21 января революционеры казнили французского короля Людовика XVI (1754–1793). Республика исправно использовала гильотину на протяжении всей своей истории. Последний раз совсем недавно, в 1977 году.

Любая революция – это моря и океаны невинной крови. Человеческой крови, которая в историях всевозможных бунтов является адским топливом, способствующим жизнеспособности всех этих революций.

Жуткий культ Французской революции, многоголосно проговорённый и многотомно прописанный, почти не даёт возможности объективно разобраться в происходивших тогда событиях. В дальнейшем другие поколения революционеров пытались копировать французскую кальку в своих странах.

Революция 1917 года делалась по давно заученным шаблонам Французской революции 1789 года. Российские революционеры столь же много, как и французские, рассуждали о свободе человека, о социальном равенстве, о человеческом братстве. Но в реальной исторической действительности сотворили и в России, и во Франции тюремную несвободу для многих, классовую ненависть для целых слоёв общества и явились виновниками массовых кровавых братоубийств.

Как во Франции было взятие Бастилии (14 июля 1789 года), так у нас отражением его была Февральская революция. Восстание 10 августа 1792 года во Франции – в России стало называться Октябрьской революцией. И даже штурм дворца Тюильри   отобразился в «штурме» нашего Зимнего дворца.

Старый порядок и положение французского короля

Король Людовик XVI был добрым католиком. По воспоминаниям людей, хорошо его знавших, он был честным человеком, при вступлении на престол желавшим французскому народу добра и процветания.

Став королём, он стремился искоренить злоупотребления во французском обществе и боролся со злом в меру своих сил.

Но когда мы говорим о дореволюционном старом порядке во Франции, то совсем немногие представляют себе реальное положение короля в тогдашнем французском обществе. Оно не имело ничего общего с полновластием.

Во Франции, на разных территориях, входивших в её состав, действовало более трёхсот несогласованных между собою гражданских кодексов. Такой порядок дел складывался веками, часто соседние города или селения управлялись по совершенно разным юридическим нормам. В границах французского королевства существовало 13 независимых парламентов, четыре верховных суда и десятки других счётных и налоговых палат, которые находились вне контроля государственного аппарата.

С этими местными традициями французская монархия боролась несколько веков. Поэтому когда французских королей обвиняют в абсолютизме – это, мягко говоря, не соответствует действительности. Всепоглощающий частный интерес – вот что владело различными частями французского королевства. И всякое наступление на этот частный интерес со стороны французской короны воспринимался яростно, в штыки.

Так что историки революции, списавшие все проблемы на счёт французских королей, просто выдумали не существовавший никогда французский абсолютизм. Он был им выгоден для их пропаганды.

Революция 1789 года и король

Французский король после революции оказался абсолютно бесправным. Его заставили присягнуть введённой конституции, но после «вторичной революции» 1792 года Людовика XVI арестовали и посадили в замок Тампль.

Отобранный некогда французским королём Филиппом Красивым у тамплиеров, замок стал своеобразной символической местью французских революционеров за смерть Жака Моле, магистра Ордена. Масонский след в деле убийства французского короля – самый верный.

В замке вместе с королём томилась его семья: супруга Мария-Антуанетта, его сестра Елизавета Французская и его дети Мария Тереза и Людовик XVII. Кроме принцессы Марии Терезы все были жестоко замучены революцией.

Суд и казнь короля Людовика XVI

Революционный суд над Людовиком XVI проходил в парижском дворце Тюильри. Решение этого судилища было заранее предрешено. Как говорил Робеспьер: «Людовик должен умереть, чтобы жила республика».

Республике нужна была кровь короля и его семьи, чтобы жить. Кровь и республика мистически связаны. Без пролития крови революция слабнет и её силы иссякают. Настоящие революционеры всегда следят за тем, чтобы революция была бодра, а потому, не стесняясь, льют потоки человеческой крови.

Предложение части жирондистской группы передать судьбу короля на общенародное голосование было встречено остальными как антиреволюционная пропаганда. Якобинцы решили убить короля простым голосованием в кругу самих революционеров, в Конвенте.

Король Людовик XVI, узнав о неизбежном революционном приговоре, сказал:

Смерть меня не страшит, я уповаю на милосердие Божие.

Попрощался с семьёй и в утешение им произнёс:

Будем лучше благодарить Провидение, приведшее меня к концу страданий.

Преступное лишение жизни французского короля произошло 21 января 1793 года. Король сам взошёл на свой эшафот. Ему позволили сказать несколько последних слов. Людовик XVI с большим достоинством отверг все революционные обвинения, произнеся:

Я умираю невинным, я невиновен в преступлениях, в которых меня обвиняют. Говорю вам это с эшафота, готовясь предстать перед Богом. И прощаю всех, кто повинен в моей смерти.

Справедливость, возмездие за казнь невиновного пришла вместе с русскими войсками, в 1814 году, вступившими в Париж, к тому времени уже изрядно уставший от крови, пролитой революцией и последующими наполеоновскими войнами.

Автор:
Михаил Смолин