «вправо» и там найти себе нового избирателя, — считает политолог Алексей Якубин. — Но там уже и так «плотно», более того, своего лидера их избиратель уже выбрал, несмотря на все действия Зеленского (наложение санкций, закрытие телеканалов). Итак, он и своего избирателя потеряет, и нового не найдет».

Православной тематикой в недрах ОП занимался заместитель Андрея Ермака Сергей Трофимов. Он же способствовал встречам Зеленского с главой УПЦ митрополитом Онуфрием. «После того как из команды президента выбыл Трофимов, который ограничивал эту игру на религиозном фронте, мне кажется, ОП решил разыгрывать ту же карту, что и окружение Петра Порошенко, — говорит «Вестям» политолог Руслан Бортник. — Идеологически эта ситуация усилит позиции ПЦУ в Украине и выступит очень сильным раздражителем для религиозного поля, ведь УПЦ, разумеется, будет воспринимать визит негативно».

И свою позицию УПЦ артикулировала в интервью «Вестям» в последних числах декабря, когда стало известно о приглашении Варфоломея в Киев. Управделами УПЦ митрополит Антоний (Паканич) тогда пояснял нам: приезд Вселенского патриарха может вызвать новый виток противостояния в украинском православии.

«Наша позиция проста. Мы против визита патриарха Варфоломея в Киев. В частности, это продиктовано соображениями сохранения общественной стабильности и мира. Ни для кого не является секретом, что импульсом для массового захвата храмов УПЦ стало решение главы Фанара вмешаться в украинские церковные дела, — пояснил Антоний. — Тем самым патриарх Варфоломей де-факто несет личную ответственность за рейдерство, насилие и другие противоправные действия, которые осуществляли и осуществляют сторонники ПЦУ в отношении верующих УПЦ… В данной связи следует опасаться, что визит Константинопольского патриарха в Украину спровоцирует новый виток конфликтов и противостояний на религиозной почве».

Такого же мнения и религиовед Алексей Смирнов. «Мы наблюдаем радикализацию политического поведения власти, что, несомненно, найдет свое отображение и в отношении властей к церковному вопросу. А именно: больше привилегий и поддержки для националистически настроенной ПЦУ и больше давления на «центристскую» УПЦ, — считает религиовед Алексей Смирнов. — Уже сейчас на уровне различных законодательных инициатив мы видим попытки создать дополнительные рычаги давления на УПЦ.  Совершить такой разворот партии Зеленского было не трудно, поскольку изначально в состав «слуг народа» попало множество откровенных «порохоботов».

«Термос» и Межигорье

С точки зрения общества важным было то, что Зеленский декларировал себя «светским» президентом. «Думаю, часть населения, голосовавшая за него, рассчитывала, что уж при нем-то точно не будет перегибов, когда глава государства играет роль церковного лидера. Это ведь и было одним из главных раздражителей во времена Порошенко, который смешивал «светское» и «церковное», — напомнил «Вестям» политолог Алексей Якубин. Кстати, о томосе Зеленский в шоу «Вечерний квартал» шутил довольно жестко — путал его с «термосом», а, пытаясь произнести слово «автокефалия», и вовсе начал лаять по-собачьи.

Кроме того, остро встанет вопрос обязательств предыдущей украинской власти перед Константинопольским патриархатом в части церковного имущества. Еще в декабре 2018 года «Вести» публиковали полный перечень имущества монастырей, храмов по всей стране, которые Киев обязался передать в прямое управление Вселенскому патриархату. К примеру, Свято-Вознесенский Фроловский женский монастырь в Киеве относится к Киевской епархии УПЦ, и попытка его отторжения вызовет протест у церкви. А ведь в списке и более значимые объекты, и не только с культурной, но и материальной точки зрения — к примеру, Межигорский Спасо-Преображенский монастырь под Киевом. Самого монастыря там нет с 1933 года, зато сохранилась земля под ним — на ней сейчас находится комплекс «Межигорье» бывшего президента Виктора Януковича.

«Варфоломей будет рад поставить вопрос о передаче себе этих объектов. И это будет, разумеется, одним из главных раздражителей — ведь выступит стартовым выстрелом для борьбы за символические места, те же лавры», — считает Бортник.

Для самого патриарха Варфоломея это, конечно, приятный и, возможно, неожиданный момент. Ведь ранее, по словам Алексея Смирнова, Владимир Зеленский пытался дистанцироваться от темы с «томосом».

«Очевидно, во время своего визита в Киев он попытается извлечь максимум выгоды из предоставленной возможности. Это и возобновление переговоров о передаче ставропигий, обещанных еще Порошенко, и политика поддержки ПЦУ за счет ущемлений УПЦ», — полагает религиовед.+

Тарас Козуб, «Вести», Украина