Международные отношения слишком хрупкая и чувствительная сфера, чтобы позволять себе жонглировать здесь сомнительными «фактами» и явными домыслами

В социальных сетях распространяется информация, согласно которой Военно-морские силы США грубо нарушили Конвенцию Монтре 1936 года о режиме Черноморских проливов. Независимо от мотивов, которыми руководствуются авторы таких публикаций, возможно они самые благородные, речь идет, ни много ни мало, о вероломном попрании властями США одного из фундаментальных международных законов, который является базовым для военно-политической безопасности всего Черноморского региона.
Причем, в связи с полным отсутствием на данный момент каких-либо значимых мер международного реагирования на данное происшествие, создается впечатление, во-первых, полной безнаказанности США в данном случае и, во-вторых, фактического слома юридически установленного режима прохода проливов Босфор и Дарданеллы кораблями американских ВМС. А поскольку такого реагирования нет и со стороны Российской Федерации, то, по факту, получается, что РФ примирилась с подобным американским волюнтаризмом, а Путин, как модно выражаться в тех же социальных сетях, «опять все слил».

То есть, как видим, затронуты весьма чувствительные для России аспекты её международного положения, причем ситуация преподнесена в явно невыгодном для Москвы свете. Дескать, Америка на Черном море что хочет, то и делает и никто ей не указ, в том числе и РФ.

Не знаю, как для вас, но для меня это серьезный повод оценить реальную обстановку в её истинном свете. И понять действительно ли Россия проявляет недопустимую пассивность и закрывает глаза на откровенное и грубое попрание США основополагающих норм международного права?

Для начала предоставим слово источнику, ничего в нем не меняя, несмотря на явную корявость машинного перевода. Чтобы не сказали, что мы его исказили:

Юрий Селиванов: Зачем же стулья ломать?

Итак, вроде бы получается, что США действительно превысили предельно допустимый тоннаж своего военного флота  в Черном море. Если нам без разницы, за что именно «побивать каменьями», американского супостата, тогда всё ясно и можно закрывать лавочку.  Потому что враг, по определению, всегда неправ.

Но если мы разумные люди и нас интересует не столько камнеметание с непредсказуемыми последствиями, сколько выяснение истины и сохранение на этой основе мира во всем мире, то тогда надобно идти дальше.

И обратиться к той самой Конвенции Монтре 1936 года, которая якобы беспардонно растоптана американским агрессором, тогда как Россия якобы проявляет недопустимую пассивность и фактически потакает беспределу США.

Посмотрим, имеются ли основания причислять танкер ВМС США  «Ларамие» (Т-АО-203). «сожравший» практически весь допустимый тоннаж, к числу военных кораблей, подпадающих под ограничения данной Конвенции?

Читаем статью 9 указанного Закона:

«Вспомогательные корабли военного флота, исключительно приспособленные для перевозки жидкого или иного топлива, не будут обязаны предуведомлением, предусмотренным в статье 13, и не будут входить в исчисление тоннажей, подлежащих ограничению в силу статей 14 и 18, при условии прохождения через Проливы в одиночку. Однако они будут подводимы под военные корабли в отношении других условий прохода.

Вспомогательные корабли, указанные в предыдущем абзаце, могут пользоваться изложенным выше отступлением, лишь если их вооружение состоит: в отношении артиллерии против пловучих целей не более чем из двух орудий максимального калибра в 105 мм; в отношении артиллерии против воздушных целей, не более чем из двух аппаратов максимального калибра в 75 мм.»

Прежде всего, отметим, что   танкер ВМС США «Ларамие» проследовал через зону проливов как одиночный корабль, а не в составе морского отряда.

Далее, согласно описанию этого судна из британского справочника «Naval Technology», оно полностью соответствует квалификациям корабля снабжения и морского танкера,  то есть «вспомогательного корабля»  по терминологии Конвенции Монтре.

Юрий Селиванов: Зачем же стулья ломать?

«Корабль имеет пять заправочных станций, из которых две расположены по правому борту и три по левому. — Три корабля этого класса имеют двойные корпуса, а остальные-одинарные. Заправочные станции способны заправлять два судна одновременно и могут перекачивать до 900 000 галлонов дизельного топлива и 540 000 галлонов реактивного топлива в час. Суда также оборудованы складскими помещениями для хранения небольших количеств свежих и замороженных припасов, запасов и других материалов. Судно имеет сухогрузную грузоподъемность 690 м2 и может вместить до восьми 20-футовых рефрижераторных контейнеров, вмещающих 128 поддонов охлажденных продуктов.»

Что касается наличия на борту данного судна вооружения, то указанный справочник дает следующий ответ:

«Суда типа «Henry J. Kaiser» (USNS Laramie (T-AO 203) относится к этому типу – ред.) не оснащены какой-либо системой вооружения. Но были приняты меры по пространству и весу для установки двух систем вооружения ближнего действия «Фаланкс»  (CIWS) в военное время».

Но даже если указанные шестиствольные орудия калибром 20 мм стояли бы там уже сейчас, указанный калибр намного меньше, чем предельно допустимый Конвенцией Монтре (105 мм) для вспомогательных кораблей.

Тот факт, что перед нами именно вспомогательный корабль, тоннаж которого не засчитывается в общий тоннаж военных кораблей нечерноморской державы,  следует также из пункта Б, Приложения 2  данной Конвенции:

 «6. Вспомогательными кораблями являются надводные корабли, входящие в состав военного флота, стандартное водоизмещение которых выше 100 тонн (102 метрические тонны), которые обычно используются для нужд флота или для перевозки войск или для всякого иного предназначения чем боевые суда, которые не построены специально для того, чтобы быть боевыми судами, и которые не отвечают ни одной из следующих особенностей:

a) иметь на вооружении орудия калибра выше 155 миллиметров (6,1 дюйма);

b) иметь на вооружении более восьми орудий калибра выше 76 миллиметров (3 дюйма);

c) быть предназначенными или оборудованными для выбрасывания торпед;

d) быть предназначенными для защиты броневыми плитами;
e) быть предназначенными для достижения скорости хода, превышающей двадцать восемь узлов;

f) быть предназначенными или устроенными главным образом для ввода в действие на море воздушных судов;

g) иметь на оборудовании более двух аппаратов для пуска воздушных судов.»

Таким образом, нам остается только подвести итог данного, основанного на документах и фактах, расследования.

Американское транспортное судно для перевозки горючего  USNS Laramie (T-AO 203) является типичным вспомогательным судном согласно критериям Конвенции Монтрё 1936 года о режиме Черноморских проливов. И, как таковое, не может засчитываться в суммарный тоннаж военных кораблей США, имеющих  право одновременно находиться в Черном море. Из чего следует, что факта нарушения указанной Конвенции  в данном конкретном случае нет.

А это в свою очередь означает, что поведение властей Российской Федерации, которые абсолютно спокойно реагируют на происходящее и не предъявляют США никаких юридических претензий, является полностью обоснованным и адекватным сложившейся ситуации. Что выгодно отличает это поведение от неумеренного энтузиазма некоторых блогеров, которых хлебом не корми, дай только заклеймить позором американского супостата. США, конечно же, еще тот агрессор, но это никак не освобождает нас от ответственности перед фактами и от необходимости таковые знать. Как писал еще 200 лет назад классик русской литературы: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»+

Юрий Селиванов, специально для News Front