Во вторник, 6 октября, в Совете Федерации состоялся круглый стол «Вопросы законодательного обеспечения интересов России в глобальном и локальном интернет-пространстве». Среди 14 выступавших с докладами экспертов были директор департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова и учредитель Царьграда Константин Малофеев.

Рынок не решил. Это цензура, детка!

В начале своего доклада Константин Валерьевич в качестве иллюстрации создавшегося положения рассказал о блокировке «Ютуб»-канала Царьграда, осуществленном без всяких предупреждений и выяснений 27 июля.

– Аргументация «Гугла», владельца «Ютуба», является смехотворной. Они рассказали, что я нахожусь под американскими санкциями с августа 2014 года, – заявил Малофеев и пояснил, почему принятое в отношении «Первого русского» решение «смехотворно»: – «Ютуб»-канал Царьграда заработал ещё в 2015 году. Все эти пять лет я был учредителем канала, соответственно, они вели бизнес, совершали с точки зрения их американского законодательства уголовное преступление, в течение пяти лет общаясь с акционером, подлежащим санкциям, но это их не останавливало, а через пять лет они вспомнили об этих санкциях. К тому же, согласно оферте, которую мы все подписываем с вами, когда заходим в «Ютуб», этот видеохостинг обязан предупредить в течение 180 дней пользователя, если он собирается отключить его. Разумеется, нас никто не предупреждал, соответственно, они нарушили своё собственное соглашение.

Сейчас Царьград подал иск к «Ютубу», и стороны ждёт встреча в суде. Но суть вопроса не в этом. Налицо акт политической цензуры со стороны иностранного ресурса в чужом для него государстве. Поскольку, как объяснил Малофеев, «если бы это касалось только санкций, то в этот день отключили бы меня и Дугина, который тоже находится под санкциями. Но этого не случилось. Зато в этот день отключили двести ресурсов, занимающихся тематикой защиты семей», среди владельцев которых не нашлось ни одного человека, подпавшего под американские санкции.

МалофеевКонстантин Малофеев напомнил, что с 2014 года в Госдуме лежит законопроект, который запрещает распространение в социальных сетях противоправной информации. Фото: Телеканал Царьград

По словам Малофеева, в том, что делает «Гугл» на территории России с отечественными интернет-ресурсами, не стоит искать спора хозяйствующих субъектов, как это сейчас пытаются представить защитники наших зарубежных оппонентов. Во-первых, акт политической цензуры является прямым нарушением Конституции России. А кроме этого, если вести речь про «Гугл», то явно нелишним будет вспомнить его историю, как он создавался и как его растили в совершенно неконкурентной среде. В частности, с 1997-го по 1999-й годы создатели «Гугла» Пейдж и Брин получали специальные субсидии лаборатории Пентагона, занимавшейся разработкой новых технологий.

– На Хайленд-форуме, где собираются специалисты из Пентагона, были получены первые миллионы долларов компанией «Гугл». Затем компания в 1999 году провела продакт-плейсмент, где, опять же, главными её инвесторами были фонды, которые не скрывают своё сотрудничество с ЦРУ, – привёл Малофеев факты из журналистских расследований, которые в интернет-гиганте не любят упоминать. Разъяснил он и механизм, используя который заинтересованные стороны повысили капитализацию «Гугла» до рекордных показателей, после чего резюмировал: – Мы имеем дело с государственно субсидированными нерыночными участниками. Они стали рыночными участниками, когда их уже накачали, когда у них появились огромные объёмы. Их сопровождает государство, помогает государство, субсидирует государство, и на плечах разведсообщества они въезжают в разные страны. Вот кто такие «Гугл», «Фейсбук» и, соответственно, принадлежащий «Гуглу» «Ютуб».

А делать что?

Что делать в этой ситуации России? Путь первый – принимать законы, которые ограничат произвол иностранных гигантов по отношению к нашим ресурсам. Малофеев напомнил, что с 2014 года в Госдуме лежит законопроект, который запрещает распространение в социальных сетях противоправной информации. Он был принят в первом чтении, но на этом всё заглохло.

Необходимо, по его мнению, и ввести понятие публичной сети, обязав её обеспечить модерирование внутри себя. Все аргументы о невозможности этого учредитель Царьграда отмел в сторону, пояснив, что это с успехом делается в самих США или в том же Китае, где власти добились выполнения их требований в киберпространстве.

– Мы должны поступить точно так же, они не понимают слов любви, с ними нельзя по-человечески, потому что они зарабатывают огромные деньги на том, что они не соблюдают законодательство, – объяснил свою позицию Малофеев и заявил о необходимости принятия закона, который бы ограничил соблюдение санкций против России на её территории: – Это преступление – соблюдать антироссийские санкции на территории России.

– Наши собственные правоохранительные органы или органы надзора не имеют законодательной базы для того, чтобы остановить это творящееся беззаконие с точки зрения российской Конституции, российского законодательства. Я обращаюсь к законодателям с просьбой их услышать и соответствующую законодательную базу в том или ином виде, в виде уже существующих законопроектов или новых законопроектов, внести, – сказал Константин Валерьевич и предупредил: – Все страны в мире проходят этап, когда им транснациональные корпорации рассказывают, что ничего с нами нельзя сделать, мы действуем на уровне стран, до момента, когда страны, если у них есть суверенитет, заставляют соблюдать своё законодательство. Некоторые страны так и остаются в положении колоний.

Кроме этого, необходимо идти одновременно и по второму пути – выращивать российских конкурентов этим компаниям: «Мы субсидируем каналы федеральные, у нас есть отдельная строка в бюджете, считаем это политическим вопросом. Но почему мы не субсидируем собственный видеохостинг? Мы должны это делать. Надо выбрать среди них чемпиона и его финансировать – или двух. Только таким путём мы действительно сможем с ними конкурировать. Иначе это невозможно и нереально даже для наших флагманов «Яндекса» и «Мейл.ру». Если мы не будем отвечать им адекватно, то есть с помощью государственных субсидий, то ничего не получится. На ком мы будем выращивать собственный видеохостиг, на «Ростелекоме», на «Первом канале», на ВГТРК, на «Яндексе», на «Мейл.ру», не имеет значения в ходе этого обсуждения, но мы должны помогать – государством –  делать это».

Во внутриамериканских законодательных актах чётко обозначено, что целью американской информационной политики является обеспечение глобального доминирования. И там прямо указана обязанность выращивать подобные компании, – ещё раз заострил на этом вопросе внимание присутствовавших Малофеев и сослался ещё раз на зарубежный опыт, правда, уже на другую страну: – Китайцы тоже своих субсидировали. «Алибаба» и остальные выросли не из-за гениальности своих создателей. Это всё субсидии государства. Мы также должны принять такое решение.

Вопрос, услышали ли учредителя Царьграда законодатели, пока остаётся открытым. Но вскоре мы, наверное, узнаем ответ на него. Если, конечно, «Гугл» или «Ютуб» не заблокируют их самих в тех же самых соцсетях.

Автор:
Александр Гришин