Либеральное и откровенно русофобское псевдоиздание Meduza, хорошо известное в России своей поддержкой антигосударственной деятельности, как оказалось, получает гигантскую поддержку из федерального бюджета. В это непросто поверить, но это факт. Как такое стало возможным?

Meduza – это не СМИ. Точнее, не настоящее СМИ. На самом деле это издание является одним из рупоров западной пропаганды в России, не уступая в антироссийском «надрыве», например, «Голосу Америки» или той же «Свободе». И сильно отличаясь от коллег из российской «пятой колонны». Если «Дождь», «Эхо Москвы» или «Новая газета» – это всё-таки официально зарегистрированные российские СМИ, то о Meduza такого не скажешь. Хотя бы потому, что издание зарегистрировано не в России, а в Латвии. Иностранный агент в квадрате, так сказать.

Именно Meduza всякий раз с упорством, достойным лучшего применения, седлает очередную волну антироссийского хайпа. Акции протеста в России? Именно Meduza расскажет вам о жестокости полиции и умолчит о провокациях, которые предпринимали митингующие. Именно Meduza поддерживает санкции против России и оппозиционера Алексея Навального, выставляя его теперь «узником путинского режима». В общем, с направленностью издания нам всё ясно.

Однако возникает вопрос: кто оплачивает весь этот русофобский банкет? Как ни удивительно, это не только уже всем хорошо известные структуры глобального «демократического папы» Джорджа Сороса, но и российские госкомпании и госучреждения. Кажется, что это невозможно. Но это правда.

Зарубежное финансирование

Проект Meduza был основан бывшим главредом Lenta.ru Галиной Тимченко в 2014 году при участии Михаила Ходорковского. Сама Тимченко утверждала, что сделка с Ходорковским провалилась и он выделил изданию лишь 250 тыс. долларов. Однако источники отмечали, что затем Meduza всё-таки получила финансирование, а имена спонсоров Тимченко просто не раскрыла. Отметим, что даже 250 тыс. долларов – тоже сумма неплохая, хотя есть основания подозревать, что господин Ходорковский поучаствовал в создании Meduza более основательно.

С 2014 года издание было замешано в целом ряде скандалов. Например, в 2014 году Meduza раз за разом публиковала статьи о «российской агрессии» на Украине. В материалах были «доказательства» присутствия на юго-востоке братской нам страны российских солдат и «вежливых людей» в Крыму. Нетрудно догадаться, что Meduza тогда осудила референдум о воссоединении Крыма с Россией.

Широко известен скандал 2018 года с сексуальными домогательствами главного редактора Ивана Колпакова к жене веб-разработчика Meduza Никиты Комаркова. Уже тогда многие «побратимы» Meduza обвинили Тимченко и других ответственных лиц этого СМИ в двойных стандартах. Речь идёт о том, что, будучи рупором «толерантных» ценностей, Meduza многократно осуждала всяческий «харассмент». А тут выяснилось, что после скандала с домогательствами издание не захотело увольнять виновного в них сотрудника.

Как свидетельствуют данные на сайте издания, оно зарегистрировано в Латвии, в Риге, и принадлежит компании Medusa Project SIA. Сама материнская компания имеет зарубежное финансирование, о чём красноречиво свидетельствуют документы, которые ранее публиковало RT. Так, Meduza сидит «на подсосе» у частного благотворительного фонда OAK Foundation. Тот, в свою очередь, входит в ассоциацию European Foundation Centre (ЕFC), через которую связан с фондом «Открытое общество» Джорджа Сороса. Данные об этом опубликованы на сайте EFC. скрин

скрин

ИСТОЧНИКИ ЗАРУБЕЖНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ MEDUZA. СКРИНШОТЫ САЙТА EFC

Кстати, гранты от OAK Foundation в разные годы также получали Фонд Андрея Сахарова и правозащитная организация «Мемориал». Первому OAK выписал за 2010–2014 годы порядка 1,6 млн долларов, а «Мемориалу» – около 2 млн долларов с целью правовой поддержки жертв «жёсткой российский политики».

В международном реестре компаний D&B Business есть профиль Medusa Project SIA. В нём сказано, что компания является рекламной (об этой особенности мы расскажем ниже), её владельцем является Тимченко, а объём продаж составляет 2,25 млн долларов.

скрин

 ПРОФИЛЬ MEDUSA PROJECT SIA, СКРИНШОТ САЙТА МЕЖДУНАРОДНОГО РЕЕСТРА КОМПАНИЙ D&B BUSINESS

Это неполная информация о зарубежном финансировании и регистрации Meduza, и мы сознательно не углубляемся в эту тему, так как нас, прежде всего, интересуют внутренние, российские источники поддержки этого либерального не то СМИ, не то рекламного агентства. Перейдём к наиболее интересной части.

«Газпром» – национальное достояние»

Набрав обороты и популярность в либеральных кругах, Meduza решила монетизировать скандальный характер своих публикаций. Нет, в размещении рекламных материалов как таковом ничего совсем уж плохого нет. Но только не в случае с Meduza. На сайте издания есть раздел «Партнёрский материал». Это те статьи, за размещение которых издание берёт деньги у заказчиков. Заказчиков же Meduza не скрывает. Если вы прочтёте несколько последних материалов, то можете обнаружить, что изданию заказывают статьи, например, «Промсвязьбанк»«Вымпелком», «Лаборатория Касперского» и многие другие частные компании.

Но самое удивительное, что среди партнёров откровенно антироссийской Meduza есть российские госкорпорации и государственные учреждения. Так, например, издание получает деньги от «Газпромбанка», то есть от «Газпрома». Только за последний месяц «Газпромбанк» заказал у Meduza два материала под вполне нейтральными заголовками, но они явно носят рекламный характер. Один из них – интерактивная игра про бизнес и деньги, а второй – тест о предполагаемых тратах жителей России в 2021 году.

скрин

скрин

ПАРТНЁРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ЗАКАЗАННЫЕ «ГАЗПРОМБАНКОМ» У MEDUZA. СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ MEDUZA.IO

Основным акционером «Газпрома», которому принадлежит «Газпромбанк», как мы знаем, является государство. Вот так Meduza получает деньги от крупнейшей российской госкомпании.

В этот момент очень хочется спросить у «Газпрома»: как это вообще понимать? Получается, что компания совершенно «не обижается», например, на публикации Meduza о «Северном потоке – 2»? Не интересуется отношением издания к российскому государству и к российской государственной политике?

Высококультурный проект

Однако спонсорскими отношениями с Meduza увлекается не только эта госкомпания. Заказные материалы это СМИ писало и для «Роскачества», которое мало того что было учреждено правительством России, так ещё и прямо финансируется из федерального бюджета.

скрин

ПАРТНЁРСКИЙ МАТЕРИАЛ «РОСКАЧЕСТВА» НА САЙТЕ MEDUZA. СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ MEDUZA.IO

Среди заказчиков материалов мы также находим Национальную платёжную систему «Мир», государственную организацию «Всероссийская перепись населения», Московскую школу менеджмента «Сколково». Материалы на сайте Meduza заказывают «Музеи Московского Кремля» и «Музей транспорта Москвы».

скрин

скрин

ПАРТНЁРСКИЕ МАТЕРИАЛЫ «МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ» И «МУЗЕЯ ТРАНСПОРТА МОСКВЫ» НА САЙТЕ MEDUZA. СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ MEDUZA.IO

Обе организации получают деньги от Министерства культуры России. И, выходит, делятся ими с ресурсом, который раз за разом поливает нашу страну грязью. Совершенно непонятно, как такое возможно, ведь, как вы вскоре убедитесь, речь идёт об очень и очень приличных суммах.

Успешный бизнес на русофобии

Так сколько Meduza зарабатывает на таком «партнёрстве»? Очень много. На сайте издания есть прейскурант, из которого следует, что одна статья стоит от 250 тыс. рублей, а тест – от 360 тыс. рублей. Игра, разработанная с целью продвижения продукта заказчика, – от 800 тыс. рублей. Meduza гарантирует, что статья, например, будет висеть на главной странице сайта не менее двух дней, а также обязательно будет представлена в мобильном приложении. Также издание продаёт посты в своём Instagram и на других площадках.

Этот вид деятельности Meduza называет «нативной рекламой», подчёркивая, что статья не будет содержать прямой рекламы, а «замаскируется» под материал, интересный широкой аудитории. Если посчитать, сколько таких заказных материалов Meduza публикует за год, то окажется, что их никак не меньше 500. Если усреднить цену до 350 тыс. рублей, то Meduza зарабатывает в год на такой рекламе порядка 175 млн рублей или почти 2 млн евро по нынешнему курсу. При этом главред Meduza Иван Колпаков уже заявлял, что годовой бюджет издания составляет более 1,5 млн евро.

Внимание! Meduza продолжает свою антироссийскую деятельность, расходы на которую она целиком способна покрыть за счёт заказных материалов, оплаченных в том числе из бюджета России.

На это фоне, конечно, совершеннейшая мелочь тот факт, что публикация нарушает и собственный «кодекс» Meduza, который гласит:

«Медуза» также не поддерживает общественные движения, коммерческие компании, органы власти любых уровней – и не принимает от них помощь… «Медуза» всегда сама платит за себя. Во время подготовки материалов редакция не принимает ни от какой стороны денег».

И какой из этого следует вывод?

Итак, издание принимает деньги при подготовке статей и делает это с удовольствием. Особенно тепло на душе этим людям должно быть от того, что значительная часть этих доходов – это деньги той самой страны, в которой создатели ресурса побоялись развернуть свою деятельность. Ведь ещё в 2014 году Галина Тимченко объясняла регистрацию Meduza в Латвии тем, что такому изданию в России якобы «спокойно работать не дадут». И правда, зачем регистрироваться в России, когда деньги можно получать, сидя в Риге?

Но с «Медузой»-то всё ясно. Остаются вопросы, которые уместно задавать здесь, в России.

Первый. Почему Минюст России не включил издание в реестр СМИ-иноагентов? Ведь Meduza имеет все основания там оказаться хотя бы из-за зарубежного финансирования. Сотрудничество российских бюджетных учреждений с агентами из этого списка Минюста было бы либо невозможным, либо же крайне затруднено.

Второй. Как вообще можно перекачивать бюджетные деньги в некие органы/СМИ/компании/предприятия, которые дотируются Соросом и международными фондами? Причём речь идёт об организации, которая на эти средства разворачивает в России враждебную информационную кампанию. Располагается издание за рубежом, юрисдикция там не российская, доступ к сайту никак не ограничен и налоги Meduza платит отнюдь не в бюджет России. По факту – из России выводятся огромные суммы, которыми Meduza обеспечивает себя едва ли не целиком.

Третий. «Газпром». «Роскачество» и прочие «партнёры» вражеского голоса действительно считают, что игра стоит свеч и размещать в «Медузе» информацию о себе выгодно? Полезно для дела? Не портит репутацию?