Чиновники регулярно обещают России появление новых лоукостеров, но в действительности их просто не может существовать, поскольку они сократили бы прибыль группы «Аэрофлот». Впрочем, по условиям перелётов почти все наши компании без особой помпы уже стали лоукостерами.

«Победе» обещают конкурентов

Глава Росавиации Александр Нерадько рассказал о том, что российские авиакомпании планируют создавать подразделения-лоукостеры – аналогично «Победе», входящей в группу «Аэрофлот». По сути, Нерадько развил мысль экс-гендиректора «Аэрофлота», ныне министра транспорта Виталия Савельева, который также на днях призвал развивать низкобюджетные перевозки.

Сейчас мировой тренд показывает, что вся авиация именно развивается в части низкобюджетных перевозчиков,

– рассказал Савельев Госдуме.

К сожалению, в Европе, видимо, плохо слушают Савельева – сразу после его бодрого выступления заявление о банкротстве подала авиакомпания Norwegian Air, третий по объёму перевозок лоукостер Европы (после Ryanair и EasyJet). Это не значит, что «норвежцы», которые на самом деле базируются в Ирландии, прекратят полёты – но ситуация в компании аховая.

Мощная циничная Ryanair (типичный полёт новичка – билеты по 10 евро, штрафы за всё на 200 евро) тоже чувствует себя неважно: падение пассажиропотока в пять раз, доходы ещё ниже прогнозов, сделанных уже в разгар ограничений.

То ли дело российская «Победа» – в России её называют «фактически единственной» среди крупных компаний мира, которая по итогам третьего квартала 2020 года показала рост пассажиропотока на 12%. Действительно, в нашей стране на третий квартал были отменены практически все ограничения на перемещения, и люди помчались этим пользоваться. В других странах, где также был локдаун, возвращались к обычному быту не столь радикально. А средний билет «Победы», пусть незначительно, но подешевле, чем у конкурентов.

Итак, лоукостеры в нашей стране действительно имеют неплохие перспективы. Но надо задать два вопроса: лоукостер ли «Победа», и если да, то единственный ли в России?

Лоукост среди нас

Купил я недавно билет на рейс компании Nordwind Airlines. Допустил смешную опечатку в своём имени – вместо простого русского Mihail нарисовался загадочный китаец Mihaio (буквы l и o рядом на клавиатуре). Попытался исправить – сайт предупредил, что платно. Не вопрос, заплачу, сам виноват. Написал соответствующую заявку через форму на сайте – ноль реакции, только «Уведомление о получении обращения». Позвонил по телефону – ноль снявших трубку.

Ну и во избежание недопонимания в аэропорту просто не полетел. Билет, разумеется, невозвратный, но я подумал, так ли мне нужна эта дешёвая поездка – без сервиса, без багажа, без питания, с добавочной платой за любой, не к пандемии будет сказано, чих.

Что ж, урок есть – не летайте «Северными линиями», которые, к слову, вполне даже южные, ибо принадлежат туркам из «Пегас Туристик». По уровню сервиса – да и по цене – это же типичный лоукостер, просто не называющий себя так. Никаких отличий от «Победы», кроме одного: у российской компании трубку всё-таки берут, зато звонки – платные для абонента.

Или вот сейчас смотрю на рейс S7 («Сибирь») по тарифу «Эконом Базовый» и вижу: обмен со сбором, возврат запрещён, выбор места платный, багаж платный, ручная кладь 10 кг, до 55х40х23 см (по-божески), оформить багаж в аэропорту будет дороже. Чем не лоукост? Только наличием питания. В других компаниях на двухчасовом рейсе его вполне может не быть.

Причём с «Сибирью» вообще странно получается. Разница в тарифах приводит к тому, что рядом, на соседних креслах эконом-класса, летят люди, заплатившие – в конкретном случае рейса Москва – Екатеринбург – 1600 и 7200 рублей («Эконом Базовый» и «Эконом Плюс», различия в объёме багажа и возможности возврата билета). К счастью, во время полёта четырёхкратная разница расходов будет отражаться лишь в возможности выбора питания для более богатого пассажира, так что социальное неравенство вряд ли выльется в конфликт, но – будем честны – такие деньги за двухчасовой перелёт платят люди из разных общественных классов, и им может быть не слишком уютно рядом.

Тесно будет уж точно: рассадка за последние годы стала более компактной. «Креслица такие узенькие», – прокомментировал в своё время самолёты «Добролёта» премьер-министр Дмитрий Медведев, сам отнюдь не гигантского сложения.

То есть лоукост по России вполне себе летает, просто не использует это название. Основные наши авиакомпании – уже лоукостеры! Ибо все они воспользовались изменениями в Воздушный кодекс, которые продавил «Аэрофлот» для своего «Добролёта». Напомним основные изменения: питание даже на дальних рейсах стало необязательным, исчезло безусловное право пассажира на провоз багажа, все авиакомпании получили право продавать невозвратные билеты, ужесточились правила относительно ручной клади. Добавить сверхсметный багаж в аэропорту стало дорого, а при выходе на посадку очень дорого. «Победа», безусловно, сделала всех своими экспериментами с ручной кладью, но сегодня она только ею и отличается от других перевозчиков.

«Победе» не нужны конкуренты

Всё для «Победы» – этот военный лозунг вполне применим к нашему мирному времени, а кавычки одновременно обозначают и название, и иронию. Ранее, до 2014 года, наши чиновники делали всё, чтобы лоукоста в России не было. Пользуясь своим фактически монопольным доступом к законодательным инициативам, «Аэрофлот» не особенно стеснялся в методах. Первых российских лоукостеров, «Авианову» и SkyExpress, убивали как раз регуляторными нормами: скажем, ужесточили требования по числу одинаковых самолётов в авиакомпании, а для так толком и не взлетевшего «Добролёта» и его наследницы «Победы» потом эти правила вновь смягчили.

Первые годы «Победа» действительно очень сильно выделялась по ценам, но сейчас этого нет: и конкуренты снизили планку, и «Победа» закрыла аттракцион невиданной щедрости.

Так сформировалось главное отличие отечественных полулоукостеров (ещё можно обозвать их миддлкостерами, от middle – «средний») от европейских: наши дороже. Именно поэтому их к нам и не пускают: интересы «Победы» выше интересов граждан с их изрядно отощавшими кошельками. В качестве эксперимента разрешили летать из санкт-петербургского аэропорта Пулково компаниям WizzAir (с нынешней осени) и Ryanair (с зимы), но на птичьих правах с крайне ограниченным числом рейсов, причём рейсов, разумеется, только за рубеж и только по направлениям, не конкурирующим с интересными «Победе». С внутренними перелётами в России вообще странная история: российские авиакомпании плачут в СМИ о том, что они убыточны, иностранцы рвутся на этот рынок, но мы их не пускаем, а сами продолжаем «есть кактус». Нет, протекционистские меры – это хорошо, иначе наша авиация вообще исчезнет, но жаль, что она выживает за счёт избыточных цен для граждан. Как результат – активно (более одной поездки туда-обратно в год) летают в России лишь 6 миллионов человек, а половина вообще никогда не поднимались в воздух.

В России, безусловно, есть ниша для настоящего лоукостера, способного перевозить людей с одним местом багажа на 1500–2000 миль за 1000 рублей, причём не по акции, а на регулярной основе. Но пока законы и правила применяются под группу «Аэрофлот», никто не позволит выйти на рынок компании, способной сократить рыночную долю «Победы». Хотелось бы ошибаться, но пока что всё указывает именно на это.

Автор:
Михаил Мельников