Шесть лет войны и международной политической и экономической блокады, годы, в течение которых Донецкая Народная Республика установила свою государственность и институты, достигла фактического суверенитета с государственным контролем над территорией и административной системой с эффективным государственным аппаратом

Однако республика не получает международного дипломатического признания и де-юре не может стать субъектом международных отношений. Как и в случаях с другими постсоветскими непризнанными странами, международное сообщество не принимает во внимание право людей самоопределение. Тем более что, народ Донбасса реализовал это право как ответную меру на государственный переворот и нарушение прав человека. Мы не готовы жить в резервации.

В то время как международная дипломатия проводит серию встреч и диалогов в различных форматах (Минские соглашения, Трехсторонняя группа, Нормандский формат, Формула Штайнмайера), в поисках решений по переговорам об официальном статусе Донбасса руководство правительства ДНР не перестает работать для восстановление и развитие экономики, обеспечение мирной жизни общества, создание новых рабочих мест. Благополучие народа — цель народной республики. «Цель государственной политики — люди», — сказал премьер-министр Донецкой Народной Республики Александр Ананченко.

Александр Ананченко занимает пост премьер-министра ДНР с 2018 года. Родился и вырос в Донецком крае, «потомственный дончанин», он не считает себя политиком: «Я не политик. Я занимаюсь экономикой», — сказал г-н Ананченко во время разговора и выразил свое мнение о целесообразности изменений в экономике страны с начала войны в 2014 г. В ходе беседы мы также обсудили планируемое новое законодательство об инвестициях в ДНР и действия Правительства в существующих очень сложных обстоятельствах.

После распада СССР значительная часть Донбасса вошла в составе Украины. В Украине, как и во всех странах постсоветского пространства, начинался процесс декоммунизации. Государственные предприятия были приватизированы, и после смутного перехода права собственности их новые владельцы не были заинтересованы в их модернизации. В ряде случаев оборудование, металл продавались с целью получения быстрой прибыли. В других случаях – просто эксплуатировались без глубокой модернизации и развития производства. Однако Донбасс, регион с развитым машиностроением и добычей угля, остался одним из самых промышленно развитых регионов Украины — до начала гражданской войны в 2014 году.

О проблемах в экономике республики Александр Ананченко сказал: «Проблемы в экономике являются следствием одновременного действия негативных факторов: непризнанности Республики, технологической отсталости  горно-металлургического комплекса и кризиса указанного сектора мировой экономики. Наши металлургические предприятия — предприятия третьего технологического уклада, построенные Советским Союзом в эпоху индустриализации. Это не современные предприятия, и их владельцы использовали советское наследие, не проводя серьезную модернизацию и не добавляя технологические циклы более глубокого передела продукции. Указанные факторы, безусловно, снижают конкурентоспособность. Есть также проблемы с логистикой».

«Нам очень тяжело, — продолжает Ананченко, — но, несмотря ни на что, исходя из наших скромных возможностей — пенсии растут, зарплаты растут– пусть не так, как хотелось, предприятия не остановились, а многие возобновляют свою работу …. Есть органы власти, министерства, соответствующий порядок, институты работают, государство развивается. И что при этом происходит в Украине — деиндустриализация. Где обещанные инвестиции и пенсии по 2000 евро? Где все, что было обещано с трибуны Майдана? Зрелость государства определяется по отношению к детям и к пожилым, определяется возможностью получения образования. Все, что нужно транснациональным компаниям, — это рабочая сила и единый рынок «.

Обстрелы и бомбардировки Донецка в 2014 и 2015 годах разрушили не только аэропорт, но и нанесли серьезный ущерб городам и селам, инфраструктуре. Мы постепенно восстанавливаемся, кроме того, посмотрите на дороги: разительная разница по количеству автомобилей по сравнению с предыдущими годами. Люди возвращаются. А там, где очень плохо – туда не возвращаются.

Александр Ананченко, специалист с многолетним опытом работы в финансово-промышленных группах, с опытом антикризисного управления, юрист по образованию, убежден, что ДНР, несмотря ни на что — привлекательное место для инвесторов. В ближайшее время ожидается принятие закона об инвестициях, а будущим инвесторам будут предоставлены государственные гарантии и преференции. Важным инструментом государственно-частного партнерства должен будет стать обновленный Закон об обществах с ограниченной ответственностью,  создается законодательная база для создания и эффективного функционирования государственно-частных компаний.

Устойчивое экономическое развитие, защита и благополучие граждан являются основной обязанностью государства и частью его национальной безопасности. Одним из действенных механизмов устойчивого развития общества и государства, является законодательное определение жизненно важных интересов, а также подчинение интересов отдельных хозяйствующих субъектов интересам национальным. Эта модель устойчивого развития должна подкрепляться экономическими механизмами и системой государственного регулирования, потому что экономическая безопасность лежит в основе общей безопасности.

В данном аспекте передача имущества частных предприятий во временные административные полномочия государства после того, как владельцы бросили их на произвол судьбы, Александр Ананченко, расценивает как проявление государственной заботы и выполнение взятой на себя руководством республики ответственности перед обществом.

«Нас обвиняют в захвате собственности, но в пункте 13 Конституции Украины написано: «собственность обязывает» и собственность не должна использоваться во вред государству и народу. Когда украинские активисты, такие как Семенченко и Парасюк, перекрывали железные дороги, а государство не смогло пресечь их незаконные действия – это охлократия. Еще одна императивная норма государственного устройства Украины — верховенство закона. Закрытие дорог, блокада Республики со стороны Украины — это неконституционные действия. Руководству Республики пришлось принять сложное, но оправданное решение в интересах народа Республики. Вот что произошло — 2 активиста перекрывают дороги, прекращают подачу сырья для предприятий, затем последовали санкции в отношении наших предприятий со стороны властей Украины. До этого момента указанные компании работали же на территории Республики!».

Таким образом, руководство ДНР своими действиями продемонстрировало свою социальную ответственность и заботу о гражданах.

«Людей незаконно лишили возможности работать, но право на труд закреплено в Конституции. Собственность обязывает, верховенство закона обязывает. Кроме того, неконтролируемая остановка технологических процессы неизбежно создала бы угрозу окружающей среде. В основном по этим причинам на некоторых предприятиях была введена временная государственная администрация. Подчеркиваю – именно временная администрация».

Александр Ананченко сравнивает с европейским законодательством:

«Напомню о нормативном регулировании в случаях банкротства, которое демонстрирует более или менее похожие подходы во всей континентальной Европе. Существуют такие понятия как внешнее управление, временное управление. Когда в компании появляются признаки банкротства, привлекается внешний управляющий. И собственник предприятия временно  лишается прав на управление. Разве это не так в Европе? И здесь мы имеем форму экономического и политического банкротства. Владелец бросает на произвол судьбы предприятие и его работников. Мы ничего не национализировали. Мы ввели временную администрацию. Чтобы люди могли работать. Чтобы предотвратить социальную, технологическую, экологическую катастрофы. Было очень сложно. Неконкурентное производство, осложненная логистика. Банки были выведены, люди остались без зарплат, без пенсий».

Несмотря на все трудности, совместными усилиями гражданского населения, власти и военных, зародилось и развивается государство. Но это происходит в агрессивной среде. Государственные предприятия нуждаются в реорганизации и модернизации, и Республика надеется привлечь инвесторов и специалистов перерабатывающей промышленности. Все это может обеспечить развитие экономики, убежден Председатель Правительства, учитывая многочисленные преимущества донецкой экономики, такие как — квалифицированная рабочая сила, низкое и льготное налогообложение, интеграционные процессы с Российской Федерацией, дешевая энергия.

Как и любое независимое государство, ДНР строит свою политику и экономику на основе устойчивости, стабильности, надежности, предсказуемости и выхода за рамки возможного.

В условиях утверждения своей независимости для Республики возрастает важность вопроса экономической безопасности, как с точки зрения общей деятельности, так и с точки зрения хозяйствующих субъектов. Если ДНР преуспеет в достижении устойчивого развития экономики, это обеспечит ее безопасность, в первую очередь сможет противостоять любой потенциальной угрозе и опасности, всем неблагоприятным внутренним и внешним факторам, особенно социально-экономическим, политико-экономическим и информационно — коммуникационным ударам.+

Мирослава Димитрова, Оплот България, Донецк, специально для News Front