Безусловным прорывом является сам факт доктрины с таким названием. Само по себе ценно именно то, когда вещи называются своими именами. То, что произошло в 2014 году и то, чем является Донбасс и его борьба с Украиной, названо своим именем — Русским. Можно сколько угодно ругаться, что «слишком поздно», «где вы были раньше» и т.д. Но лучше слишком поздно, чем никогда.

Кто бы что ни говорил, событие, конечно, масштабное, историческое. Но, как это часто бывает в истории, подготовлено оно было спокойно и почти незаметно, и произошло как-то тихо и буднично. Конечно, здание, где проходил форум, сотрясали лозунги и переполняли эмоции, но в масштабах Донбасса (и, тем более, России) всё это как масштабное историческое событие расценено не было. Поэтому оценка его произойдет гораздо позже, когда за формулировками и лозунгами последуют практические действия.

Какое практическое действие следовало бы предпринять даже не после, а ДО презентации доктрины «Русский Донбасс»? Хотя бы объединить ДНР и ЛНР в какое угодно (Новороссия, Донецко-Луганская НР, Донецкая Русь), но ЕДИНОЕ государственное образование — тогда бы вес доктрины и её смысл значили бы больше и ценились ещё выше.

В наших условиях идея «Русского Донбасса» является революционной. Совсем недавно лично меня за все те же формулировки в ДНР нещадно критиковали — трактовка событий как РУССКОГО национально-освободительного восстания, критика Минских соглашений, Л/ДНР как «неформальные» субъекты России и т.д. И вот всё это торжественно звучит из уст руководителей ЛДНР, либо в их присутствии и под их аплодисменты. Поэтому временами было странно и непросто слышать всё это в докладах официальных лиц. Вообще, учитывая «историчность» и «революционность» события, следовало бы, на мой взгляд, презентацию «Русского Донбасса» организовать как-то менее официозно и академично.

Из всех выступлений я бы выделил главным образом два — Маргариты Симоньян (https://youtu.be/b44EOWPUZS0) и Егора Холмогорова (https://youtu.be/VhFnAp58uYc). Симоньян, в отличие от большинства спикеров, выступала не по бумажке, говорила живо и от души — не лозунгами, а личными переживаниями и с личной болью. Это дорогого стоит, не зря выступление Симоньян было воспринято наиболее тепло и на форуме, и в сети.

Яркое же выступление Холмогорова несколько сгладило предыдущие два часа официоза, и показало насколько он сам этим событием воодушевлён и считает его, в том числе, своей личной победой — Холмогоров был одним из тех немногих в этом зале, кто говорил о Русском Донбассе и Новороссии ещё до того, как это стало мейнстримом (т.е. все предыдущие 6,5 лет и даже задолго до войны).