В Пекине уж точно не прольют и слезинки по уходу Трампа из Белого дома. Уходящий президент США до сих пор называет коронавирус «китайским вирусом». И никто и ничто его не переубедит: на этом вирусе споткнулась вся его президентская кампания, и карьера пошла на слом. Вряд ли он вернётся в Белый дом, но сделать это уж точно попытается через 4 года. А пока Трамп костерит «китайский вирус» и вдохновляет своих сторонников твитами, что у него «украли победу».

А всё это время Пекин не терял зря: в Китае набирает обороты кампания смещения акцентов в истории мировой пандемии. Почти год спустя после того, как врачи выявили первые случаи этой заразной болезни в китайском городе Ухань, к годовщине этого события государственные СМИ КНР, словно сговорившись, запустили сюжеты о том, что коронавирус был изначально обнаружен на упаковках импортных замороженных морепродуктов.

Официальный орган правительства Китая газета People’s Daily в своих материалах отмечает, что «все имеющиеся данные свидетельствуют, что коронавирус возник не в Ухане». Газета признаёт, что действительно в Ухане впервые был обнаружен коронавирус, но его туда завезли». И ссылается на мнение Цзэн Гуана, бывшего главного эпидемиолога Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний. Представитель министерства иностранных дел КНР на вопросы журналистов, верно ли, что вирус возник за пределами Китая, ответил, что следует различать, где Covid-19 был впервые обнаружен от того, как он проник в город и мутировал так, что стал заразен для людей. Уклончиво, но с намёком, что корону завезли в Китай. Откуда? Точного ответа власти КНР не дают.

Китайские учёные уже направили статью для публикации в самом авторитетном медицинском журнале Lancet, в которой утверждается, что «Ухань — не то место, где впервые произошла передача вируса Sars-CoV-2 от человека к человеку». И отмечает, что первый случай, возможно, имел место на индийском субконтиненте. Статья пока не опубликована, но провластные СМИ КНР уже сообщили о содержании направленной статьи. И понятно, что в Индии такая трактовка вызовет возмущение.

На Западе не очень верят в эту новую теорию возникновения вируса, поставившего мир на колени. Так, Майкл Райан, директор программы по чрезвычайным ситуациям в области здравоохранения ВОЗ, заявил на прошлой неделе, что весьма сомнительны утверждения, что заразная болезнь возникла не в Китае. Он заявил об этом на брифинге для журналистов в связи с годовщиной вспышки эпидемии в Китае.

Учёные отвергли и предположение о том, что вирус мог впервые появиться в Италии. Такие сообщения возникли после анализа образцов тканей онкологических больных, умерших от коронавируса в Италии. Профессор Джонатан Стоу, вирусолог из Института Фрэнсиса Крика в Лондоне назвал «серологические данные из Италии вариантом появления перекрёстно-реактивных антител, направленными против других коронавирусов». Другими словами, итальянские пациенты заразились от Covid-19, а не были «нулевыми пациентами». Эта теория европейского происхождения коронавируса не получила подтверждения, на что очень надеялись в Пекине. Учёный добавил, что для него нет сомнений, что первые случаи заболевания были зарегистрированы в Китае.

Более того: учёные в Европе не разделяют точку зрения китайских вирусологов, что обнаруженный коронавирус на упаковках с морепродуктами мог стать источником вспышки. По их оценкам, обнаруженные следы коронавируса представляют собой его слабый вариант, не способный вызвать заболевания. Китайскую версию проникновения смертельной заразы с морепродуктами отверг сходу Эндрю Пекош из школы общественного здравоохранения Блумберга Университета Джонса Хопкинса. «Этот тест не указывает на наличие инфекционного вируса, а просто на поверхности присутствует очень слабый вторичный вирус», — заявил вирусолог. По его словам, у китайцев нет данных о том, что Sars-CoV-2 на упаковке пищевых продуктов представляет собой агрессивный и очень заразный вирус.

Однако китайские власти не успокаиваются: экономические и политические последствия пандемии коронавируса столь велики, что Пекин стремится отмыть свою репутацию за рубежом. Ну, кому хочется, чтобы на тебя кивали, как это делает Трамп: мол, «китайский вирус» заразил уже более 60 миллионов человек и отправил на тот свет почти 1,5 миллиона людей. Оправившись быстрее всех от разрушительных последствий эпидемии коронавируса, Китай тут же взял курс на оказание медицинской помощи за рубежом, чтобы сгладить остроту обвинений в свой адрес.

Пекин сегодня предлагает миру и свои вакцины, которые находятся на последней стадии разработки, как часть своего вклада в борьбу со злом. Причём готов брать на себя расходы по производству вакцин за рубежом. «Китай пытается отмыться от пятна на своей репутации, что он несёт ответственность за «первородный грех вспышки», — считает Эндрю Смол, китайский учёный и старший научный сотрудник Фонда Маршалла в Германии. По его словам, последние месяцы показали, какие катастрофические последствия для мира имеет пандемия. И избавиться от чувства, что Китай причастен к этому, будет очень нелегко.

Вот почему в Китае набирает обороты кампания по поиску других стран или районов в мире, откуда вирус мог прийти в Китай. И эта кампания проецируется и на зарубежье.

Кроме того, Китай всячески сопротивлялся идее проведения независимого расследования в Ухане с целью выявления истоков заражения. А поэтому остаётся разве что шумное продвижение идей о «заморском» происхождении вируса, которые пока не имеют солидного научного обоснования. Исследователи ВОЗ, посетившие Ухань в начале этого года, к примеру, так и не смогли посетить продовольственный рынок, откуда пошла инфекция. Ожидается, что в ближайшее время в Китай отправится новая группа, которая получит доступ к исследованиям китайских учёных. Но Пекин тянет с датой поездки этой группы. А понимание происхождения Covid-19 жизненно важно для усилий по предотвращению повторения пандемии. К сожалению, на данный момент Китай, похоже, больше сосредоточен на вопросе о том, кто должен нести вину за болезнь, чем на совместном поиске с ВОЗ причин возникновения смертельной заразы.

Иннокентий Вишневский