КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

До сих пор слышны скептические усмешки по поводу пагубного влияния либералов — мол, не могли они всерьёз угрожать русской классической культуре. Однако подрывная духовная работа велась на серьёзном уровне: олигархи, включая Романа Абрамовича и Михаила Прохорова, вкладывали огромные деньги во внедрение в России «современного искусства» и «мировых трендов».

В последние 35 лет, когда в эпоху перестройки в нашу страну ветром перемен занесло смертельные бактерии моральной, духовной и эстетической гангрены, Россию настиг очевидный культурный кризис.

Проявления его очевидны — от навязываемых повсюду нижеплинтусного юмора и пошлой в своей бездарности попсы до маскирующихся под «утончённое искусство для ценителей и интеллектуалов» всевозможных извращений.

Но не стоит смешивать всю эту «псевдокультурную жизнь» в одну кучу, хотя такой соблазн и велик. То, что адекватным людям, воспитанным на принципах традиционного искусства и нравственности, кажется хаотичным клубком заразных духовных болезней, в действительности представляет собой чёткую систему уничтожения русского народа изнутри.

Систему, к которой приложили свои мозги, руки и, главное, деньги антирусские олигархи.

Культурные сорняки растут сами собой

Что же мы видим, когда осматриваем доставшуюся в наследство от времён господства либеральных установок в нашем обществе «культуру»? А наблюдаем мы явления родственные, но разного порядка.

Во-первых, это получившие всеобщее распространение благодаря развитию информационных технологий стихийная пошлость и хамство. То самое «народное творчество», которое расцвело за счёт возможностей самовыражения любого человека перед неограниченной аудиторией в Сети. Бесчисленные, имя которым уже легион легионов, блогеры, привлекающие внимание обескультуренной широкой аудитории так называемым «треш-контентом» — от банальной «матерщины на камеру» до сжигания дорогих автомобилей или даже совершения преступлений в режиме онлайн.

ОДИН ИЗ «ГЕРОЕВ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» — БЛОГЕР ДАНЯ МИЛОХИН. СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ «НЕОПРА, БЛИН!»

Самые удачливые из них становятся знаменитостями с миллионами подписчиков и рано или поздно позиционируют «артистами» — именно по такому пути прошли Инстасамка, Моргенштерн*, Даня Милохин и прочие подобные. На определённом этапе их подхватывают серьёзные люди из шоу-бизнеса и медиа, но первоначально это «народное творчество» вырастает само собой.

И удивляться этому «выросло само собой» не приходится — а как ещё вырастают сорняки? Это полезные растения (как и подлинное искусство — которое про «разумное, доброе, вечное») нужно долго и кропотливо выращивать, потратив массу времени и труда на возделывание почвы, полив и защиту от вредителей. А сорная трава и кусты (как и антикультура) появляются моментально безо всякой помощи — достаточно лишь оставить землю без внимания хозяина. Так и отечественное культурное поле было более чем на 20 лет оставлено без присмотра государства — и выросло что выросло…

От Пугачёвой до Инстасамки

Вторая составляющая либеральной «культурной системы» — старый недобрый шоу-бизнес, готовый практически на всё ради извлечения прибыли. Единственный ограничитель в этой погоне за наживой — Уголовный кодекс. Всё остальное, включая понятия добра и зла, в расчёт не принимается.

ЖИВОЙ СИМВОЛ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ШОУБИЗА — АЛЛА ПУГАЧЁВА. ФОТО: ANATOLY LOMOKHOV/GLOBALLOOKPRESS

По сравнению со стихийным контентом из интернета это, конечно, уже более развитая конструкция. Но суть её та же самая: искусство — всего лишь товар, который нужно либо откровенно «подгонять» под запросы целевой аудитории, либо грамотно рекламировать, формируя у потребителя соответствующие запросы.

И тут уже в ход идёт всё что угодно. Престарелые «звёзды» с Аллой Пугачёвой во главе, активно разыгрывающие ностальгическую карту. Новоявленные кумиры молодёжи, которых ради придания им «респектабельного» статуса тащат в телевизор — и вот уже Инстасамка распевает своё «За деньги да» в шоу «Голос» на Первом канале, а Милохин рассекает на коньках в ледовом шоу. Тоже почему-то на Первом…

ИНСТАСАМКА. ФОТО: КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

И третий сегмент, венчающий пирамиду, — многочисленные проекты, объекты, «лидеры мнений», которые формируют собой стройную систему, которая противопоставляется традиционной культуре и предлагает альтернативу ей.

Впрочем, тут небольшая, но принципиальная неточность. Не представители новой либеральной культуры формируют собой новую среду — это из них, как из кирпичиков, винтиков и пазлов, её создавали долгие годы. И строители не очень-то скрывались, их имена и фотографии регулярно мелькали в списках «самых богатых и влиятельных». Те, кого мы знаем как олигархов-западников, олигархов-глобалистов, олигархов-либералов.

Из «любви к искусству» Абрамович даже попытался перехитрить Запад

Из зловещих фигур эпохи 1990-х, фамилии которых стали символами и синонимами отечественного олигархата, сейчас «на плаву» остался только Роман Абрамович.

Березовского нет в живых, Ходорковский* после освобождения безуспешно пытается играть в большую антирусскую политику. А вот бывший губернатор Чукотки хоть и позорно лишился футбольного клуба «Челси» (огромные деньги потрачены впустую — стать своим в Лондоне всё равно не получилось…), но ещё участвует в закулисных играх. Чего стоит только участие Абрамовича в попытках устроить похабный для России «мир» весной 2022-го и обмене боевиков из числа украинских националистов.

РОМАН АБРАМОВИЧ. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS

Но заблуждаются те, кто полагает, что Абрамович активен лишь за пределами России: олигарх долгие годы вёл системную «культурную работу» в нашей стране. Обозначим лишь два её наиболее известных объекта.

О первом из них с новой силой заговорили в конце марта 2024-го, когда связанная с Абрамовичем компания «Новая Голландия», с 2010-го года занимавшаяся превращением одноимённого исторического острова-квартала Санкт-Петербурга в образцовое «современное городское арт-пространство», нежданно-негаданно угодила в скандал. Директор компании Роксана Шатуновская, известная как одна из наиболее приближённых к Абрамовичу фигур из мира «современного искусства», была вынуждена уйти в отставку.

Причина — чудовищный по своему цинизму пост в соцсетях после теракта в «Крокус Сити Холле», размещённый мужем Шатуновской реставратором Николаем Конашенком. К тому же раскрылась и откровенно антирусская, «нетвойнистская» позиция самой Шатуновской — подробнее об истории отдельно взятого возмездия за русофобию читайте в материале Царьграда.

ОСТРОВ НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. ФОТО: NIKOLAY GYNGAZOV/GLOBALLOOKPRESS

А ведь Роман Абрамович так старался обезопасить свой любимый проект «Новая Голландия» от любого негатива — юридического, информационного, финансового. Как сообщает петербургская пресса, мечта создать в Северной столице идеальный, с точки зрения либерала-глобалиста, образец «цивилизованного современного культурного пространства» не покинула олигарха даже после начала СВО и обрушившихся на него проблем. За прошедшие годы в «Новую Голландию» вложено, по оценкам специалистов, более 12 млрд рублей — а планы предполагают общее завершение всех работ лишь к 2031 году.

Одиозный бизнесмен в начале 2024-го даже скрыл факт своей юридической причастности к «Новой Голландии». Лишь бы защитить любимое культурное детище от пагубного воздействия западных санкций, под которые он в качестве «русского олигарха» (кукловодам из Вашингтона и Лондона не откажешь в чувстве юмора…) попал в 2022 году. С февраля текущего года лица, причастные к ООО «Новая Голландия Девелопмент», даже скрыты в Едином государственном реестре юридических лиц.

АРТ-ПРОСТРАНСТВО «НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ» — ЗВУЧИТ ВРОДЕ БЫ НЕПЛОХО. А ТУДА ПРИХОДИШЬ — И ВСТРЕЧАЕШЬ НЕЧТО ВОТ ТАКОЕ. СКРИНШОТ: ДЗЕН-КАНАЛ «ПЕТЕРБУРГ И ПУТЕШЕСТВИЯ»

Московский «Гараж» — культурная крепость олигарха

Но «первая культурная любовь» Абрамовича всё-таки имеет московскую прописку — речь идёт о музейном комплексе «Гараж», который олигарх запустил в 2008 году вместе со своей тогдашней спутницей жизни Дарьей Жуковой.

«Гараж» — это не просто музей современного искусства, раскинувшийся на нескольких площадках по всей столице. Это полноценная крепость, опорная база, из-за стен которой щедро финансируемые олигархом представители «передовой творческой интеллигенции» активно распространяли либеральную псевдокультуру на остальную Россию.

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ МУЗЕЯ «ГАРАЖ», 2018. ФОТО: ВЕДЯШКИН СЕРГЕЙ/АГН «МОСКВА»

«Гараж» — это также архивы и библиотеки, собиравшие всё, что можно собрать по «современном искусству». Образовательные центры, где молодое поколение художников разных направлений активно натаскивалось на то, какой должна быть «актуальная культура» — разумеется, в полном соответствии с «мировыми тенденциями» и «повесткой».

Но наиболее показательны те многочисленные выставки, которые проводились в «Гараже». Вот лишь три наглядных примера, работы каких «гуру» и «маэстро» привозили в Москву на деньги Абрамовича в качестве непререкаемых авторитетов и образцов для подражания.

Марина Абрамович — не родственница, а однофамилица олигарха. Известная своими перформансами сербская деятельница, которая прославилась акциями вроде «В присутствии художника» — когда «художница» просто сидела и глядела на любого посетителя (в общей сложности набралось более 700 часов и 1,5 тысячи «участников»).

НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ «ГАРАЖА» ЖУКОВА И АБРАМОВИЧ ПО-ПРЕЖНЕМУ ПРЕЗЕНТОВАНЫ КАК «РУКОВОДСТВО МУЗЕЯ». СКРИНШОТ: ИНТЕРНЕТ-САЙТ GARAGEMCA.ORG

Урс Фишер — швейцарский творец, лепящий свои «инсталляции» в буквальном смысле из чего угодно (хлеб, дерево, стекло, пластмасса, пенопласт, опилки и т.д.). А самая известная и удачная «работа» Фишера — когда он посреди галереи в Нью-Йорке вырыл яму без ведома и согласия владельца помещения. Мол, так «художник» поставил под сомнение особый статус музейного пространства.

Яёи Кусама — 85-летний персонаж из Японии, которого либеральная общественность преподносит как художницу. Правда, у Кусамы с молодости официальный психиатрический диагноз, последние 50 лет она живёт в специализированной лечебнице и практически на каждое своё «произведение» лепит фаллические символы — но это не мешает западным ценителям «актуального искусства» покупать её «произведения» за миллионы долларов.

Кто-то копает вглубь — Прохоров работает вширь

«Гараж» по-прежнему функционирует под управлением Антона Белова (в статусе директора с 2010 года). И, нужно отметить, после начала СВО культурная активность этого учреждения хоть и снизилась, но не прекратилась — тот же Белов продолжает устраивать «слёты» деятелей либеральной культуры в разных городах России.

Впрочем, в последние недели поступают обнадёживающие известия — так, в конце апреля в офисах музея «Гараж» прошли масштабные обыски. Что именно искали в цитадели отечественного «современного искусства», не известно. Но в том, что там можно найти немало примечательного, сомневаться не приходится. Дали бы только этим находкам адекватную оценку…

Но не Абрамовичем единым был многие годы жив культурный фронт духовной войны глобалистского Запада против Русской цивилизации. Пусть в меньших масштабах, но бывший кандидат в президенты России, а с 2022-го (вот ведь поистине судьбоносная дата…) гражданин Израиля миллиардер Михаил Прохоров также внёс свой существенный вклад в, как выразились подконтрольные ему структуры, «интеграцию российской современной культуры в общемировое культурное пространство».

МИХАИЛ ПРОХОРОВ. ФОТО: PRAVDA KOMSOMOLSKAYA/GLOBALLOOKPRESS

Прохоров выбрал иную концепцию «культурной работы»: он предпочёл «пахать» не вглубь на узком участке поля, а на максимально широкой площади. Если Абрамович занялся вплотную внедрением в отечественную духовную жизнь «современного искусства», то его коллега по олигархическому ремеслу создал благотворительный фонд имени самого себя для спонсирования либеральных начинаний в самых разных сферах культуры.

«Ответственность придётся нести ещё и нашим детям»

Театр, литература, кино, «просвещение» подрастающего поколения, «актуальное искусство» (видимо, либералам без него никак…) — на всех этих направлениях отметился Фонд Михаила Прохорова. Сам миллиардер в основном ограничивался выделением денег, а вот фактическим идейным вдохновителем и руководителем организации была его сестра — литературовед и книгоиздатель Ирина Прохорова.

ИРИНА И МИХАИЛ ПРОХОРОВЫ — БРАТ И СЕСТРА. ФОТО: ZAMIR USMANOV/GLOBALLOOKPRESS

Особое внимание в силу профессионального образования Ирина Дмитриевна уделяла книжной жизни России. Через фонд она запустила программу пополнения отечественных библиотек «нужной» литературой. Издавала журнал «Новое литературное обозрение» и основала одноимённое издательство. Одно время возглавляла жюри литературной премии «Русский Букер» — выпестованной англичанами книжной награды, по сравнению с которой все остальные либеральные премии казались даже не такими уж и русофобскими.

О том же, какие акценты в своей культурно-просветительской деятельности расставляла за деньги брата Ирина Прохорова, можно догадаться, ознакомившись лишь с некоторыми проявлениями её общественно-политической позиции:

— в 2016 году привела печально известный «Ельцин-центр» в качестве образца для остальных отечественных музеев;

— в 2020 году поддержала попытку государственного переворота в Белоруссии по примеру Евромайдана;

— в 2022 году (спустя два дня после начала СВО) подписала письмо с осуждением действий России. В письме содержались следующие строки: «Начавшаяся война [так либералы и западные СМИ обозначают спецоперацию] России против Украины — это позор. Это наш позор, но, к сожалению, нести ответственность за него придётся ещё и нашим детям, поколением совсем юных и не родившихся ещё россиян».

КИРИЛЛ СЕРЕБРЕННИКОВ С ОЧЕРЕДНОЙ ПРЕМИЕЙ «ЗОЛОТАЯ МАСКА». И ТУТ ПРОХОРОВЫ ВНЕСЛИ СВОЮ ЛЕПТУ… ФОТО: АВИЛОВ АЛЕКСАНДР/ АГН «МОСКВА»

Конечно, одним книжным направлением деятельность «дуэта Прохоровых» не ограничивалась. Так, фонд олигарха был партнёром театральной премии «Золотая маска». Той самой премии, которая в последние годы перед СВО превратилась в настоящую либерально-русофобскую феерию.

Феерия в данном контексте — это когда на самую престижную национальную награду выдвигаются провокационные, явно оскорбляющие чувства верующих постановки вроде «Тангейзера» Тимофея Кулябина. И когда одну награду за другой получают одиозные либеральные фигуры — Кирилл Серебренников, Дмитрий Крымов, Алвис Херманис. То есть русофобы разной степени откровенности, после начала спецоперации моментально сбежавшие за границу.

Что с того?

Как и в случае с известиями о проведении обысков в музейном комплексе «Гараж» Романа Абрамовича, есть позитивные новости и по поводу Фонда Михаила Прохорова. Судя по официальному сайту организации, последние её мероприятия датируются осенью 2022-го. То есть на текущий момент деятельность по «интеграции в общемировое культурное пространство» прекращена.

ПОКА ФОНД МИХАИЛА ПРОХОРОВА АКТИВНО РАБОТАЛ, ОН УСТРАИВАЛ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ И ЛЕКЦИИ. СКРИНШОТ: ИНТЕРНЕТ-САЙТ PROKHOROVFUND.RU

Но не ликование по поводу «наконец-то за прикормленную олигархами либеральную культуру взялись» главная мысль и цель это статьи. Рано ликовать, только первые шаги сделаны, дел невпроворот.

Главная же мысль, которую нам нужно осознать, принять к сведению и к действию, — антирусская культура не родилась сама по себе. Стихийным сорняком проросли вульгарные порождения эпохи (блогеры, стримеры и прочие инфлюэнсеры), однако сами по себе, без целенаправленной поддержки эти неприятные явления не имеют глубоких корней.

Гораздо опаснее именно система, которую и стремились взрастить деньгами олигархи, — параллельная и противостоящая подлинной русской культуре.

Параллельная — потому что «новая культура» фактически не соприкасается с настоящей, даже если и действует в рамках привычных вроде бы форм.

Противостоящая — потому как она должна была подменить собой национальную русскую культуру, имеющую в своей основе православные, библейские парадигмы и уникальный опыт взаимного обогащения традиций множества народов, составляющих Русскую цивилизацию.

России ни много ни мало не должно было быть по итогам «культурного развития» от Абрамовича, Прохорова и прочих. Вот что нужно понять — и не забывать, когда снова и снова будут раздаваться призывы к культурной толерантности, многообразию, конкуренции и интеграции.

* Алишер Моргенштерн, Михаил Ходорковский — включены Минюстом России в реестр физлиц, выполняющих функции иноагента.

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ