Общество «Царьград» приняло решение обратиться к председателю Синодальной комиссии по канонизации святых епископу Троицкому Панкратию с просьбой рассмотреть вопрос о прославлении в лике святых праведных воинов великого русского полководца Александра Суворова.

Храмы у Никитских ворот: «Где Пушкин венчался и Суворов крестился»

В самом центре Москвы, у Никитских ворот, близ храма «Большое Вознесение» («где Пушкин венчался»), есть небольшой старомосковский храм Преподобного Феодора Студита, одного из самых почитаемых на Руси ромейских (византийских) святых первого тысячелетия. День этого великого подвижника празднуется сегодня, 24 ноября по новому стилю, и в этот же день празднуется день рождения самого известного прихожанина этой церкви, генералиссимуса Русской Императорской Армии Александра Васильевича Суворова (1730-1800). О чём напоминает небольшая табличка из чёрного мрамора.

Ещё в начале XVIII века в этом храме, бывшем соборе бывшего Феодоровского Смоленского Богородицкого мужского монастыря, упразднённого в 1709 году, в период западнических реформ царя Петра I, был прихожанином генерал-аншеф Василий Иванович Суворов, живший совсем рядом, на Большой Никитской. Здесь он венчался, здесь крестил (в честь святого благоверного великого князя Александра Невского) сына, здесь был и погребён вместе со своей супругой, Авдотьей (Евдокией) Феодосьевной.

Здесь же, в храме Преподобного Феодора Студита, будущий великий полководец, подлинный наследник своего Небесного покровителя, возрастал духовно: «алтарничал», пел и читал на клиросе. А в советские годы, когда принималось решение о сносе святыни, именно генералиссимус Суворов в буквальном смысле с Небес заступился за родную церковь, где, по некоторым данным, даже хотели создать музей его имени. Имени, которое в XX веке станет одним из символов возрождения русской государственности, едва не погребённой под «пеплом» марксизма и «научного» атеизма.

Храм Преподобного Феодора Студита в XIX веке. Фото: официальный сайт храма

«Образ великих предков – Александра Невского и Александра Суворова»

Конечно, о духовной стороне жизни Александра Суворова в советское время было известно немного. Но во многом именно с его именем связано возрождение патриотических традиций в годы Великой Отечественной войны, когда партийные вожди осознали бесполезность марксизма в деле защиты Родины. И в первые же военные дни коммунистическая риторика сменилась патриотической.

Так, уже 7 ноября 1941 года, во время страшной битвы за Москву, Сталин в очередной своей речи вспомнил не только церковное «братья и сёстры», но и русских героев былых веков. В том числе прославленного Русской Церковью в лике святых благоверного князя Александра Невского и крещёного в его честь Александра Суворова:

Война, которую вы ведёте, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!

Именно во время Великой Отечественной войны был учреждён военный орден Суворова, созданы суворовские военные училища. Но мужественный образ этого великого предка оставался сугубо светским, секулярным. И только в конце 1980-х – начале 1990-х годов стараниями православной общественности, словно из небытия, возник и «другой» Суворов. Впрочем, ещё в 1987-м, когда 150-тысячным тиражом впервые за долгое время без купюр вышла знаменитая книга генералиссимуса «Наука побеждать», стало ясно: побеждал он не только воинским умением, но и силой горячей и искренней православной молитвы.

Советский плакат времён Великой Отечественной войны. Фото: shutterstock.com

«Суворовское» обращение Общества «Царьград»

Инициативы церковного прославления Суворова и его почитание не только как военачальника, не проигравшего ни одной битвы, но именно как праведного воина в новейшей истории возникали неоднократно. Но именно сейчас движение за его канонизацию обретает самый широкий характер, охватывая большинство епархий Русской Церкви. Так, в минувший воскресный день, 22 ноября 2020 года, с этой инициативой выступило многотысячное Общество «Царьград».

В ходе своего съезда «цареградцы» приняли решение обратиться к главе Синодальной комиссии по канонизации святых епископу Троицкому Панкратию. С просьбой начать работу по рассмотрению вопроса «о возможности причисления к лику праведных воинов великого русского полководца, а вместе с тем подлинного христианского подвижника генералиссимуса Русской Императорской Армии Александра Суворова». По словам участников съезда:

Прекрасно понимая, что одних воинских заслуг для канонизации явно недостаточно, хотим обратить внимание на ряд принципиально важных моментов из жизни полководца. Во-первых, с детских лет Александр Васильевич был глубоко набожным, молитвенным человеком, читал за богослужениями и пел в хоре. Во-вторых, все исторические исследования подтверждают его личную праведность, в том числе исключительное отношение к вопросу супружеской верности, а также подлинно аскетичный образ жизни. В-третьих, военные победы Суворова нельзя связывать исключительно с его полководческим дарованием, во все времена они были связаны с горячей и искренней молитвой.

Действительно, ни одна из битв Александра Суворова не начиналась без молебна. Более того, для всех православных воинов он сделал обязательной молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас. Святителю отче Николае Чудотворче, моли Бога за нас». Полководец настаивал: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай», а в своей знаменитой книге «Наука побеждать» призывал: «Умирай за Дом Богородицы, за Матушку, за Пресветлейший дом. Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава». Ну а знаменитый суворовский лозунг «Мы – Русские, с нами – Бог!» сам по себе уже говорит о многом.

Съезд Общества «Царьград». Фото: «Царьград»

Церковный ктитор и праведный воин

В своей полководческой деятельности Суворов всегда старался беречь солдат, делая всё, чтобы минимизировать человеческие потери даже в самых кровопролитных боях. Более того, точно так же он относился и к пленным, категорически запрещал жестокое обращение, приказывая хорошо кормить и оказывать медицинскую помощь.

Известно, что Александр Васильевич был церковным ктитором. На его средства возводились церкви в сёлах для крестьян, храмы в Новой Ладоге (где собственноручно изготовил крест-распятие), Кончанском, Рождествено. Также Суворов был и тайным благотворителем: ежегодно к Светлому Христову Воскресению он направлял колоссальную по тем временам сумму в десять тысяч рублей для выкупа малоимущих должников из долговой тюрьмы.

Перу Александра Суворова принадлежит «суворовский» покаянный Канон Спасителю. Кроме того, есть сведения, что в конце 1798 года полководец решил принять монашеский постриг в Ниловой Пустыни, о чём направлял прошение императору Павлу I. И только знаменитые Итальянский и Швейцарский походы, победоносно завершившиеся незадолго до подлинно христианской кончины полководца, помешали этому.

Памятная табличка на московском храме Преподобного Феодора Студита. Фото: официальный сайт храма

Нет никаких сомнений, что в своём подвижничестве Александр Суворов очень близок к двум другим прославленным Русской Церковью воинам: благоверному князю Александру Невскому и праведному воину Феодору Ушакову. Вспоминая деяния по канонизации великого флотоводца, хочется повторить очень глубокие и важные соборные слова:

Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии, которому изумлялся даже побеждённый им неприятель.

По твёрдому убеждению членов Общества «Царьград», в год 800-летия со дня рождения святого благоверного воина Александра Невского, наследником и продолжателем подвига которого стал Александр Суворов, канонизация этого великого полководца была бы особенно символична. Конечно, итоговое слово – за священноначалием нашей Церкви, но уже сейчас можно начать всестороннее церковно-историческое исследование, которое в результате могло бы привести к прославлению Александра Васильевича Суворова.

Ну а пока мы, чада Русской Православной Церкви, молимся об этом великом полководце словами заупокойной молитвы, принятой в случае поминовении людей особой праведности:

Покой, Господи, душу раба Твоего Александра и святыми его молитвами помилуй всех нас!

Автор:
Михаил Тюренков