Экономические и социальные последствия правительственных мер по борьбе с эпидемией

В марте 2020 г. правительство Латвии объявило о введение чрезвычайных мер по борьбе с эпидемией COVID-19. Эти меры имели сильное воздействие и на экономику, и на общество. Однако последствия действий властей никем не анализировались, допущенные ошибки не исправлялись. У общества создается впечатление, что правительство не знает, что делать и свое незнание скрывает завесой секретности и репрессиями против ковид диссидентов.

Отметим основные решения правительством ЛР по борьбе с эпидемией и опишем их последствия.

1.Экономический кризис и снижение объемов производства

По данным ЦСУ ЛР(csb.gov.lv), в IV квартале 2019 г. объем производства валового внутреннего продукта (ВВП) Латвии составил 6 927 млн. евро (сопоставимые цены 2015 г., сезонно выравненные). После этого квартала высоких достижений началось стремительное падение объемов производства. В I квартале 2020 г., то есть еще до введения правительством чрезвычайных мер, производство ВВП упало в республике до 6 770 млн. евро, то есть на 2,3%. Во II квартале производство сократилось до 6 291 млн. евро, то есть упало на целых 9,2 %. В III квартале этот показатель несколько поднялся и составил 6740 млн. евро, но был все равно меньше показателя IV квартала 2019 г.

По IV кварталу 2020 г. показатель производства ВВП еще не опубликован. Однако можно ожидать, что он будет ниже показателя II квартала, поскольку в октябре началась вторая волна эпидемии и правительство опять приняло чрезвычайные меры по ограничению экономической деятельности, которые действуют до сих пор.

По оценке, приведенной в докладе министра финансов ЛР Я.Рейерса в декабре 2020 г, падение ВВП за весь 2020 г. составит 4,3%.

Нам, исходя из анализа факторов падения, представляется, что падение составит более 5,0%.

По международным стандартам падение объема производства ВВП три квартала подряд означает вхождение страны в экономическую рецессию.

Правительство не объявило о вхождении экономики республики в рецессию и говорит только о негативном влиянии эпидемии на жизнь общества. Таким образом оно скрывает свою ответственность за ошибочный внешнеполитический курс, приведший к значительному сокращению объемов производства в доковидное время.

В результате выбранного правительством ранее внешнеполитического курса ЛР лишилась в 2020 г. практически половины российского транзита, части транзита, идущего через российскую территорию, а затем и белорусского транзита. Финансовый сектор страны пострадал из-за инициированных извне действий по «очистке» латвийских банков от денег нерезидентов. Это тоже отразилось на падении показателей производства в I квартале 2020 г.

В целом по странам еврозоны объемы производства ВВП упали за 2020 г. на 7,5%. На первый взгляд действия правительства Латвия на этом фоне выглядели не самыми некомпетентными.

2.Драматическое сокращение объемов потребления населения

Параллельно с падением производства ВВП в ЛР началось сокращение объемов потребления населения.

Возьмем данные ЦСУ ЛР о потреблении населения и организаций, обслуживающих население (в сравнимых ценах 2015 г.) Если в IV квартале 2019 г. потребление выросло на 0,4% по сравнению с соответствующим кварталом предыдущего года, то в I квартале 2020 г. произошло падение объемов потребления на 3,1%, во II квартале падение составило уже 20,8%, в III квартале падение потребление равнялось 8,7%. В целом потребление населения сократилось за три квартала 2020 г. на 10%.

По IV кварталу 2020 г. данные ЦСУ еще не опубликованы, но из-за того, что после начала второй волны эпидемии, в ноябре правительство приняло новые, еще более серьезные ограничения на экономическую деятельность объемы потребления населения сократились в еще большей степени. Искусственно были остановлены продажи промтоваров в розничной торговле, оказание бытовых услуг, закрылись точки общественного питания, было ограничено время продажи целого ряда товаров, время свободного передвижения населения после введения комендантского часа. Можно ожидать, что объемы потребления населения в 2020 году сократились в целом на 15%.

В еврозоне за 2020 г. сокращение объемов потребления населения составляло менее 5% и это сильно тревожило власти всех входящих в нее стран, поскольку население предъявляет спрос на товары, а от него зависит экономический рост. Кроме того, при значительном сокращении объемов потребления население начинает массовые протесты.

У правительства ЛР нет зависимости от населения и его не беспокоят массовые протесты, поскольку гражданское общество поражено анемией. Попытки оппозиционеров организовать протестные митинги в декабре 2020 г. в Риге властями были жестоко подавлены. Причина анемии во многом кроется в политике правительства по целенаправленному делению населения на этнические части и столкновению их между собой.

На фоне резкого сокращения личного потребления населения Латвии весь рассматриваемый период росло материальное потребление в государственном секторе. Так, в I квартале оно выросло на 3,2%, во II квартале на 1,7%, в III квартале на 2,5%. Бюрократия увеличивала свое потребление даже тогда, когда население уменьшило потребление на пятую часть.

3.Рост безработицы

По данным ЦСУ ЛР численность безработных в IV квартале 2019 г. составляла в стране 57.9 тыс. человек или 6% от общего числа занятых. В I квартале 2020 г. безработных было уже 72,2 тыс. человек или 7,4% занятых. То есть, еще до введения чрезвычайных мер, по причине начавшегося экономического спада, в стране стала быстро расти безработица. Во II квартале число безработных выросло до 83,5 тыс. человек и составило 8,6% от общего числа занятых. Это уже были первые последствия чрезвычайных мер, которые приняло правительство. В III квартале 2020 г. чрезвычайные меры были отменены, но число безработных практически не сократилось – оно составило 81,4 тыс. человек и уровень безработицы также не изменился -8,4%. Это при том, что летом все магазины, кафе и рестораны, предприятия бытового обслуживания работали, ограничения на движение транспорта сильно сократились. То есть последствия экономического кризиса после отмены чрезвычайных мер не были преодолены даже в малой степени.

Данные за IV квартал ЦСУ ЛР не сведены вместе, но в декабре месяце число безработных в стране составляло 80,5 тыс. человек, а уровень безработицы — 8,2%. Это при том, что в ноябре правительство опять ввело чрезвычайные меры.

Реально работу в республике потеряло много больше людей, но правительство выплачивало дотации на содержание не занятых на производстве работников, и они формально не считались безработными. Положительно оценивая подобного рода выплаты, следует видеть за ними серьезную проблему скрытой безработицы. Доходы тех, кто числится на работе были много были ниже, чем у тех, кто реально работал.

Уровень безработицы в Латвии был сравним с уровнем безработицы в странах еврозоны. В III квартале 2020 г. в странах еврозоны безработица составляла 8,3% от числа занятых.

Безработица в Латвии, как и в странах еврозоны, носила явно выраженный структурный характер: от нее страдали в первую очередь работники общественного питания, гостиниц, туризма, сферы обслуживания населения, транспорта, торговли, спорта, культуры. Чиновничий класс безработица совершенно не затронула.

4. Бюджетный кризис

В докризисном 2019 г. доходы консолидированного бюджета Латвии составляли 11.414 млрд евро.

Бюджет формировался в основном за счет взносов социального страхования — 2.895 млрд евро, налога на добавленную стоимость – 2.648 млрд евро, акцизного налога — 1.064 млрд евро, подоходного налога — 1.975 млрд евро и поступлений грантов от Евросоюза -1.320 млрд евро.

Затраты бюджета превышали его доходы и составляли 11.531 млрд. евро. Дефицит в размере 117 млн. евро был покрыт за счет зарубежных займов.

В 2020 г. ситуация в бюджетной сфере Латвии существенным образом изменилась. Доходы консолидированного бюджета Латвии составили только 9.311 млрд евро. Доходы бюджета таким образом сократились на 18,5% по сравнению с прошлым годом. Это при падении производства ВВП за год только на 4,5%. То есть доходы бюджета сократились в четыре раза сильнее, чем сократились объемы производства. Это явный показатель бюджетного кризиса, а не показатель последствий действий правительства по борьбе с эпидемией.

В 2020 г. размер собранных взносов социального страхования составил 2.815 млрд евро, то есть сократились на 3% по сравнению с прошлым годом. Налог на добавленную стоимость составил 2.544 млрд евро, то есть уменьшился почти на 4%, размер собранного акцизного налога немного возрос и составил 1.095 млрд евро. Размер подоходного налога составил 570 млрд. евро, то есть лишь четверть от уровня прошлого года. Это было вызвано изменением налогового законодательства в 2020 г. Размеры поступлений из Евросоюза в латвийский бюджет сократились на 5% и составили 1.254 млрд евро.

Затраты бюджета составили в 2020 г. 10.438 млрд евро, то есть уменьшились на 9,5%. Это тоже говорит о бюджетном кризисе и сокращении финансирования ряда важнейших государственных функций. Например, государство не выполнило обещаний по повышению зарплат работникам сферы здравоохранения и образования, не повысило пенсии и пособия в размерах, которые покрывали инфляцию.

За счет займа в 1.127 млрд. евро государство покрыло образовавшийся дефицит. Размеры государственного долго после этого значительно возросли.

Описанная нами ситуация должна однозначно определяться, как колоссальный бюджетный кризис и в доходной и в расходной части. Правительство об этом кризисе ничего не говорит населению, прикрываясь манипуляциями с цифрами и накачивая СМИ информацией о мерах по борьбе с короновирусом.

5.Правительственные программы борьбы с последствиями эпидемии

Правительство направило в 2020 г. на цели борьбы с эпидемией 1412 млн евро.

Однако значительная часть этих средств была использована не по назначению. Об этом говорят отчеты, опубликованные министерствами на своих сайтах.

Так, министерство здравоохранения сообщает, что получило 73,4 млн евро, но на доплаты медикам, работающим с больными COVID-19 потратило только 5,5 млн евро. Доплаты составляли 15-20% от заработной платы медработников. В европейских странах доплаты медикам в таких случаях составляли 100-200% от уровня заработной платы. Одновременно большие средства были направлены министерством на завершение строительства ряда зданий. Работа врачей по борьбе с эпидемией сопровождалась сворачиванием медицинских услуг другого профиля.

Министерство культуры получило 24,3 млн. на борьбу с эпидемией, но направило их на ремонт крыш, проведение новой системы канализации и водопровода, косметические ремонты в подведомственных учреждениях. Множество средств было потрачено на финансирование съемок фильмов, приобретение книг, костюмов для художественных коллективов. Работники культуры получили индивидуальные гранты для ведения работы – для работников других отраслей такие гранты были недоступны.

Министерство обороны получило 52 млн. евро на закупку медицинских масок, хотя специалистов, которые бы могли эти закупки сделать в нем не было. В результате были закуплены маски, которые не соответствовали предъявляемым требованиям защиты.

Оптовые цены на маски при закупке в несколько раз превышали розничные цены.

Министерство благосостояния получило 145,9 млн. евро и направило их на поддержку населения. Удельный вес затрат на поддержку населения составлял только 10,5% в общей сумме выделенных средств. В других европейских странах удельный вес затрат на поддержку населения был в разы выше.

Министерство транспорта и связи получило на борьбу с последствиями эпидемии 118 млн. евро, однако 75 млн. потратило на строительство автодорог. Вряд ли эти затраты снизили уровень заболеваемости в стране.

330 млн. евро ушло на пополнение капитала транспортных компаний, 50 млн. министерство экономики направило на финансирование фонда альтернативных вложений.

В целом можно говорить, что правительство из средств, выделенных на борьбу с эпидемией решало задачи текущего управления. Ответственности за произведенные затраты правительство ни перед кем не несло, поскольку прикрывалось разговорами о том, что выполняет крайне важную для общества работу.

Однако о результатах работы правительства говорит уровень смертности населения от эпидемии. В октябре от эпидемии умерло 24 человека, в ноябре 105 человек, в декабре 434 человека. В декабре показатель смертности достиг 22,8 человека на 100 тыс. жителей. Это был один из самых высоких показателей в Европе. Латвия делила первое место с Лихтенштейном, Чехией и Словенией.

Эпидемия привела к тому, что в декабре месяце смертность в Латвии поднялась на треть, декабрь был также месяцем с самой низкой рождаемостью за последние сто лет.

Прогноз развития ситуации на 2021 г.

Судя по данным приведенным министром финансов ЛР Я.Рейерса в упомянутом докладе, на 2021 г. правительство составило прогноз, по которому падение объемов производства ВВП составит только 1,5%.

С этим прогнозом трудно согласиться, поскольку правительством расчет сделан исходя из того, что будет проведена массовая вакцинация населения. Как видно сейчас, вакцинация в Латвию в существенных объемах будет проведена только к концу года, вакцина в нужном объеме не поставляются. Следовательно, до конца года будут действовать нынешние ограничения на экономическую деятельность.

Замедлить падение производства правительство собиралось также за счет того, что привлечет средства из бюджета ЕС.

Однако в том же докладе Я.Рейерса упомянуто, что Латвия в декабре 2019 г. заключила на плановый период 2021-2027 гг. договора с ЕС только на 3,68 млрд. евро или на 83% от уровня договоров предыдущего планового периода 2014-2020 гг. (4,4 млрд. евро).

Таким образом уже сейчас ясно, что поступления извне в экономику Латвии сократятся на 17%. В качестве одного из основных проектов Латвия рассматривает проект RailBaltic. Однако возможность того, что этот проект будет включен в план финансирования из бюджета ЕС весьма невелика. Исключение проекта RailBaltic негативно скажется на уровне производства ВВП республики. В сторону снижения объемов производства будет действовать и дальнейшее сокращение объемов транзита через Латвию.

Скорее всего, падение производства ВВП в 2021 г. в ЛР составит около 5 %. Против показателей конца 2019 г. это будет падение на 10 %.

При сокращении уровня производства на очередных 5% уровень безработицы должен вырасти на 20-30 тыс. человек и составить более 10% от численности занятых. На их содержание потребуется выделять дополнительные средства из бюджета социального страхования республики.

При сокращении уровня занятости спрос населения еще сильнее сократится. Можно ожидать, что в течении 2021 г. сокращение потребления населения составит не менее 5% от уровня конца 2020 г.

Сокращение объема продаж товаров приведет к сокращению поступлений в бюджет подоходного налога, налога на добавленную стоимость и акцизного налога. Государство не сможет выполнить свои обязательства по выплате пенсий и пособий в полном объеме. Это будет негативно влиять на размеры материального потребления населения.

Вряд ли правительство также откажется от нецелевого использования средств, которые выделяются на нужды борьбы с эпидемией. Это будет иметь своим следствием один из самых высоких уровней смертности в Европе, ускоренное вымирание населения.

Выводы

Правительство Латвии не может справиться с последствиями экономического кризиса и его тяжелыми социальными последствиями. На этот кризис накладывается эпидемия, повлекшая за собой резкое ускорение вымирания населения. У правительства нет понимания, того, как справится с эпидемией. Оно имитирует активность, посредством принятия строгих ограничительных мер, но они только усугубляют экономический кризис. Надежды нынешнего правительства на помощь ЕС в решении экономических и социальных проблем Латвии достаточно иллюзорны. Об этом говорит, например, отсутствие поставок вакцин от COVID-19 из Европы.

В силу этого в обществе возрастет социальное напряжение.

Нынешнее правительство нацелено на подавление протестов населения, не готово менять свою экономическую и социальную политику, несмотря на то, что она привела к кризису. Правительство даже не ищет диалога с населением по вопросам борьбы с эпидемией. Это может привести латвийское общество к необратимой деградации и стремительному вымиранию.+

Александр Гапоненко, Латвия