Ещё не улеглись страсти после обысков Службы безопасности Украины в помещениях общественных венгерских организаций на Закарпатье, скандального видео с угрозами «Правого сектора»* в адрес закарпатских венгров и ответным обещанием министра МВД Авакова наказать авторов видео, как венгерские организации получили новую порцию угроз. На этот раз в электронных сообщениях с текстом: «Даём вам неделю, чтобы убраться с украинской земли. Иначе потравим вас как крыс. Ваше население у нас в заложниках. «Первая ласточка» прилетит через семь дней. Ждите».

Ситуация всерьёз обеспокоила депутатов Европарламента от венгерских партий «Фидес» и Христианско-демократической народной партии. «Украинские власти создали на Закарпатье ситуацию гражданской войны. Мы считаем это позором и решительно осуждаем применение вооружённых сил против лидеров и организаций венгерской общины на Закарпатье», – говорится в их совместном заявлении.

Депутаты подчеркнули, что подобные действия недопустимы в стране, ассоциированной с Европейским союзом и интегрирующейся в ЕС и НАТО, и предложили обсудить положение венгерского меньшинства на Украине на пленарном заседании Европарламента. Венгрия пригрозила снова заблокировать диалог Украина – НАТО, а генсек альянса Йенс Столтенберг подчеркнул, что Киев и Будапешт должны решать свои проблемы в двустороннем порядке. Это значит, что никто в НАТО не собирается портить отношения с Венгрией ради Украины. Шестой флот не приплывёт к европейским берегам усмирять Будапешт. Европейцы – участники альянса – не пошлют в закарпатские леса войска, чтобы повоевать с местным населением. Речь вообще не идёт о каком-либо серьёзном вмешательстве в конфликт Киева с Венгрией.

То, что будет именно так, было понятно заранее. Венгрия – достаточно влиятельный член НАТО и ЕС, венгерский паспорт занимает четвёртую строчку в мировом рейтинге влиятельности паспортов, благодаря чему венгерские граждане могут въезжать без виз даже в США. Всё это говорит о влиятельности самой Венгрии как государства.

Правда, ОБСЕ отказал Будапешту в просьбе позволить членам наблюдательной миссии, которую эта организация планирует направить на Закарпатье для оценки ситуации с правами местных венгров, опросить самих местных венгров. Вместо этого миссия будет контактировать только с представителями украинских спецслужб. Это лёгкий щелчок венграм по носу от Брюсселя за то, что Венгрия заблокировала проект бюджета ЕС и отказывается полностью подгонять своё национальное законодательство под нормы ЕС. Да и подавлять украинский национализм, которым руководствуется киевская власть в отношениях с нацменьшинствами, Брюссель тоже не хочет. Слишком уж это нужный инструмент для разжигания русофобии и, как следствие, минимизации возможности интеграции Украины в евразийские экономические структуры. Но вот ввязываться в жёсткое противостояние с Венгрией в интересах Украины – это увольте.

Сейчас украинская пресса старается создать выгодный для Киева информационный фон вокруг ситуации на Закарпатье. Подозрительно, дескать, что обострение украинско-венгерских отношений произошло аккурат накануне дальнейшего обсуждения смягчения венгерского вето программы Украина – НАТО. Так было в 2018 г., когда Будапешт под предлогом защиты прав закарпатских венгров заблокировал работу комиссии Украина – НАТО. Летом 2020 г. Венгрия согласилась на предоставление Украине статуса партнёра НАТО с расширенными возможностями. Теперь о дальнейших послаблениях можно забыть. Отсюда нелепые утверждения, будто венгерско-украинский спор спровоцирован… в Москве.

Логически объяснить, как Кремлю удалось заставить закарпатских венгров обзавестись символикой Великой Венгрии, СБУ – эту символику обнаружить, а Будапешт – за это обрушиться на Украину с критикой в Европарламенте, никто не пытается. Зачем?

Правда, часть СМИ вроде «Эспресо» обрушили поток оскорблений на Венгрию, причём не выбирая выражений, мол, «як по класиці завоняло гуано із Угорщини». И пришли к выводу: Венгрия инвестирует в свою армию и это позволяет «амбициозным, вооружённым венграм» сбить Украину с пути в НАТО. А напугав себя, задались вопросом: «Устроит ли Венгрия новый Донбасс?»

Между тем куда больше причин считать, что ситуация на Закарпатье спровоцирована не внешними, а внутренними силами. Партия венгров Украины на местных выборах получила почти 12% голосов, и теперь идёт перераспределение должностей в региональных органах власти согласно полученным мандатам. СБУ прибыла с обысками к венграм на следующий день после обсуждения кандидатуры будущего главы Закарпатского облсовета – в это кресло метит ставленник партии президента Зеленского «Слуга народа» бывший генерал-майор контрразведывательного отдела СБУ Алексей Петров.

Заместитель главы Закарпатского облсовета Иосиф Борто охарактеризовал действия СБУ как «спланированную операцию, основанную на сфабрикованных политических обвинениях, целью которой является не только исключить деятельность венгерских организаций, но и запугать венгров Закарпатья и их руководителей».

Найденные СБУ при обыске дома лидера Партии венгров Украины Ласло Брензовича «доказательства венгерского сепаратизма» смехотворны – деревянная (!) сувенирная карта Великой Венгрии и книга об автономии Закарпатья в единственном экземпляре. Это не значит, что местные венгры не мечтают о присоединении региона к Венгрии. Ещё как мечтают! Но это может указывать на некоторую гротескность ситуации и на то, что конечная цель спецоперации СБУ – вовсе не венгры сами по себе, а обеспечение прихода к власти на Закарпатье нужных Киеву людей.

Сувенирная карта Великой Венгрии как доказательство закарпатского сепаратизма в глазах СБУ

Сувенирная карта Великой Венгрии как доказательство закарпатского сепаратизма в глазах СБУ

Ситуация тупиковая. Правящая в Венгрии партия нынешнего премьер-министра Виктора Орбана «Фидес» придерживается правоконсервативной риторики. Националистическими заявлениями премьеру удаётся консолидировать своих избирателей для отпора Брюсселю и диктатуре филантропа-миллиардера Джорджа Сороса, обильно спонсирующего майданы по всему миру. Деятельность многих курируемых Фондом Сороса организаций в Венгрии запрещена.

«Фидес» не может отказаться от такой риторики, иначе её избиратели начнут расползаться в стороны к другим политическим силам. Эта риторика для «Фидес» –  инструмент двойного назначения, позволяющий защищать свои интересы в ЕС и распространять влияние на соседние страны, где есть венгерская диаспора. Проблемы с венграми не только у Украины, но и у Румынии, Словакии, Сербии, Хорватии, Словении. Отказаться от защиты зарубежных венгров для Будапешта – всё равно что сдать назад в спорах с выше упомянутыми странами и уступить им своё влияние. Делать этого Будапешт не станет.

Украина в противостоянии с Венгрией проиграет. Венгерский национализм – это государственный национализм. Украинский национализм – это этнический национализм, который пытается быть государственным. Пока неудачно. Венгрия опекает не только закарпатских венгров, но и русинов и поддерживает их культуру. Киев душит и русинов, и их культуру. Венгрия настаивает на том, что на Украине должны соблюдаться права всех нацменьшинств. Киев видит в нарушении прав нацменьшинств благо для украинского государства. Закарпатские венгры понимают, что с такой Украиной им не по пути.

Киев и слышать не хочет об автономии, а идею федерального устройства государства приравнивает к государственной измене, предлагая народам Украины выбор – либо безропотно раствориться в придуманной националистами «одной нации», либо считаться врагами государства, сепаратистами и преступниками. Это и есть «ситуация гражданской войны» – видимо, одной, на востоке страны, Киеву мало.

Владимир ДРУЖИНИН