Административный контроль, заморозка цен, жёсткий прессинг производителей и ретейлеров – это далеко не полный перечень мер воздействия, которыми чиновники пытаются обуздать цены на базовые продукты. Эксперты утверждают, что излишнее желание «порулить» ценами может привести к дефициту, чёрному рынку и последующему взрывному росту цен.

Вслед за заморозкой цен на сахар и подсолнечное масло чиновники, похоже, готовят нам новый сюрприз, который на первый взгляд будет иметь приятное ощущение, но вот последующее послевкусие уже может стать не столь приятным.

Сразу два ведущих деловых издания сообщили, что правительство может ввести госрегулирование цен на некоторые базовые виды продуктов питания. «Ведомости» сообщили, что речь идёт о макаронах и яйцах, а по сведениям «Коммерсанта», регулирование введут на макароны и зерно.

Экономист Виталий Калугин, комментируя информацию, отметил, что не одобряет подобное регулирование:

«Я противник регуляции цен в розничных сетях, потому что это, во-первых, нерыночно, а во-вторых, это снижает прибыль по цепочке, в основном у производителя. Цены в сетях можно регулировать гораздо более рыночными способами, а именно – субсидиями малоимущим слоям населения, тем более что хлеб хоть и занимает некоторую долю в их продуктовой корзине, но всё-таки не определяющую. Хлеб и макароны можно субсидировать, их можно регулировать в общем, не прибегая к грубым методам.

А так, конечно, понятно, почему цены растут. Цены растут в мире, потому что, скажем, после введения пошлины Россией на вывоз Индонезия пошла за хлебом на Украину, соответственно, мировые цены тут же подскочили, потому что экспорт из России резко уменьшился.

То есть мы сами себе создали проблему в этом направлении. Понятно же, что дело ещё и в ослаблении курса рубля. Поэтому я понимаю тех производителей, которые, не зная урожая на следующий год, придерживают продажи зерна сейчас, надеясь продать по высоким ценам. И мне трудно их за это судить. Но в любом случае, регулирование цен в розничных сетях – это последнее, что я мог бы приветствовать».

Известно, что в регионы ушли рекомендации добиться от местных товаропроизводителей, чтобы они не повышали цены как минимум в первом квартале.

Если рост продолжится, Минсельхоз готов пойти на жёсткие меры, как было с сахаром и подсолнечным маслом – установить предельные розничные цены. В Минсельхозе заявили, что, помимо переговоров с производителями о сдерживании цен на макароны и яйца, решается вопрос и по картофелю, который подорожал на 33,8% за минувший год и ещё на 4,9% с начала 2021-го. Цены на яйца, согласно Росстату, растут 17 недель подряд. За 2020-й они выросли на 15,1%, а макароны стали дороже на 12,1%. Общая продовольственная инфляция в минувшем году стала рекордной с 2017 года и продолжает ускоряться.

Однако на этом фоне продолжаются благостные рассуждения про исторически низкую инфляцию и небывалые успехи Центробанка в этом процессе.

Очевидно, что рапорты ЦБ о низкой инфляции и важном вкладе в благосостояние людей – вот же верх цинизма! – мягко говоря, спотыкаются о реальность, которую административными мерами пытается решить Минсельхоз. Если в России такая низкая инфляция, то почему ценники в магазинах постоянно перебиваются в сторону повышения? Почему каждое заявление госпожи Набиуллиной о низкой инфляции вызывает серьёзное раздражение даже у людей, несклонных к сильным эмоциям? Ответ очевиден: заявления ЦБ, как и ответы Росстата, имеют мало общего с реальностью. Но вернёмся к инициативам, которые призваны стабилизировать розничные цены на товары физиологического выживания.

«Это в некоторых случаях, наверное, необходимо. Но этим не надо заигрываться. То есть это тот инструмент, который должен применяться исключительно в чрезвычайных ситуациях. Потому что, если слишком активно регулировать цены – это, действительно, может нарушить деятельность сельхозпредприятий, которые только-только поднимали, – полагает экономист Антон Табах. – Как-то люди уже успели забыть, что Россия была импортёром продовольствия, а сейчас агросектор – один из самых быстроразвивающихся. И ограничения, и квоты этому мешают. Второе, если говорить про людей – лучше субсидировать бедных, через аналог американских… вообще, надо учиться хорошему у других, а не вводить ограничительные меры и фактически обогащать посредников.

Понятно, что хочется быстро отчитаться перед прессой, мол, что-то делается. Но на самом деле нужно выстраивать систему, а не скакать.

Тем более, цены на продовольствие имеют свойство как расти, так и падать, особенно на скоропортящиеся продукты. И когда цены на сахар рушились и закрывались сахарные заводы – никого это не волновало. А когда цены на сахар полезли вверх – это привлекло внимание высших должностных лиц. Поэтому здесь нужна разумная политика. То есть бедным – субсидии, государству – запасы и резервы, чтобы, в случае чего, проводить интервенции. Можно, кстати, и с сельхозкомпаниями об этом договариваться. Но не вмешиваться в формирование рыночных цен. Потому что иначе наши, так сказать, кошмары пустых полок – они могут оказаться реальностью».

После декабрьской заморозки цен на сахар и подсолнечное масло небольшие торговые сети, а также несетевые магазины «шаговой доступности» столкнулись со сложностями при закупках этих товаров. Производители готовы осуществлять поставки небольшими объёмами и требуют дополнительную премию за это.

Эксперты уже говорят, что жёсткое регулирование цен в итоге может привести к искусственному дефициту, когда производители будут придерживать товар в ожидании будущего подъёма цен. Дефицит спровоцирует формирование чёрного рынка, а после того, как будет снят мораторий, цены могут увеличиться в разы. Подобное уже было в новейшей российской истории.

«Вопрос о том, стоит ли в каком-то виде вводить государственное регулирование цен в стране, он всегда очень тонкий и очень философский, он затрагивает многие сферы жизни, не только экономику, но и социальную сферу и так далее, и тому подобное, и на него никогда не бывает какого-то универсального ответа, однако если взять только экономическую составляющую данного вопроса, она очень проста и понятна, цена – это всегда производная от двух составляющих: спрос, предложение – вот на пересечении стоит цена, – поделился своей позицией экономист Антон Шабанов. – Здесь нет никакого государства, здесь нет никакого государственного регулирования, здесь нет никаких картельных сговоров, при этом также нет человеческой жадности, нет ничего, это такой идеальный рынок. И если мы в такой идеальный, который, разумеется, невозможен в нашей реальности, но всё же идеальный рынок начинаем вмешиваться как угодно, государственным регулированием, какими-то сговорами, очень сильной зажимающей регулировкой со стороны ФАС, предположим, и так далее, и тому подобное, это всегда, уже исторически доказано, во всех странах мира приводит к очень плачевным результатам. Прежде всего это приводит к тому, что страдает та самая отрасль, которую пытаются как-то жёстко регулировать. Страдает по-разному – иногда она полностью умирает и вообще возникает дефицит товаров. Иногда она, наоборот, очень консолидируется в одного огромного монополиста и потом живёт только под этим монополистом – вот как эта пушка выстрелит, к сожалению, в итоге непонятно абсолютно. Но в глобальном чисто экономически, опять же, если брать любое регулирование, нерыночное, как говорят экономисты, цен – всегда в конечном итоге сказывается плохо для всего рынка, для его потребителей и покупателей. То есть конечных нас, обычных физических лиц. Но если говорить про социальную сторону вопроса, как обычный потребитель, разумеется, я только выиграю от того, что я сейчас пойду в магазин, там будут более дешёвые цены, и мне это, безусловно, кажется очень таким хорошим и приятным бонусом со стороны государства».

Очевидно, что административными мерами воздействия на цены базовых товаров физиологического выживания государство пытается бороться с вопиющей бедностью и нищетой в России. Однако, на мой взгляд, цель не будет достигнута. Необходимо реальное, а не имитационное импортозамещение. Реальная поддержка отечественных производителей. И самое главное – рост доходов населения. Без этого эффективность заморозки цен будет низкой. Более того, эти действия могут спровоцировать новый виток удорожания.

Источник